Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) на тему Прощание с Азбукой. Проверим свои знания
+
МБОУ «Новонадеждинская СШ»
Технологическая карта урока обучение грамоте (чтение) в 1 классе по теме
«Прощание с Азбукой. Проверим свои знания»
УМК «Школа России» ФГОС НОО
3020060344170
Учитель:
Папушина Елена Олеговна
Дата проведения: 18 марта 2016 года
Тема урока Прощание с Азбукой. Проверим свои знания
Цель деятельности педагога Мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению
Педагогические задачи создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей;
совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;
способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
Тип урока Итоговый
Планируемые образовательные результаты
Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций.
Личностные: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение.
Метапредметные: (критерии сформированности и оценки компонентов УУД) Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.
Познавательные: умение прогнозировать свои действия.
Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной деятельности.
Формы и методы обучения Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, групповая, словесный
Основное содержание темы, понятия и термины Алфавит. Гласные и согласные буквы.
Образовательные ресурсы Алфавит (карточки с изображением букв); карточки с играми; обложки книг «Азбука», «Литературное чтение»; костюмы сказочных героев (Буратино, Мальвина), дипломы.Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления картинок; мультимедийный проектор; компьютер.
Структура урока
Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Осуществляемыедействия
учащихся Формируемые умения
(универсальные учебные действия) Вид и форма контроля
1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока
Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку Фронтальная.
Словесный.
Звучит песня “Чему учат в школе”. Презентация.
Автор слов Пляцковский М. Композитор (музыка) Шаинский В.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
- Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.
Дети приветствуют учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей Осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке.
Наблюдение учителя
II. Актуализация опорных знаний, постановка учебной задачи Словесный.
Индивидуальная.
Слово учителя.
1.Мы собрали пап и мам,Но не для потехи.Мы сегодня рапортуем,Про свои успехи.
2. Мы сегодня очень рады,Всем ребятам, папам, мамам.Мы приветствуем гостей,Дорогих учителей.
3. Всех знакомых, незнакомых -И серьезных, и веселых.Первый класс, первый класс,Пригласил на праздник вас.
-Дорогие ребята! Уважаемые родители, гости! Сегодня у нас урок-праздник. Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой!
Заранее подготовленные ученики читают стихотворения
Слушают учителя.
Умение выразительно читать стихотворения с передачей различных интонаций.
Наблюдение
III. Формирование учебных умений и навыков действий
Словесный. Наглядный.
Беседа.
Вбегает Буратино.
Буратино: Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Буратино: Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
(Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину)
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?
Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, сейчас и произойдет чудо.
(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.
Выходит Азбука.
Азбука:
Я – Азбука. Учу читать.Меня никак нельзя не знать.Меня изучишь хорошоИ сможешь ты тогда Любую книгу прочитатьБез всякого труда.А в книгах этих есть про все:Про реки и моря,И круглая Земля.Про космонавтов,Что выше всех летали много раз,Про дождь, и молнии, и гром, Про свет тепло и газ.
Мальвина: Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике. Полгода вы вместе с Азбукой учились читать. Так давайте скажем ей слова благодарности.
Слушают героев, пришедших на урок.
Осознанно отвечают на поставленные вопросы, принимают учебную задачу
Наблюдение. Устные ответы.
Исполнение песни Аркадия Островского «Азбука».
IV. Закрепление знаний и способов действий
Учитель загадывает загадку
Эстафета «Гласные – согласные»
Игра
Игра «Составь слово»
Герой праздника (Азбука) организует вопросно-ответную бесед
ФизминуткаV.Подведение итогов
Вручение детям книг «Литературное чтение»
Правила обращения с книгой. Приложение 1.
Вручение дипломов Словесный. Индивидуальная.
Чтение стихотворений.
Коллективная.
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя.
Индивидуальная,
объяснительно-иллюстративный
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя.
Групповая
Словесный
Фронтальная.
Словесный
Фронтальная
Словесный
Словесный
Групповая
Словесный
1.Стали мы немного взрослей,Стали мы мудрее чуть-чуть.И читаем сами теперь,С книгой отправляемся в путь 2.Расставанья близится час,И нельзя его избежать.Азбуку, поверьте, не разБудем вспоминать! 3.Сегодня “прощай”Тебе говорим. И Азбуке мы “Спасибо” твердим.
Если хочешь много знать,Многого добиться,Обязательно читатьДолжен научиться.
Припев: Азбука, азбукаКаждому нужна.Нам поможет книжкиПрочитать она!
Надо буквы нам писатьАккуратно в строчку,Надо их запоминать Без ошибки, точно.Припев.
Книжки могут рассказатьОбо всем на свете.Очень любят их читатьВзрослые и дети.Припев.
Азбука: Молодцы, ребята. Расскажите мне, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?
Буквы – значки, как бойцы на парад,В четком порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоит.А называется он – алфавит!
А: Аист с нами прожил лето,А зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот разинул рот,Булки просит бегемот.
В: Воробей просил ворону Вызвать волка к телефону.
Г: Гриб растёт среди дорожки - Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом.Дуб долбил, как долотом.
Е и Ё: Ель на ежика похожа:Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж: Жук упал и встать не может.Ждет он, кто ему поможет.
З: Звезды видели мы днем За рекою, за Кремлем.
И: Иней лег на ветки ели,Иглы за ночь побелели.
Й: Буква Й так горько плачет: – Ой, какой же йод кусачий!
К: Кот ловил мышей и крыс,Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,Люди веслами гребут.
М: Мед в лесу медведь нашел- Мало меду, много пчел.
Н: Носорог бодает рогом,Не шутите с носорогом!
О: Ослик был сегодня зол-Он узнал, что он осел.
П: Панцирь носит черепаха,Прячет голову от страха.
Р: Роет землю серый крот,Разоряет огород.
С: Спит спокойно старый слон –Стоя спать умеет он.
Т: Таракан живет за печкой – То-то теплое местечко.
У: Ученик учил уроки – У него в чернилах щеки.
Ф: Флот плывет к родной земле.Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорек – Хищный маленький зверек.
Ц: Цапля важная, носатая,Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,Чинит часики для нас.
Ш: Школьник, школьник, ты – силач:Шар земной несешь, как мяч.
Щ: Щеткой чищу я щенка.Щекочу ему бока.
Э: Эта кнопка и шнурок –Электрический звонок.
Ю: Юнга - будущий матрос-Южных рыбок нам принес.
Я: Ягод нет кислее клюквы!Я на память знаю буквы!
Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.Буквы в слове разделяю,Только жал, меня теряют!
Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!
Ы: Вот топор. Полено рядом.Получилось то, что надо.Получилась буква Ы – Все мы знать её должны!
Черные, кривые,От рождения немые.А как только станут в ряд,Сразу вдруг заговорят. (Буквы)
- Какие бывают буквы? (гласные и согласные).
- Как отличить гласные звуки от согласных?
Учитель:
- Вот беда! А у меня-то все буквы перепутались! Помогите их разобрать.
Мальвина: А сейчас давайте поиграем со мной. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – хлопаете в ладоши. Готовы?
Утка, парта, окно, дом, книга, аист, карандаш, стул, указка, телефон, апельсин.Мальвина: Молодцы!
Учитель: Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово “первоклассник”. Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе с мамами. У кого получится самое длинное слово?
Первоклассник – лак, нос, класс, вокал, веник, лесник, сон, сор, вор, перо, репа, слон, сок, сено, сани, пика, ров, пол, полка, волк, полк, пони, кони, коса, санки, салки, салон, киви, кино, пикник, воск, квас, пони, кассирАзбука. Молодцы, ребята! Попробуйте отгадать, о каких произведениях идет речь в загадках?У отца был мальчик странный,Необычный, деревянный.Он имел предлинный нос.Что за сказка? Вот вопрос.
Ждали маму с молоком,А пустили волка в дом.Кем же были эти Маленькие дети?Убежали от грязнулиЧашки, ложки и кастрюли.Ищет их она, зоветИ в дороге слезы льет
А дорога - далека,А дорога - нелегка,Сесть бы на пенек,Съесть бы пирожок.
Учитель: - Вы хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Предлагаю игру «Давайте всё делать как я».
Дети идут по кругу, с окончанием каждой фразы повторяют движения за учителем.
Давайте все делать как я (2 хлопка),
Давайте все делать как я (2 хлопка),
А ну-ка все вместе, все враз (2 хлопка),
Все делают дружно у нас (2 хлопка).
Давайте все топнем как я (2 притопа),
Давайте все топнем как я (2 притопа),
А ну-ка все вместе, все враз (2 притопа),
Все делают дружно у нас (2 притопа).
Давайте присядем все как я,
Давайте присядем все как я,
А ну-ка все вместе, все враз,
Все делают дружно у нас.
Давайте смеяться как я (ха-ха),
Давайте смеяться как я (ха-ха),
А ну-ка все вместе, все враз (ха-ха),
Все желают дружно у нас (ха-ха).
Азбука: Вот и пришла пора проститься,И я хочу вам пожелать:Всегда старательно учиться,Всегда с охотою трудитьсяИ Азбуку не забывать!
Мальвина: Сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с добрым, умным другом, который помог нам многое узнать.
Буратино: Подождите! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?
Азбука: А это будет мой сюрприз.
Сегодня я привела вам новую гостью. Это “Литературное чтение”.
“Литературное чтение”. Мне давно хотелось с вами познакомиться. Надеюсь, теперь мы станем добрыми друзьями. Я расскажу вам много интересного про нашу родину, наш великий народ, про ребят, про нашу жизнь.
– Я знаю, ребята, что все вы аккуратные, и все же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.
Я добрый друг и спутник твой.Будь, школьник, бережным со мной.Мой чистый вид приятен,Оберегай меня от пятен.Мой переплет не выгибайКорешок не поломай.Меня в бумагу оберни,Где взял меня – туда верни.Запомни, я – твой лучший друг,Но только не для грязных рук.
Учитель:
Азбуку прочли до корки
Всем по чтению «пятерки».
Одолели вы науку медленного чтения
И теперь вам выдают Диплом за обучение
В том, что «Азбуку» прочли
Учитель
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь:
Поздравляю грамотеев.
До счастливых новых встреч!
Книг прекрасных очень много,
Постарайтесь их беречь.
Библиотекарь приглашает в школьную библиотеку Заранее подготовленные ученики читают стихотворения
Заранее подготовленные ученики исполняют песню
Слушают учителя
Заранее подготовленные ученики читают стихотворения
из азбуки
Отгадывают загадку и отвечают на поставленные вопросы учителя.
Дети делятся на две команды (количество детей по усмотрению учителя)
Рассматривают на столе буквы. Первая команда собирает только гласные буквы, а вторая – только согласные.
Слушают объяснения Мальвины. Выполняют движения согласно словам.
Слушают объяснения учителя. Составляют слова
Слушают загадки и их отгадывают.
- Золотой ключик.
-Волк и семеро козлят.
- Федорино горе.
- Маша и медведь.
Выполняют движение
Слушают героев праздника Умение выразительно читать стихотворения с передачей различных интонаций.
Умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности
Понимают смысл текста и в рифму отвечают
Умение
владеть выразительной речью
Понимают смысл текста
Умеют работать в группе
Понимают смысл данной игры
Умение сотрудничать с учителем
Понимают смысл данной вопросно-ответной беседы
Осуществляют профилактику утомления, ориентируются на ЗОЖ
Понимают смысл текста
Наблюдение
Наблюдение
Устные ответы.
Наблюдение
Устные ответы
Наблюдение
Наблюдение
Устные ответы
Наблюдение
Наблюдение
Устные ответы
Правильное выполнение движений
Наблюдение
Правила обращения с книгой
1.Книгу нельзя брать грязными руками или класть ее на грязный стол.
2. Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится.
3. Из-за того что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье.
4. Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.
5. Нельзя загибать уголок. Страница будет испорчена. Уголок очень быстро отвалится.
6. Нельзя закладывать в книгу карандаш или ручку. От этого портится переплет. Лучше всего пользоваться закладками. Сделать закладку можно самим из цветной бумаги или открытки.
7. На время чтения библиотечные книги нужно оборачивать.
8. Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.