Урок окружающего мира Откуда берётся и куда девается мусор? (1 класс)
Конспект урока. Окружающий мир. Тема: Откуда берётся и куда девается мусор? Класс: 1 «А» класс
Цель урока: дать представление об источниках бытового мусора и способах его утилизации.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать у детей представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;
привлечь внимание учащихся к большому значению в нашей жизни необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении;
познакомить с профессией эколога.
Развивающие:
развивать умение ориентироваться в экологически значимой ситуации;
развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению;
воспитывать чувство собственной ответственности за утилизацию мусора;
воспитывать трудолюбие и работоспособность;
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты
Предметные
определять источники возникновения мусора и способы его утилизации;
понимать и обосновывать важность соблюдения чистоты в быту, в городе, в природе;
понимать необходимость раздельного сбора мусора;
находить применение бросовому материалу.
Метапредметные:
понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценить свои достижения;
извлекать информацию из иллюстраций учебника и презентации; вступать в общение с одноклассниками, обосновывать своё мнение;
выполнять практическую работу в группе;
группировать объекты по заданному признаку.
Личностные:
проявлять начальные навыки адаптации в изменяющемся мире;
понимать ответственность за свои поступки;
бережно относиться к ценностям окружающего мира
Этапы урока
Содержание деятельности
Формирование УУД
Учителя
Ученика
1.Орг. момент
Приветствие учителя:
1,2,- выше голова,
3,4- плечи шире,
5,6- тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
-А какой урок начинается?
-Проверим, всё ли готово к уроку
- Какие качества нужны?
-Итак, начинаем урок. Помните, что вы самые умные, самые сообразительные дети, и у вас всё получится.
Дети отвечают
Проверяют
-Аккуратность, сообразительность, внимание.
Настраиваются на урок.
Личностные (принятие образа «хорошего ученика», внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе)
2. Подготовка учащихся к изучению нового материала: актуализация знаний; мотивация на изучение нового, целеполагание.
Учитель показывает детям конверт, говорит, что пришло письмо от Муравьишки Вопросика.
Учитель открывает конверт и читает задание.
- Ребята, соедините стрелочками рамки со словами так, чтобы было видно, что из чего получается:
Шоколад Виноград
Мёд Молоко
Изюм Нектар
Масло Какао-бобы
-На карточках записаны буквы:
У А С К А Я О У Я Н М Ф У Е С Т М Ы
-Ребята, зачеркните повторяющиеся буквы ( У, А, С, Я, М) и вы узнаете, что я принесла сегодня на урок.
- Какое слово у нас получилось?
-А что у вас осталось от конфет?
-Давайте их сложим в коробку.
-Как это можно назвать?
О чем сегодня мы будем говорить ,кто догадался?
-А что бы вам хотелось узнать о мусоре? Задайте вопросы. А помогут вам карточки.
- О чем же сегодня пойдёт речь на уроке?
-Вместе с Муравьишкой будем искать ответы на эти вопросы.
Ученики вспоминают материал предыдущего урока.
-Ученики стрелочками соединяют слова первой группы с соответствующими словами второй группы (шоколад-какао-бобы, мёд-нектар, изюм-виноград, масло-молоко).
Работа в парах
- КОНФЕТЫ
-Фантики, упаковка
- Мусор
-Дети формулируют вопросы, выходят на цель урока. Будем искать ответы на вопросы.
Познавательные (самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной форме)
Коммуникативные (задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь)
Регулятивные (формулировать учебную задачу).
3. Открытие новых знаний, первичное закрепление
1)-Давайте, будем искать ответ на первый вопрос: ЧТО
-Где мы будем искать ответ на этот вопрос?
-Мудрая Черепаха позаботилась о нас и принесла вам нужные книги- словари.
-Сейчас три группы будут работать со словарями, они будут искать определение слова «МУСОР», а ребята 4 группы подумают и скажут, что такое «мусор» по их мнению.
Проверка работы.
-А теперь послушаем, как определяется слово мусор в словаре.
Итак, что же такое «мусор»?
2)- А у нас в классе есть мусор?
ОТКУДА он появился?
-Посмотрите в учебнике на иллюстрацию.
–Назовите, КАКОЙ мусор образуется после использования продуктов?
Итак, какой мусор бывает?
3) -КУДА мы деваем мусор?
-А все ли так поступают?
-А как мы называем таких людей
-А однажды в муравейнике случилось вот что- Ребята, давайте рассмотрим рисунок на странице 79.
- Что изображено на рисунке?
- Что такое муравейник?
- Где вы видели муравейник?
- А кто это около него?
- Чем заняты эти трудолюбивые насекомые?
- От кого пострадали насекомые?
- Значит, то, что человеку кажется привычной ситуацией, для маленьких существ, например, муравьев, это беда большого масштаба.
-ПОЧЕМУ нельзя мусорить?
-А вот ребята подготовили для нас стихотворение.
(Беседа по содержанию стихотворения)
- Ребята, давайте, договоримся, что не будем бросать мусор, где попало.
4)Физ. минутка.
Мы по улице идем, на которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два в корзину
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится.
5) –А куда же девается мусор из нашего жилища?
Работа с учебником с.79:
-КУДА надо вывезти мусор: на речку, на свалку, на перерабатывающий завод? Объясните свое мнение.
-Машину надо отправить на завод по переработке мусора. На заводе мусор переработают и получат что-то полезное. А со свалки ветер разносит мусор. Тем самым загрязняя окружающую природу.
Итак, назовите, куда же лучше всего отправлять мусор?
6)- Ребята, а во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют (стекло, пластик, металл, бумагу) собирают в разные контейнеры. Это облегчает его переработку на Заводе. Так начали делать и у нас в стране в некоторых городах.
Практическая работа
- А сейчас, каждый из вас попробует рассортировать мусор.
- Вы видите на доске контейнеры, подумайте, как распределить мусор ?
- Молодцы!.
-Спросить, в Интернете, в книге, в словаре.
Работа в группах.
-Дети отвечают.
Группы отвечают
Дети коротко отвечают.
Мнения детей.
Выслушиваются ответы детей.
Работа с учебником с.78.
-Разный.
-В урну, мусорное ведро, контейнер, помойка.
-Нет, есть люди, которые бросают мусор куда попало.
- Неряхи, некультурные, невоспитанные
Муравейник
Муравейник-это жилище муравьев.
В лесу, в поле.
Уборкой территории около муравейника, своего дома.
-От человека, от людей, от человеческого
неразумного или злонамеренного поступка.
- Мусор приносит вред всему: живому и неживому.
Подготовленные дети читают стихотворение С. Михалкова «Прогулка»
-Увозят на свалку
Дети высказывают свою точку зрения.
-По материалу, из чего сделана эта упаковка.
Личностные (экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; уважительное отношение к иному мнению, развитие эстетических чувств- стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения).
Регулятивные (применять установленные правила в планировании способа решения, выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой формах, осуществлять пошаговый контроль по результату).
Познавательные (обработка информации, установление причинно- следственных связей, обобщение)
Коммуникативные (формулировать собственное мнение, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, слушать собеседника).
4. Итог урока.
-Ребята, на все поставленные вопросы мы ответили на уроке?
- А что же самое главное для себя понял каждый из вас на уроке?
-А подумайте, что мы еще можем сделать из мусора , кроме того, как его выбросить?
(Учитель показывает предметы мусора, а дети фантазируют, что из этого можно сделать.
-А что же нам сделать с нашими фантиками?
-На уроке технологии мы сделаем из них новогоднюю игрушку.
Дети отвечают.
Я не буду мусорить
-Поделки, кормушки
-Пакет из-под молока- кормушка, стаканчик из-под йогурта- вазочка
Личностные (Осознание ответственности человека за общее благополучие).
Регулятивные (устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, контроль и оценка процесса деятельности).
5. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу. Каким бы предложением вам хотелось бы его закончить.
На уроке я узнал
Было интересно
Было трудно
Я понял, что
Мне захотелось
Я научился
-С каким настроением вы уходите с урока?
Дети заканчивают предложения.
Показывают смайлики.
Личностные (проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности).
15