Урок внеклассного чтения. А.Платонов. Сказка-быль Неизвестный цветок
Тема: Внеклассное чтение. Андрей Платонов.
Сказка-быль «Неизвестный цветок».
(6 класс)
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить учащихся с текстом сказки-были, с ее основными проблемами; обсудить проблему человека и окружающего мира.
Передать чувства автора, которые вложены в изображение героев рассказа; показать нравственный смысл рассказа.
Развивающая:
Развивать умение передавать изображение неизвестного цветка, более близкое к описанию, данное автором в тексте.
Воспитывающая:
Заложить у учащихся основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому.
Оборудование: портрет писателя А.Платонова, выставка иллюстраций учащихся к данному произведению, пособие по литературе «Вокруг тебя - Мир».
Ход урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном писателе Андрее Платонове и не менее замечательном его произведении – о сказке-были «Неизвестный цветок».
Всю жизнь Андрей Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории.
А.Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Может быть, поэтому однажды он признался: «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».
А.П.Платонов пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость.
Ребята, что вы скажете о жанре данного произведения? Автор определяет его как «сказка-быль». Рассмотрим каждое слово, определяющее жанр.
Ученица: Сказка – это то, что может быть ненастоящим, волшебным.
Ученик: Быль – это реальные события, происходящие в жизни человека.
Учитель: Сделаем вывод: сказка-быль – это жанр, соединяющий в себе реальные события с элементами сказочного изображения героев и их действий. А сейчас мы найдем в тексте слова, подтверждающие присутствие и реального и сказочного.
Высказывания учащихся:
«Жил на свете маленький цветок».
«На пустыре трава не росла, лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду».
«Цветок, однако, не хотел жить печально, поэтому когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину».
Разговор девочки Даши и цветка – это тоже сказочное явление.
Реальные явления: девочка отдыхала в пионерском лагере; «однажды ей стало грустно – она заскучала по матери. Даша тогда написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. На краю пустыря Даша почувствовала благоухание»
Учитель: Какой была жизнь цветка на пустыре? На этот вопрос ответить можно по-разному: выберите подходящий ответ:
- Он скучал, - скажет один.
- Ему было трудно, возразит второй.
- Он страдал, - уточнит третий.
Остановились на ответе №2. Учащиеся приводят примеры из текста.
Учитель: Была ли у цветка самая главная цель в жизни? Познакомься с некоторыми мнениями:
- Цветку было очень важно во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него был такой слабый стебелек.
- Ему были просто необходимы положительные эмоции, поэтому он стремился хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.
С каким из этих мнений ты согласишься, а с каким нет? Почему?
Высказывания учащихся.
Учитель: Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?
Ученики: - Даше было очень грустно, потому что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь.
- Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат.
Учитель: Ребята, а сейчас рассмотрим выставку ваших рисунков, которые вы заранее нарисовали дома. Попробуем определить, какой рисунок больше подходит под описание, которое дается автором в тексте.
«В середине лета цветок распустил венчик кверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою».
Учитель: Познакомьтесь с афоризмами. Какой из них ты мог бы использовать в качестве вывода по уроку? Объясни свою позицию.
«Жить – значит действовать».
А.Франс.
«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, за чем его зовут».
Суахили – народ, живущий в Африке.
«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений».
Гораций.
«Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием».
Д.Рескин.
Какие из афоризмов, услышанных на уроке по сказке Платонова, вы хотели бы запомнить, записать?
(Учащиеся делаю записи в тетрадях по литературе).
Учитель: Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше «неоткрытых» зовущих голосов? На этот вопрос вы дома напишете развернутый ответ. Главную свою задачу А.Платонов видел в том, чтобы сеять души в людях. Казалось бы, люди и так обладают душой, и зачем писателю понадобилось сеять ее?
Оглянитесь вокруг: один сорвал без особой надобности цветок и бросил его, другой кинул камень в собаку или кошку – таких людей называют бездушными. А животные и растения, по мнению А.Платонова, призваны «облагораживать» человечество. Необходимо видеть природу, ее красоту, а также нужно уметь ее чувствовать.
РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КУЮРГАЗИНСКИЙ РАЙОН
АТТЕСТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ СОШ С.СТАРАЯ ОТРАДА
Минибаевой Лилии Фанилевны
2007 год
15