Открытый урок по русскому языку в 4 якутском классе


Открытый урок по русскому языку в 4 якутском классе
Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных
Цели урока:
Добиться усвоения учащимися правил написания мягкого знака Ь после шипящих на конце имен существительных.
Формировать у детей умение распознавать существительные по родам и развивать у них орфографическую зоркость.
Оборудование урока: словарные слова, стражник, схема-алгоритм, перфокарты, карточки для работы в группе.
Ход урока:
Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! сегодня к нам на урок пришли гости – учителя!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Минутка чистописания.
- Давайте вспомним правила письма.
Сяду прямо, не согнусь,
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
За работу я возьмусь.
Повторение пройденного материала.
Работа в тетрадях.
Учащиеся списывают с доски в своих тетрадях такое предложение:
Золото добывают из земли, а знания получают из книги.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Найдите имена существительные, укажите падеж и склонение.
2. Работа по перфокартам.
3. Словарная работа.
- Что такое престиж? (влияние, уважение, которым пользуется кто-нибудь).
4. – Какова роль мягкого знака? (Обозначает мягкость согласных, является разделительным Ь, выполняет грамматическую функцию).
- Только ли в глаголах Ь указывает на грамматический признак?
III. Изучение нового материала.
Постановка проблемы.
- Чтобы ответить на вопрос: «Когда пишется мягкий знак после шипящих на конце имен существительных?», мы отправимся в путешествие. Узнаем об удивительных приключениях мягкого знака, о его встречах с разными словами, на конце которых есть шипящие согласные. Сегодня мы должны усвоить правописание Ь после шипящих.
2. Путешествие Ь в стране имен существительных.
Ученые его называют буквой-помощницей.
Мягкий знак – хитрый знак.
Он не произносится,
Не сказать его никак.
Но в слово часто просится.
- Итак, начинаем путешествие. Мягкий знак отправился в страну существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в этой стране в заточении находится несколько слов, оканчивающихся на шипящий согласный звук, и поспешил к ним на помощь.
- Давайте вспомним шипящие согласные (ч, щ – мягкие согласные, ш, ж, - твердые согласные).
Доч? Мыш? Рож?
Страж? Меч? Грач?
- Мягкий знак освободил некоторые имена существительные и встал рядом с последней буквой. Что вы заметили? Как они пишутся? (Это существительные женского рода, на конце после шипящих пишется Ь)
Мягкий знак освободил остальные имена существительные, и вдруг раздался шум, шипение, свист. Поднялся страж, в руках он держал меч, а на плече у него сидел говорящий грач. Они все вместе закричали: «Если, мягкий знак, к нам подойдешь, то от меча погибнешь». Испугался мягкий знак и убежал. Что вы заметили? (Существительные мужского рода, в них после шипящих мягкий знак не пишется).
3. Алгоритм – схема.
4. Самостоятельная работа учащихся.
IV. Закрепление нового материала.
Работа над текстом
Чтобы проверить ваши знания, мы сейчас изготовим карточки.
Фронтальная проверка по алгоритму.
Работа в парах.
V. Заключение урока
- С кем мы сегодня познакомились?
- Когда пишется мягкий знак после шипящих на конце существительных?