Урок по литературному чтению на тему Проверим себя и свои знания. Были-небылицы
28.01.16г 3б класс уряшева.л.р Литературное чтение + ИКТ(«Школа России» 3 класс)
Тема: Проверим себя по теме «Были – небылицы»
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Были-небылицы»; развивать внимание, наблюдательность, память, речь учеников.
Задачи урока:
1. Формировать навык работы с текстом: выборочное чтение.
2. Формировать навыки выразительного чтения.
3. Учить детей работать в творческих группах.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание художественного и научно-популярного текста, задавать вопросы к прочитанному тексту; согласованно работать в паре; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; высказывать своё мнение о прочитанном произведении; подводить итог своей деятельности на уроке.УУД
Предметные: вспомнят с произведение А. И. Куприна; М.Горького, К.Паустовского. научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте
Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; составляют план работы по решению учебной задачи урока;
коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалогв паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы
Личностные:
оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Этапы урока Деятельность учителя уудДеятельность учащихся
Организационный момент.
Разминка речевого аппарата.
Введение в тему урока.
Биография Горького, Паустовского, Куприна
« Музей забытых вещей».
«Найди лишних»
Итоговая часть
Рефлексия.
Прочитайте скороговорку:
Пошел ИпатЛопаты покупать.
Купил ИпатПять лопат.
Шел через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
Прочитайте «Птичьи базаром», медленно, начиная тихим голосом, затем громче.
Ответьте на вопрос, что это?
Краткий устный рассказ о происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности. Что это?
В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.
С каким разделом мы с вами начали знакомство в 3 четверти?
С какими произведениями познакомились из этого раздела?
Какой рассказ вам больше понравился и почему?
Прочитайте строчки:
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас –
весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они?
Как вы думаете, это рассказ или сказка?
Почему автор поместил его в раздел «Были и небылицы»?
Потому что этого на самом деле не могло случиться.
Далее прочитайте строчки:
Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове и только тихонько открыл клюв.
-эх ты, беспризорник!- сказал милиционер, снял варежку и засунул в неё пашку и спрятал варежку с пашкой в карман шинели.
Откуда эти строчки?
Рассказ - повествовательное произведение небольшого размера, отражает реальные события.
Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил
Так что это – рассказ или сказка?
Теперь давайте прочитаем эти строчки:
Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как и в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:
-Мо-лоч-ка! Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Какие цели поставим перед собой на уроке?
Работать мы будем в командах и в конце урока посмотрим, какая команда лучше разбирается в былях и небылицах
Ребята, прежде чем мы начнем говорить о рассказах, я предлагаю вам вспомнить авторов, которые их написали.
Сейчас я начну зачитывать моменты из жизни писателей, для каждой команды, а ваша задача догадаться о ком идет речь.
1к.
«Его настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков»
«Этот писатель очень любил природу и поэтому большинство его рассказов о природе»
«После смерти мужа, мать этого писателя, отдала сына в пансион для детей сирот»
2к
«Он работал у сапожника мыл посуду на пароходе, выполнял черную работу с 8 лет»
«Его отец был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего семья этого писателя постоянно переезжали с места на место»
«Перед тем, как стать писателем, он успел освоить множество профессий. Среди них — работа в цирке и рекламном агентстве. Он также был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему все было интересно, и каждый раз хотелось попробовать себя в новом деле. Всего же за свою жизнь этот писатель сменил около 20 профессий»
3к
«Его детство было очень тяжелое, поэтому он взял себе псевдоним, в котором это и отражается. В детстве этот писатель жил у дедушки, который был очень суровым»
«первый рассказ этого писателя был опубликован в киевском журнале «огни»»
«Он написал свой рассказ для детей, после того как в гМессине случилось землетрясение» (Горький)
« Музей забытых вещей».
- Я предлагаю пройти со мной дальше, и мы оказываемся в музее забытых вещей. В этой коробке лежат вещи, которые выпали из произведений нашего раздела. Мы должны вернуть их. А для этого нам надо узнать произведения, из которого они «потерялись» и выполнить задание. Готовы?
«Стеклянный букетик» - Из какого произведения? Автор? Найдите в тексте и прочитайте отрывок: почему этот букетик был дорог Машиной маме?
«Слон» - Из какого произведения? Автор? Найдите в тексте и прочитайте отрывок: как описывает автор выступление слона в цирке.
«Морское дно» - Из какого произведения? Автор? Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором описывается красота подводного мира.
«Найди лишних»
- Следующее задание, которое я вам предлагаю выполнить, это игра «найди лишнее».
-Каждая команда получает карточку. Прочитав ее, вы должны вычеркнуть то, что не относится к произведению, назвать автора произведения.
1к.
Усатые лангусты, краб, актинии, слон, зеленые рыбешки
Старые настенные часы, золушка, рак-отшельник, Камчатка
Михаил Петрович, слон, немец, золушка
2к
Евсейка, рыба, подводное царство, немец
Наковальня, слон, театр, воробей
Немец, настенные часы, папа, игрушки
3к
Рыбалка, алая морская звезда, Надя, ЕвсейкаМаша, милиционер, большая рыба, нянюшка Петровна
Золушка, папа, мама, Надя
Работа по учебнику стр 42-43
задание на странице 44 учебника «Родная речь»творческое задание: «Представьте, что твоя ручка или тетрадь может о чем-то рассказать. Как ты думаешь о чем? Познавательные:
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесноерисование, составление характеристики, написание синквейна)
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Это быль.
Это небылица.
Случай с Евсейкой, Растрепанный воробей, Слон
Это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные только разговаривают…
По форме это рассказ т.к. здесь нет волшебников и фантастики, а события происходят в реальном мире. Но события явно не реальны. Это произведение можно отнести к небылицам, но для простоты мы будем называть его сказкой.
Это рассказ
Вспомним рассказы с которыми мы познакомились в разделе «Были – небылицы»
Максим Горький
Константин георгиевич Паустовский
Александр Иванович Куприн
Учащиеся работают в группах
Слон
Рак-отшельник
Золушка
Немец
Слон
Настенные часы
Надя
Большая рыба
золушка
Метапредметные:
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом
учебника.
Выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
проявлять:
интерес к чтению русской поэзии;
свои чувства при анализе произведения;
интерес и творческое отношение к выполнению заданий.
Предметные:
читать осознанно, выразительно, без ошибок;
работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портретлитературного героя), его характер, на основе анализа произведения;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том
числе и к художественной стороне текста.
Личностные:
1. развивать умения выказывать своё отношение к герою; выражать свои
эмоции;
2. формировать мотивацию к обучению и целенаправленнойпознавательной деятельности.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
Регулятивные:
- прогнозировать содержание произведения;
- готовить творческий пересказ: сочинять продолжение сказки;
Познавательные:
- понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
Коммуникативные:
- уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
- положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения
ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАЗДЕЛУ «БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ»
1 ВАРИАНТ
1.Вспомни авторов прочитанных произведений. Соедини название произведения с фамилией автора.
Слон.
Случай с Евсейкой.
Растрёпанный воробей. Паустовский К.Г.
Куприн А.И.
Горький М.
2. Назови героев рассказа К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей».
____________________________________________________________
3. К какому жанру литературы можно отнести прочитанные в этом разделе произведения?
А) народные сказки;
Б) литературные сказки.
4. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного. Зато нянька, шестнадцатилетняя Поля, начинает визжать от страха».
__________________________________________________________
5. Вспомни образные сравнения из произведения М.Горького «Случай с Евсейкой». Соедини названия морских обитателей с их описанием.
Точно крупные вишни.
Мелькают, точно мухи.
Как мокрый носовой платок.
Точно стеклянные шарики. Креветки.
Сепия.
Сифонофоры.
Актинии.
6. Подбери пословицу к произведению К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей».
А) Волков бояться, в лес не ходить.
Б) За правое дело сражайся смело.
В) Долг платежом красен.
ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАЗДЕЛУ «БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ»
2 ВАРИАНТ
1.Вспомни авторов прочитанных произведений. Соедини название произведения с фамилией автора.
Слон.
Случай с Евсейкой.
Растрёпанный воробей. Паустовский К.Г.
Куприн А.И.
Горький М.
2. Назови героев рассказа А.И.Куприна «Слон».
____________________________________________________________
3. К какому жанру литературы можно отнести прочитанные в этом разделе произведения?
А) народные сказки;
Б) литературные сказки.
4. Из какого произведения взят данный отрывок?
« А вокруг в воде повисли рыбы – множество! – проводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут…».
__________________________________________________________
5. Вспомни образные сравнения из произведения А.И.Куприна «Слон». Соедини названия частей тела слона с их описанием.
Ноги
Уши
Глаза
Хобот Большие, как лопухи.
Крошечные, но добрые.
Точно длинная змея.
Толстые, как столбы.
6. Подбери пословицу к произведению М.Горького «Случай с Евсейкой».
А) Волков бояться, в лес не ходить.
Б) Такие чудеса, что дыбом волоса.
В) Долг платежом красен.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Проверку домашнего задания можно начать с плана рассказа. Учитель вызывает к доске по одному представителю от каждой группы, они записывают план на доске.
– Внимательно прочитайте каждый из написанных планов.
– По какому плану вам было бы проще всего пересказать произведение А. И. Куприна «Слон»?
– Что бы вы изменили в других планах?
Учащиеся под руководством учителя редактируют планы на доске, если в этом есть необходимость, а затем исправляют план в своих тетрадях.
После этого группа, чей план был признан лучшим, пересказывает рассказ.
Далее дети читают отрывки, которые их наиболее взволновали, объясняя свой выбор.
III. Обобщение знаний учащихся.
– Мы закончили чтение произведений по теме… («Были-небылицы».)
– Понравились вам прочитанные произведения?
– Вы можете прочитать еще не одну интересную книгу «Былей-небылиц», но уже взяв ее в библиотеке. Некоторые из таких книг вы принесли сегодня на урок, но к ним мы обратимся несколько позже, а сейчас вспомним, о чем же мы читали…
– Этот мальчик сумел побывать на дне морском и выбрался оттуда живым и невредимым благодаря смекалке и сообразительности. Кто он? Кто рассказал о нем? (М. Горький. «Случай с Евсейкой»; Евсейка.)Маленький мальчишка,
В сером армячишкеПо двору шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей.)
Этот «мальчишка» стал героем нескольких сказок. Назовите их. Вспомните авторов этих произведений. (М. Горький. «Воробьишко», К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей».)Ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 42–44) – выборочно.
Физкультминутка
– А теперь настало время обратиться к книгам, которые вы принесли на урок. Рассмотрим их.
Дети показывают принесенные ими книги, называют автора и заголовок книги и ставят книгу на книжную выставку.
– Чем вас привлекла эта книга? О чем она? Расскажите тот отрывок, который вам больше всего понравился.
Учащиеся коротко рассказывают содержание принесенной на урок книги и объясняют свой выбор.
IV. Итог урока.
– Что особенно запомнилось, понравилось?
– Что бы хотели выполнить еще?
– Что бы вы сделали по-другому?
– Оцените свою работу