Инновационные технологии при обучении иностранным языкам

Инновационные технологии при обучении иностранным языкам
Технология
Краткая характеристика

Технология полного усвоения.
Технология полного усвоения – система обучения, рассчитанная на каждого студента, а не на усреднённую личность. Эталон полного усвоения: операциональность, диагностичность. Ход учебного занятия:
Ознакомление с учебными целями
Общий план обучения
Обучение традиционными методами
Текущая проверка
Выявление ошибок и проверка усвоенного материала
Коррекция в малых подгруппах, взаимопомощь
Тестирование.

Технология разноуровневого обучения
Включение каждого обучаемого в деятельность, соответствующей его зоне ближайшего развития. Обучение всех по унифицированным программам и методикам не может обеспечить полноценное развитие каждому индивидууму. “Развитые забивают неразвитых. Преподавателю трудно работать в такой пёстрой группе, он невольно предъявляет к слабым более высокие требования. Поставить слабого в одни условия с сильным, значит создать неравенство”, - Блонский. Обучение всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности представляются нам нереализуемым для всех обучаемых. Выходом из положения может явиться деление аудитории на относительно гомогенные по составу группу, учитывая уровень владения предметом: минимальный уровень, базовый, вариативный (творческий). Принципы педагогической диагностики:
всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше. Это что-то нужно искать;
неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Структура разноуровнего обучения:
индивидуально-типологические возможности (темперамент, характер, способности);
психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции;
опыт, включающий знания, умения, навыки, привычки;
направленность личности: мотивы, интересы, эмоции.
Важное условие технологии разноуровнего обучения:
добровольный выбор каждым обучающимся уровня усвоения материала (не ниже минимального);
обязательная коммуникация и помощь друг другу;
самостоятельная работа, взаимообучение и взаимопроверка;
добровольная, дифференцированная посадка по уровням;
перед изучением новой темы – знакомство с целями и итоговым эталоном полного усвоения;
вводный контроль, коррекционная работа, текущий контроль – зачёт/незачёт, итоговый контроль – зачёт/хорошо/отлично;
обучение по индивидуальным планам с опережением.

Технология адаптивной системы обучения.
Вводится два стандарта содержания образования: студент должен и студент может. Центральное место занимает обучающийся, его деятельность, качество его личности. Учение рассматривается не только как результат, а как процесс, особое внимание уделяется формированию учебных умений. Процесс обучения происходит в три этапа: а) преподаватель обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует); б) работает индивидуально с отдельными студентами (упражняет, контролирует, работает по очереди); в) осуществляется взаимо и самоконтроль. Используется парная работа (в статических парах, динамических парах, вариационных парах). Статическая пара – два слабых, два сильных студента. Динамическая пара имеет общее задание состоящее из 4-х частей. После выполнения своей части задания и его контроля со стороны преподавателя студент обсуждает задание трижды с каждым партнёром. Вариационная пара – каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует результат вместе с преподавателем. Теперь обучаемый может проводить взаимообучение и взаимоконтроль. Каждый усваивает четыре порции учебного материала, создаются условия для самовыражения, самоопределения, саморазвития, свободы в обучении. Свобода – это собственный темп обучаемого. Темп кого-нибудь другого для него рабство.

Развивающее обучение
Знания человека - это не сумма, а система. Создание такой системы и отработка на ее базе когнитивных операций, обеспечивающих успешную деятельность в нестандартных ситуациях - основная задача технологии развивающего обучения. По этому признаку (знания как сумма, знания как система) можно выделить два крайних типа технологий обучения, между которыми расположен весь спектр реализуемых практических задач: знания суммирующие и интеллект развивающие технологии. Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний (данные и алгоритмы), во втором конкретные знания являются в первую очередь средством формирования системы знаний (модели мира) и отработки на ней когнитивных операций. В рамках суммирующих технологий накопление конкретных знаний является целью обучения. Для развивающих технологий конкретные знания являются, прежде всего, средством достижения главной цели – развития интеллектуальных возможностей человека. Ни в коей мере не отрицая нужности и полезности конкретных знаний, мы лишь подчеркиваем, что процесс их получения должен быть построен так, чтобы при этом целенаправленно развивались и совершенствовались интеллектуальные возможности человека. Именно такую технологию обучения мы и называем развивающей технологией.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – научить такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понимается, осмысливается, сопрягается с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формируется собственное аналитическое суждение. Данная технология большое внимание уделяет формированию способности излагать свои мысли на письме. Приемы, связанные с письменной речью, призваны, с одной стороны, организовывать, оформлять и инициировать процесс мышления студента; а, с другой стороны, могут быть материалом для диагностики этого процесса со стороны преподавателя. В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Основы методики включают в себя три стадии. Это стадии вызова, осмысления и размышления. Функции Вызова "Люди с желанием и эффективно делают то, что сами хотят делать, а не то, что им приказывают". Прежде чем начинать какую-либо учебную работу, необходимо на нее "настроиться". Функции осмысления содержания "Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!" Функции рефлексии "Образование - это то, что останется, когда забудется все заученное". Прием “Корзина” идей, понятий, имен Прием “Составление кластера” Прием “Пометки на полях” Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ” Прием “Написание синквейна” Прием “Учебный мозговой штурм” Прием “Написание эссе” Прием “Лекция со стопами”

Интернет- технологии
Информационные ресурсы Интернета чрезвычайно полезны для поиска нового материала и разработки международных научных проектов. Новые формы обучения невозможны без квалифицированной поддержки преподавателя. Предоставление такой помощи требует от преподавателя: -использования инновативных дидактических подходов и методик. -управленческих навыков. -навыков работы с информационными технологиями. -регулярного обновления содержания и структуры учебных дисциплин. -навыков оказания консультационной поддержки. -навыков установления и поддержания “сетевого” сотрудничества. Эффективное внедрение ИТ в педагогическую практику зависит от знания следующих областей: -применение ИТ для преподавания содержания предмета; -использование средств ИТ с целью поддержания контактов и связи; -использование ИТ для ведения научных исследований. На кафедре иностранных языков БГТУ преподаватели используют электронную почту для оказания консультационной поддержки студентам заочного отделения в течение семестра, для контроля письменных переводов технических текстов, выполняемых студентами, продолжающими изучение иностранного языка в кружках. При этом преподаватели применяют специальную систему маркировки ошибок различного вида (лексических, грамматических, стилистических, искажение смысла), что дает возможность студентам легко распознавать и корректировать допущенные ошибки и погрешности. Электронные публикации широко используются нашими студентами при подготовке докладов для научно-технических конференций. В настоящее время уровень компетентности преподавателя формируется не только из знания самой предметной области, но и из способности постоянно обновлять и расширять свой интеллектуальный потенциал и приобретать специальные навыки мотивирования людей для самостоятельного обучения в контексте непрерывного образования в течение всей жизни. Этому способствует международная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Технология креативности
Технология креативности является неотъемлемой частью современного процесса овладения всеми видами деятельности в изучении иностранного языка. Она предполагает использование творчества как наиболее эффективное средство в создании положительных эмоций и мотивации при изучении трудного материала. Она развивает личность, учит творить и созидать. В креативном мышлении нуждаются специалисты в любой сфере занятости, т.к. это новый, созидательный тип мышления, при котором возможно во всем находить интерес, желание и соответственно проявлять энтузиазм, неординарность. Разрабатывая данную технологию, психологи и педагоги исходили, прежде всего, из необходимости формирования креативного мышления при любом виде обучения. Знакомясь с историей вопроса, преподаватели кафедры иностранных языков изучили принципы развития креативного мышления, разработали различные виды и формы учебной деятельности, включающие групповые, парные, индивидуальные занятия, позволяющие развивать память, знания за пределами программы, воспитывать неординарную личность, способную совершенствоваться, искать и делать открытия. При обучении креативности на занятиях по английскому языку используются фонетические, лексические, грамматические, коммуникативные упражнения; устные и письменные; по страноведению, специальности и общеобразовательные. Банк креативных упражнений накапливается каждым преподавателем. Занимательная грамматика, рифмовки и стихотворные строки, цитаты и афоризмы, драматизация литературных произведений, – итог внедрения технологии креативности в учебный процесс изучения иностранного языка.

Технология с использованием компьютерных программ
Имеется несколько компьютерных программ. Например, программы Еnglish Тutor, Teacher, ICL, Lang Land позволяют эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Они предназначены для аудиторной работы, а также для самостоятельной работы студентов. Способствует развитию грамматических и лексических навыков. В них разработаны контрольно-тренировочные упражнения с использованием средств программированного контроля: упражнения с разными уровнями сложности, обеспечивающие познание связей и взаимосвязи языковых явлений: упражнения на сочетание изучения нового материала с закреплением ранее усвоенных знаний и оперативным самоконтролем. Предоставляется возможность тренировать и активизировать тематическую и специализированную лексику в диалогической речи (вопросно-ответные упражнения). Программа способствует отработке грамматических явлений: временных форм, построения предложений, частей речи. Еnglish Тutor можно использовать как для организации самостоятельного курса обучения на английском языке, так и в процессе параллельной работы над несколькими аспектами языка. Интерактивный курс „Euro plus“, в который включены мини видеосюжеты и аудио-диалоги позволяет вовлекать студентов в интерактивную деятельность с виртуальным партнером.

Технология проектного обучения
Особенностями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] управления самостоятельной работой студентов являются: - устойчивость связи между этапами работы, - преемственность, - мобильность и гибкость, - подвижность границ между этапами, их взаимопроникновение. Для адекватного управления самостоятельной работой с помощью проектной методики разработаны ее параметры: степень соответствия звеньям учебного процесса, продолжительность выполнения проекта, характер познавательной деятельности обучаемых, предметное содержание проекта, место выполнение проекта, источники информации, соотношение видов речевой деятельности, организационные формы выполнения, степень руководство со стороны преподавателя, конечный продукт проектной работы, возможное практическое использование результатов проекта.

Технология обучения в имитационно-деятельностной игровой форме
Ролевая и деловая игра способствуют обучению навыкам диалогической и монологической речи, активизации речемыслительной деятельности, формированию навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию средствами иностранного языка. В основе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] лежат общеигровые элементы: наличие ролей, ситуаций, игровые предметы. Деловая игра обладает также индивидуальными чертами: моделированием в игре условий профессиональной деятельности, наличием конфликтных ситуаций, обязательной совместной деятельностью участников игры, описанием объекта игрового имитационного моделирования, контролем игрового времени, элементом соревнования. Игра обеспечивает условия для комплексного использования имеющихся у студентов знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствование иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языков как средством профессионального общения и предметом изучения.

Тестирование знаний студентов
Тесты используются для обучения и для контроля усвоения лексических и грамматических знаний. Цель тестирования – систематизировать и контролировать уровень усвоения студентами основных тем курса. При подборе тестовых заданий реализованы такие принципы, как языковая доступность, нарастание сложности материала, дифференцированный подход к контролю знаний, множественность выбора. Тесты включают дополнительные задания повышенной сложности. Они предназначены как для самостоятельной работы студентов, так и для занятий под руководством преподавателя.

Технология обучения устной речи на основе видео- и аудиозаписей
Видеофильмы и аудиозаписи используются для интенсификации обучения иностранным языкам. Материал делится как по языковым аспектам (лексике, грамматике, фонетике), так и по видам речевой деятельности (обучению аудированию, чтению, говорению, переводу). Материал по страноведческой тематике способствует расширению кругозора студентов. Аудио- и видеоимитации хорошо развивают творческое мышление, так как более всего приближены к реальной коммуникации. Они способствуют развитию продуктивных языковых навыков как устной, так и письменной речи, лежащих в основе коммуникативной компетенции. Аудио- и видеоматериалы используются для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Модульное обучение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] представляет собой обобщенную универсальную систему, которая органично и оптимально интегрирует в себя многие технологии, необходимые для достижения конкретных образовательных и развивающих целей. Модуль как целостное единство содержания и технологии его изучения реализуется через комплекс технологий: -коллективного взаимодействия, -полного усвоения, -разноуровнего обучения, -адаптивной системы обучения. -тестирования -развитие критического мышления -использования ролевых имитационно-деятельностных игр Основной принцип данной технологии: студент с помощью модульной программы включён в активный самостоятельный процесс учения; преподаватель сопровождает его в этом процессе, помогая освоить приёмы обучения и самоуправления. Модуль оформляется в виде специального учебного пособия для индивидуальной работы студентов на время изучения блока учебного материала.

Технология коллективного взаимообучения
 
 
 
Это обсуждение одной и той же информации со сменными партнерами. Включаются все процессы мыслительной деятельности: память, воображение, внимание, речь и т.д. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. Шумовые помехи, которые могут возникать при такой технологии обучения по истечении непродолжительного времени перестают ощущаться. Я. Каменский писал: “ Многое спрашивать, усваивать, учить других – тайны высшей учёности”. Роль преподавателя заключается в подготовке материала, аутентичном, ситуативном ориентировании на определённый род деятельности. Цель данного обучения – сделать каждого студента индивидуально сильнее в его собственной позиции и развить определенные коммуникативные качества личности. Предусматривается 4 этапа технологии коллективной деятельности: 1. Ввод в проблемную ситуацию, постановка проблемы, цели и способов их достижения. 2. Работа в творческих микрогруппах. 3. Общее обсуждение: защита позиций. 4. Направление процесса дальнейшего познания. При коллективной работе возрастает ответственность каждого студента за свою работу, происходит обмен знаниями. Формами групповой работы могут быть “интервью”, “банк информации”, поиск “союзника” и т. д.

Технология формирования навыков научно-технического перевода
Развитие и совершенствование навыков научно-технического перевода является одной из основных задач обучения иностранным языкам в техническом вузе. С этой целью целесообразным представляется интегрирование в учебный процесс технологии обучения научно-техническому переводу. Чтобы обучить студентов основным принципам анализа и перевода текстов по специальности, необходимо постоянное развитие и совершенствование соответствующих умений и навыков. Задания, способствующие достижению данной цели, должны присутствовать на каждом занятии по иностранному языку на завершающем этапе его изучения. Помимо изучения и освоения Л.Е., большое внимание следует уделить также изучению отдельных грамматических конструкций, постепенно переходя к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] простого и сложного предложения, которое является одной из основных структурных единиц текста. Кроме того, нельзя оставить без внимания такие аспекты как словообразование, перевод терминов и терминологическических словосочетаний, аббревиатур, неологизмов и т.п. Все это рассматривается в рамках технологии формирования навыков научно-технического перевода, которая внедрена в учебный процесс по английскому языку На методическом объединении имеется достаточно богатый практический материал по данной технологии для работы со студентами, изучающие различные языки.

Технология формирования стратегий иноязычного речевого поведения
Коммуникативная стратегия – это совокупность языковых средств и речевых приемов для достижения намеченной цели общения. Группы стратегий, определяемые с учетом таких факторов, как речевая ситуация и цель общения, степень близости знакомства, социальный статус собеседников и др., обобщенно можно представить в виде макростратегий маневрирования и реагирования. Макростратегия маневрирования включает в себя стратегии дистанцирования уклонения и намека, а макростратегия реагирования основывается на стратегиях поддержки собеседника и поддержания контакта. Сами названия стратегий, образующих первую группу – дистанцирование, уклонение и намек, отражают характерные черты англоязычной коммуникации: высоко развитые возможности вербального маневрирования и лавирования, уклонение от прямолинейности и иносказательность высказываний. Каждая из коммуникативных стратегий имеет в английском языке характерное лингвистическое оформление, отражая специфику социокультурного подхода к общению. Технология формирования стратегий иноязычного речевого поведения призвана служить основой для развития фоновых знаний, а на занятии – отправной точкой для дискуссии социокультурной направленности, предъявляя всевозможные варианты лингвистического оформления высказывания. Представляется целесообразным при обсуждении “плановых” заданий ориентировать студентов не на слепое копирование готовых образцов высказываний или на бездумное заучивание речевых формул, а на вдумчивое и осознанное отношение к выбору соответствующих фраз и выражений, показывая различные подходы, характерные для носителей русской и англо-американской коммуникативных культур. Можно сравнить различные способы выражения намерений иностранцами и, скажем, американцами, сопоставить возможные варианты использования разговорных клише и их перевода, пополняя по мере освоения материала речевой репертуар обучаемых новыми элементами. Технология предусматривает и самостоятельную работу студентов с последующим разбором под руководством преподавателя.



Заголовок 515