Доклад на тему Элементы проектной технологии в обучении иностранным языкам
Как известно, одной из основных целей современного образования является развитие личностного потенциала, овладение прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике. Достижению этой цели могут служить различные педагогические технологии и приемы, однако на современном этапе развития педагогической науки одним из самых эффективных методов обучения принято считать метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. А так как целью обучения иностранным языкам является коммуникативная деятельность обучающихся, т.е. практическое владение иностранным языком, то проектная технология представляется эффективным способом достижения этой цели, позволяя решать следующие задачи:
– развитие творческих возможностей обучающихся, – развитие умений:
самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач,
ориентироваться в информационном пространстве,
анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности обучающиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.
Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Рассмотрим основные требования, предъявляемые к организации проектного задания:
развитие речевых умений обучающихся и усвоение ими определенного объема нового лексического и грамматического материала;
наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска ее решения;
практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная деятельность обучающихся, при координирующей роли преподавателя;
структурирование содержательной части проектов (с указанием поэтапных результатов)
Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:
Подготовительный:
представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
Основной:
работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;
текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);
Заключительный:
защита проектов (презентация результатов);
оценка результатов, выявление новых проблем.
Говоря о реализации данной технологии на занятии, следует отметить, что ключевым моментом в ее успешном применении является правильно выбранная тематика занятия. Предлагаю Вашему вниманию концепцию занятия с обучающимися второго курса специальности «Сестринское дело». Обучающимся была предложена тема «Роль диеты», которая непосредственно связана с их будущей профессиональной деятельностью. Целью проекта было выявление различий в питании в англоговорящих странах и России и подготовка исследования на тему здорового питания и образа жизни. Занятие начиналось непосредственно с постановки проблемы здорового питания и в качестве материала для дискуссии обучающимся была предложена адаптированная статья Fat Frank на английском языке. Перед прочтением статьи обучающимся предлагается ответить на ряд вопросов (Например: «Приходилось ли Вам когда-либо сидеть на диете?», «Кто быстрее набирает и теряет вес – мужчины или женщины?», «Какой способ потери веса Вы считаете наиболее эффективным?»), а также дается информация о том, что житель Америки по имени Фрэнк Бэнкс, которому посвящена статья, весил 350 кг и ему удалось похудеть на 235 кг. Обучающимся предлагается предположить, каким образом ему это удалось и проверить свои предположения, прочитав статью. Таким образом, у обучающихся появляется интерес и мотивация для работы со статьей. В качестве проекта обучающиеся выполняли исследование на тему здорового питания и образа жизни как основы поддержания оптимального веса. Заключительным этапом проектной работы была презентация проектов - исследований.
В результате проведенного исследования по проблеме использования проектной технологии мы пришли к выводу, что проектная технология является эффективной инновационной технологией. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на обучающихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. Иностранный язык при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.
Использованная литература:
1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2007. - 217 с.
2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен, квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
3.Современный ВУЗ: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М., 2006. - 261 с.