Рабочая программа коррекции нарушений устной и письменной речи в условиях логопункта.














Рабочая программа коррекции нарушений устной и письменной речи в условиях школьного логопункта на 2014-2015 г.
ГБОУ СОШ № 2035






Учитель-логопед:
Каримова Людмила Анатольевна
















1. Пояснительная записка к рабочей программе коррекции нарушений устной и письменной речи в условиях школьного логопункта
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы.
Можно выделить следующие речевые нарушения:
фонетический дефект - недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.
Из анализа изученной литературы на основе обобщения имеющегося опыта работы по предупреждению и коррекции различных видов дисграфии и с учётом требований инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой (Москва,1996г.) и по материалам Е.В Мазановой «Методические рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы» была составлена данная программа.
Рабочая программа предназначена для коррекции нарушений устной и письменной речи детей 7-10 лет с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, нарушения чтения и письма).
Главной целью программы является формирование у детей правильной устной и письменной речи.
Достижению данной цели будут способствовать задачи:
1. своевременно преодолевать трудности в освоении общеобразовательной программы;
2. развивать фонематический слух;
3. формировать правильное произношение фонем;
4. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
5. учить различать оппозиционные фонемы;
6. развивать связную речь;
7. развивать психологическую базу речи.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
принцип опережающего подхода,
принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»)
принцип сознательности и активности детей.
Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
2. Содержание коррекционно-развивающих занятий
Организация деятельности логопеда, учителей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.
Содержание коррекционной работы включает в себя 4 этапа.
Подготовительный этап:
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических
предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.
этап:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
этап:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
этап:
совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов.

С детьми, имеющими ФФНР, ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по (ОНР) 3-4 и (ФФНР) 4-5 человек в группе, (ОНР)-3 , (ФФНР)-2 раза в неделю.
Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка. Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей, а также педагогов и специалистов школы. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности учителей: на прогулках, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром, на внеклассных занятиях. Родители ребёнка и педагоги школы постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Формы и средства организации образовательной деятельности
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми младшего школьного возраста.
Формы работы:
1. Обследование:
фронтальное;
индивидуальное.
2.Диагностика, ИКТ тестирование.
3. Коррекционные занятия:
индивидуальные занятия по постановке звуков;
групповые занятия по темам, указанным в программе.
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
проверочные работы и диктанты в течение года (в группе);
тестирование;
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
логопедического кабинета для занятий;
наглядных пособий;
дидактического материала;
учебной литературы;
зеркал;
средств ИКТ.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

3. Тематическое планирование
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.
Развитие связной речи.
4. Требования к результатам обучения
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
научиться правильно произносить звуки;
пользоваться этими звуками в речи;
различать оппозиционные фонемы;
овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
овладеть навыками построения связного высказывания.
5. Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в условиях логопедического пункта

Логопедическая служба:
коррекционно-развивающий блок;
программно и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
взаимодействие: - родители; - внутреннее в школе;
повышение профессиональной компетентности.
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда школы может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте образовательного учреждения;
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях школьного логопункта реализуется по следующим направлениям:
- работа с детьми;
- взаимодействие учителя – логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса;
- нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение коррекционно - образовательного процесса;
- повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда.

Работа с детьми
Параметры:
1. Артикуляционный праксис:
Объем движений;
Качество движений;
Переключаемость.
2. Звукопроизношение:
Изолированное произношение:
Произношение в слоге:
Произношение в слове, предложении;
Произношение в связной речи.
3. Фонематический слух:
Умение слышать и различать изолированные звуки (в ряду полярных звуков, акустически близких звуков, артикуляторно близких звуков);
Дифференциация слоговых рядов по звонкости - глухости согласных звуков;
Дифференциация слоговых рядов по твердости - мягкости согласных звуков;
Воспроизведение слоговых рядов.
4. Фонематическое восприятие:
Выделение заданного звука в слове;
Выделение первого гласного звука в слове;
Выделение последнего согласного звука в слове;
Определение позиции заданного звука в слове;
Отобрать картинки на заданный звук;
Придумать слово на заданный звук.

2) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СУБЪЕКТАМИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Частотность встреч и их результативность (наличие тематики, разнообразие форм);
2. Активность субъектов коррекционно-развивающего процесса (показатель).
Параметры:
участие в разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы и ее в корректировке; активность субъектов коррекционно-развивающего процесса в реализации рекомендаций;
разнообразие форм взаимодействия с субъектами коррекционно-развивающего процесса; педагогическая компетентность.




















Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий на I этапе коррекционной работы с учащимися 1-х классов, имеющими ОНР на 2014 - 2015 учебный год


Тема занятия



Тема I: Предложение

1

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.

2

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».



Тема II: Звуки и буквы

3

Звуки и буквы. Алфавит.

4

Органы артикуляционного аппарата. Речевые и неречевые звуки.

5

Тема III: Гласные и согласные. Уточнение гласных а, о, у, ы, и (6 часов)

6

Гласные и согласные звуки и буквы.

7

Уточнение гласного а.

8

Уточнение гласного о.

9

Уточнение гласного у.

10

Уточнение гласного ы.

11

Уточнение гласного и.



Тема IV - V: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.

12

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.

13

Слоговой анализ и синтез односложных слов.

14

Слоговой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных.

15

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов.

16

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных.
Ударение. Перенос слов.

17

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного.

18

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

19

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных.

20

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного.

21

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов.

22

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

23

Проверка знаний и умений по пройденным темам. Самостоятельная работа.



Тема VI: Согласные VI.1 Дифференциация твердых и мягких согласных

24

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

25

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения
на различение твердых и мягких согласных.

26

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».

27

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».

28

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я».

29

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».

30

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё».

31

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё».

32

Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».

33

Дифференциация гласных «о - у».

34

Дифференциация гласных «ё-ю».

35

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю».

36

Дифференциация гласных второго ряда.

37

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда.

38

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ
обозначения мягкости.

39

Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов.

40

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости.

41

Разделительный мягкий знак.

42

Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким
знаком и без него в устной и письменной речи.



43

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.



44

Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант.



VI.2 Различение звонких - глухих согласных звуков (38 часов)

45

Звуки [б], [б
·], буква «Б».

46

Звуки [п], [п
·], буква «П».

47

Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи.

48

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

49

Звуки [в], [в
·], буква «В».

50

Звуки [ф], [ф
·], буква «Ф».

51

Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи.

52

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

53

Звуки [г], [г
·], буква «Г».

54

Звуки [к], [к
·], буква «К».

55

Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи.

56

Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

57

Звуки [х], [х
·], буква «Х».

58

Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.

59

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

60

Звуки [д], [д
·], буква «Д».

61

Звуки [т], [т
·], буква «Т».

62

Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи.

63

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

64

Звук [ж], буква «Ж».

65

Звук [ш], буква «Ш».

66

Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.

67

Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.

68

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

69

Звуки [з], [з
·], буква «З».

70

Звуки [с], [с
·], буква «С».

71

Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи.

72

Упражнение в различении [З] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

73

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.



VI.3 Различение шипящих – свистящих звуков

74

Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи.

75

Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи.

76

Звук [щ], буква «Щ».

77

Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи.

78

Упражнение в различении [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

79

Тренировочные упражнения на различение [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях.

80

Звук [ч], буква Ч.

81

Звук [ц], буква Ц.

82

Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи.

83

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.



VI.4 Различение аффрикат

84

Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

85

Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

86

Упражнение в различении [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.



VI.5 Различение соноров

87

Звуки [р], [р
·], буква «Р».

88

Звуки [л], [л
·], буква «Л».

89

Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи.

90

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.



Тема VII. Итоговая проверочная работа

91

Итоговый диктант.



91 час

































Список литературы:

1. Волкова, Селиверстов. Хрестоматия по логопедии. Том 2. - М.: Владос, 1997.
2. Волкова, Шаховская. Логопедия. - М.: Владос, 1999.
3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.
4. Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.
5. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. - М.: 1961.
6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. - М.: 1961.
7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР 1950.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
9. Лурия А.Р. Мозг и психика. Хрестоматия по психологии под ред. Мироненко В.В.- М.: Просвещение, 1977.
10. Ю.Меудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: 1994.
11. И.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. Владос, 1997.
12. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия. Сб. под ред. Ляпидевского С.С. - М.: Медицина, 1969,
13. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков. Сб. под ред. Ляпдевского С.С. - М.: Медицина, 1969.
14. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.







15