Конспект занятия ао Азбуке театра 1-2 класс
Шитикова Надежда Михайловна,
педагог дополнительного образования1 категории
Детство – это радость, игры,
слияние с природой.
Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется.
Играя, он познает мир.
Театр - особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно. Вместо живой природы - декорации, нарисованные художником, различные реальные и выдуманные герои (персонажи), действия придуманы драматургом и сыграны артистами.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир театра» ориентирована на начальную школу, где в основе лежит игра как основной вид деятельности детей.
Занятия для начальной школы направлены на формирование готовности детей к творчеству, на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировоззрения и поведения.
Обучение детей по программе проходит 3 ступени. Конспект данного занятия для 1 года обучения, который проводится в конце 1 четверти. Все занятия проходят по схеме от упражнения к игре. В конце каждого занятия по актерской игре деятельность детей должна проходить на сцене. Все предложенные игры и упражнения направлены на сценическую практику. Предложенное занятие является системным и основой для развития творческих возможностей детей средствами театральной игры.
Тема занятия: «Азбука театра»
Цель занятия: формирование навыков работы на сцене
Задачи:
1.Обучающая: учить сосредоточенности внимания, фантазировать, воображать
2.Развивающая: Развивать познавательную и эмоциональную сферы ребенка;
3.Воспитательные: Формировать устойчивый интерес к театральному искусству.
Содержание занятия
1 этап. Организационный.
Проверка готовности, настрой на занятие.
Упражнения на налаживание контакта, настроя на занятие и развитие воображения
- Здравствуйте, ребята. Очень вас рада видеть сегодня .Рассаживайтесь на любое понравившееся вам место и расскажите какое вы настроение принесли сегодня на занятие. Я кидаю вам мячик . а вы его возвращаете и говорите какое настроение у вас.
Игра в мяч «Настроение» ( налаживание контакта).
- Молодцы. Очень хорошо, что настроение у всех хорошее и веселое. А сейчас я вам расскажу, что видела сегодня. Я кидаю мяч и говорю слово, например, «забор», а вы в ответ, что представляете .
Игра мяч «Ассоциация» (на воображение).
- Молодцы, я действительно видела сегодня очень, много интересного и вы мне помогли об этом вспомнить.
2 этап. Подготовительный.
Упражнения на дыхание, артикуляцию.
- Скоро у нас праздник какой? – Верно Новый год. И в каждом доме, на каждом столе появятся красивые елки, игрушки и красивые свечи. Сейчас мы зажжем новогодние свечи и поиграем пламенем, загадывая желание и так, чтобы не устроить пожар в доме.
Упражнение «Свечка» - прерывистые маленькие, короткие выдохи. Затем длинный вдох и длинный выдох.
- Хорошо. А теперь подготовим наши губы, щеки и язык к следующему упражнению о скогороворками.
Упражнение «Улыбочка»- губы вытягиваются вперед, и растягиваются в улыбке
Упражнение «Жевательная резинка» - по кругу движение губ в одну и другую сторону
Упражнение «Укольчики» - при сомкнутых губах языком в одну и другую щеки
Упражнение «Считаем зубы»- при сомкнутых губах языком сосчитать кол-во зубов
Упражнение «Лошадка»- приклеить язык к небу и со звуком оторвать
Упражнение «Расческа»- почесать зубами язык
Упражнение « Катушка»- свернуть язык катушкой и покатать
Упражнение «Трубочка»- свернуть язык и развернуть
Упражнение «»Болтушка» - движения языком вверх и вниз со звуком
Упражнение «Колокольчик»- движение языком в разные стороны со звуком.
· - Теперь мы готовы к скороговоркам и немного разомнем наше тело.
Ритмическая гимнастика «Лужи» (снятие ритмического напряжения)
Шлеп-шлеп-шлеп дети ритмично постукивают
Иду по лужам ладонями по ногам
Хлюп-хлюп-хлюп ритмично притоптывают ногами
Кап-кап-кап, мне зонтик нужен руки вверх, ритмично щелкают пальцами
Оп - оп - оп вода по спинке движение рук сверху- вниз
Буль-буль-буль упала шапка скрещивают руки на груди, ритмично похлопывают ой-ой-ой кругом вода . по предплечьям
Себя так жалко. «Пружинка», кружатся,
Одевайтесь в дождь всегда. Ритмично кивают головой.
3 этап. Основной.
- Сейчас вспомним скороговорки.Кто помнит какие мы с вами учили? Хорошо.
А теперь я буду говорить начало скороговорки, а вы продолжать.
Упражнения на дикцию, полетность голоса
Скороговорки:
1. «Бык тупогуб, тупогубенький бычок»
2. «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели»
3. «Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.
Три сегодня, три всегда, три еще позавчера»
4. «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
5. «Сыворотка из-под простокваши».
- А теперь наблюдаем за мной, делимся на команды и будем воспроизводить скороговорки частями. На какую я команду покажу, та команда и говорит.
( скороговорки делятся на части и говорятся командами с разной интонацией).
- Мы продолжаем наше занятие выходом на сцену. Но для начала вспомнить алфавит и слова на буквы в алфавите.
Упражнения на творческое воображение, развитие мимики.
- Я кидаю вам мяч называя букву, например «А», а вы мне возвращаете мяч и говорите следующую букву в данном случае, буква «Б».
Игра «Буквы»
- Хорошо, все помнят и знают алфавит. А сейчас попробуем назвать слова на буквы. Например «А» я кидаю вам мяч , а вы возвращаете его со словом на эту букву.
Игра «Назовите предмет».
- Замечательно. А теперь попробуем эти слова показать на сцене при помощи мимики и жестов, пантомимы. Ваша задача состоит в том, чтобы мы поняли какое слово- предмет вы показываете. Для этого вы сейчас возьмете у меня карточки на которых написаны буквы. На полученную букву вы придумываете предмет и показываете нам на сцене. При этом вы можете использовать предложенные вам предметы. Если в придумывании слова у кого-то возникли проблемы, можно подойти к педагогу за помощью.
Работа по карточкам с буквами.
Дети берут карточку и на букву, которая указана на карточке придумывают предмет и показывают пантомимой на сцене. Если необходимо дети используют звуки, слова.
Остальные ребята выполняют функцию зрителей и отгадывают слова.
4 этап. Итоговый. Анализ работы на сцене учащимися. Перспектива дальнейшей работы.
- Молодцы ребята. Все справились с заданием и придумали очень интересные слова. Скажите ребята, что вам сегодня на занятии было:
интересно, а что трудно, кто из ребят сегодня очень хорошо потрудился и т.д.
- Всем спасибо за хорошее настроение на занятии. А на следующее занятие я прошу вас придумать слова, которые можно показать на сцене.
Методы работы.
1.Словесный.
2.Наглядный.
3.Практический.
Контроль.
Анализ активности детей.
Используемый реквизит.
Карточки, мяч, элементы реквизита, игрушки.
Литература.
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной деятельности» М.»Владос»2004
Т.Д.Зинкевич –Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии» Спб «Речь» 2004
Л.Баряева, И.Вечканова, Е.Загребаева, А.Зарина «Театрализованные игры- занятия»
15