конспект урока русского языка в 4 классе по теме Спряжение глаголов
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ
«СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ»
Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени».
Задачи:
Познавательные:
- систематизировать представление о I и II спряжении глаголов;
- познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;
- сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
- формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
- развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
Развивающие:
- развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими - оборотами, пословицами; логическое мышление, память;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные - - качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.
2.Словарная работа.
- Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Записываем сегодняшнее число, классная работа.
- Наш урок начнём со словарной работы.
- Откройте словарь на стр. 172-173. Выпишите из него все глаголы. Поставьте ударение, отметьте безударные гласные и другие орфограммы.
Здравствовать, интересоваться, квартировать, командовать, переписывать, сверкать, тревожиться.
- В какой форме записаны глаголы?НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ
- На какие 2 группы можно разделить эти глаголы? С СУФФИКСОМ - СЯ И БЕЗ НЕГО
3. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы узнаем, на какие ещё 2группы можно разделить эти глаголы, научимся их делить.
4. Введение в тему урока
Для этого откройте учебник, упражнение 54 стр. 78
- Проспрягайте глаголы Спасти, бежать в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку). Выделите личные окончания.
Ед ч
Я спасу, бегу,
Ты спасёшь, бежишь
Он спасёт, бежит,
Мн чМы спасём, бежим,
Вы спасёте, бежите,
Они спасут, бегут.
5. Изучение нового материала
Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. УКАЗ НА ДОСКУ!!!
Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).
- На какие 2 группы делятся глаголы?1 и 2 спряжение
Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.
- Пользуясь упр 54, назовите окончания глаголов 1 спряжения, II спряжения.
I спряжение II спряжение
Ед.ч. мн.ч. Ед.ч. мн.чПОВЕСИТЬ ТАБЛИЦУ
1 л. -у, -ю -ем 1 л. -у, -ю -им
2 л. -ешь -ете 2 л. -ишь -ите 3 л. -ет -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят- Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, – I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения).
-У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
ФИЗМИНУТКА
Мы спряжения к глаголу подбирали
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь?- Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь?- Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь?- Вот так!
-Как сидишь?- Вот так!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?- 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ
- Сравните свой вывод с таблицей в упр. 55 на стр. 78.
- Понаблюдайте, чем различаются личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
- Какие личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения одинаковы? А чем различаются?
- Если на окончания глаголов падает ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях гласная – е (ё), а 3-м л мн ч -ут (-ют) - 1 спряжение, в окончаниях гласная –и, а в 3-м л мн ч –ат (ят) - 2 спряжение.
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение
Игра
- Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, хлопают мальчики. Если произнесу глагол II спряжения, хлопают девочки. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.- Вернёмся к началу урока. На какие ещё 2 группы можно было разделить глаголы из словаря?
- Определите у них спряжение.
6. Закрепление изученногоУпражнение 58 стр. 79
- Прочитайте отрывок из сказки В. Осеевой.
- Подумайте, почему так ответил старик?
- Объясните пропущенные орфограммы.
- В 1 столбик выпишите глаголы 1 спр, а во 2 – 2 спр. (дети по цепочке выходят к доске и распределяют глаголы в 2 столбика)
-Что для этого нужно сделать?АЛГОРИТМ на доске
-Определите.
7. Домашнее задание.
Стр. 80 упр 59
8. Итог урока.
- Давайте подведем итоги нашего урока.
– Над какой темой работали?
– На какие группы делятся глаголы?
– Каковы характерные признаки этих групп?
– Как определить спряжение глагола?
– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?
– Интересно было на уроке?
-Простым карандашом на полях нарисуйте смайлик, который бы отобразил ваше настроение от урока.
– Какое задание вызвало затруднение?
– А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше?