Логопедическая программа с детьми имеющие нарушения устной и письменной речи, обусловленными элементами ФФН
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО учителей логопедов города
«___»______20___г.
Руководитель МО
______________/__________
«СОГЛАСОВАНО»
«____»__________20___г.
Заместитель директора по УВР
__________/ Терпугова С.В.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ № 6»
____________/ Морозова И.В.
Рабочая программа
по коррекционной работе с обучающимися,
имеющими нарушения письменной речи (смешанная форма дисграфии),
обусловленные общим недоразвитием речи или
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
для 2 - 4 классов
(уровень: общеобразовательный)
Учитель:
Никологорская Н.А.
Ангарск, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционной работе с обучающимися начальных классов, составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень
Федеральный закон Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ( статья 32 п.2 пп.7).
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации (2009 г.).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от __________ №______
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Примерные основные образовательные программы начального общего образования.
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
Региональный уровень
Письмо Министерства образования Иркутской области от 04.06.2014. № 55-37-5064/14 «Об использовании регионального учебного плана образовательными организациями Иркутской области»
Письмо Министерства образования Иркутской области от 14.11.2011г. № 55-37-8480/11 «О планировании и организации урочной и внеурочной деятельности»
Школьный уровень
Основная образовательная программа начального общего образования (с изменениями и дополнениями), утверждённая педагогическим советом, протокол № ______от _____
Рабочая программа по коррекционной работе с обучающимися, имеющих нарушения письменной речи, обусловленное общим недоразвитием речи. Разработана на основе авторской программы «Коррекционная работа с обучающимися начальных классов с нарушениями речи» И. Ю. Мурашовой, О. В. Аржадеевой, Е. И. Асташевой, Е. С. Головиной (УМ экспертным советом по инновационной деятельности УО ААМО 25.06.2011г.). Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.
Коррекционная работа по данной программе проводится во 2 - 4 классах, рассчитана на 2 раза в неделю.
1. Роль и место дисциплины
Коррекционная работа с обучающимися, имеющих нарушения письменной речи, обусловленное общим недоразвитием речи в начальной школе направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная коррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
2. Соответствие ФГОС
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Программное обеспечение
Для реализации программы используются:
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито – Центр, 1996 – 47с.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. М.: Владос - 1995. – 256 с.
Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: 2007. – 90 с.
Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки (альбом №1, №2, упражнения по коррекции акустической дисграфии) – М.: - 2008. 31 с.
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л. Н. Ефименкова. – Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 335 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
4. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию коррекционного обучения во 2 – 4 классах
Предметные результаты
Обучающийся научится:
пользоваться термины для обозначения основных понятий: речь, звук, буква, артикуляция, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
отличать все буквы и звуки родного языка;
отличать признаки гласных и согласных звуков; гласные и согласные звуки и буквы; твёрдые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме; пары гласных звуков; пары согласных звуков по твёрдости – мягкости, по звонкости – глухости;
применять графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
правописанию предлогов и приставок.
Обучающийся получит возможность научиться:
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
чётко дифференцировать все изученные звуки;
различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
читать и правильно понимать прочитанный материал в пределах изученной программы;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного материала, ставить вопросы к текстам и пересказать их;
писать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания;
узнавать и различать гласные и согласные звуки;
свободно составлять рассказы, пересказы;
владеть навыками творческого рассказывания;
адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения;
понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
овладеть правильным слого-звуковым оформлением речи.
5. Универсальные учебные действия.
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
интерес к познанию родного языка;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
выраженных учебно-познавательных мотивов;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
сопереживания другим людям;
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
Метапредметными результатами коррекционного обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
различать способ и результат действия;
адекватно воспринимать оценку учителя
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
принимать и сохранять учебную задачу.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
.самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения речевых задач.
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группе сверстников;
выстраивать коммуникативное взаимодействие;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
контролировать действия партнера;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
6. Целевая установка
курса коррекционного обучения:
коррекция нарушений устной и письменной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении, к овладению школьно-значимыми универсальными учебными действиями по русскому языку и чтению.
7. Задачи
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:
Развитие фонематического анализа и синтеза;
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,предложения и текста;
Формирование и развитие грамматически правильной речи;
Формирование и развитие выразительной, связной речи;
Обогащение словарного запаса;
Развитие фонематического восприятия;
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,зрительного, кинестетического;
Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления.
8. Принципы, лежащие в основе построения программы
В процессе логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений письменной речи наиболее значимыми являются следующие принципы:
Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).
Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма.
Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.
Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.
Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план.
Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.
Принцип системности – методика профилактической и коррекционной работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.
Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).
Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения.
Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
9. Основные направления работы
В курсе коррекционного обучения используются следующие направления:
развитие звуковой стороны речи; формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова; коррекция дефектов произношения;
развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
формирование связной речи;
развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
10. Виды и формы организации коррекционного процесса
Формы организации логопедического занятия:
фронтальная и групповая работы (могут быть реализована в виде объяснительно-иллюстративного метода с элементами проблемного изложения и сопровождаться репродуктивными заданиями);
индивидуальная работа (предполагает самостоятельное выполнение задания, а также работу по постановке звука с учителем-логопедом).
Виды занятий: коррекция речевых нарушений.
Используемые методы и формы обучения обеспечивают:
адекватным психофизиологическим особенностям ученика - темп обучения;
достаточную двигательную активность учащихся на занятии;
учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;
учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;
включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;
обратную связь;
объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;
профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и
статического напряжения учащихся;
доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя-логопеда и учащихся.
11. Методы и средства оценки результативности коррекции
Динамика развития звукопроизношения, устной речи, письма, чтения выявляется при сравнении начального уровня (при поступлении ребенка на логопункт) с уровнем развития, достигнутом на определенном временном отрезке (конец четверти, этапа, полугодия, года и др.).
В качестве диагностических материалов могут быть использованы контрольные и проверочные работы, включающие в себя: диктанты, списывания, тесты, проверку техники чтения и др. (по усмотрению логопеда).
12.Библиографический список
Список методической литературы
для учителя
А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.: ил.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР. - Воронеж: И П Лакоценина Н.А, 2012. - 112 с.
Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова. Игры и упражнения для развития речи на I этапе коррекционного обучения детей с ОНР. Воронеж: И П Лакоценина Н.А, 2012. - 192 с.
Л.Н.Ефименкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 335 с.: ил. – (Коррекционная пед-ка).
Мазанова Е. В. Корекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: 2007. – 90 с.
Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки (альбом №1, №2, упражнения по коррекции акустической дисграфии) – М.: - 2008. 31 с.
Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
О. А. Ишимова Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей/ Щ.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
О. В. Чистякова 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 - 4 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 80 с.: ил. – (Серия «Азбука письма»).
Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. М.: Владос - 1995. – 256 с.
Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.
Для обучающегося
Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.
Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки»., М., 2006.
Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса
Кол-во
часов
I этап
Подготовительный
9
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
Работа над звуко-слоговым составом слова. Речь. Предложение. Слово-предмет, слово-действие, слово-признак.
II этап
Дифференциация гласных и согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство
55
III этап
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство
11
IV этап
Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой
15
Итог:
90
Календарно-тематический план работы
с обучающимися 2 класса
с речевым диагнозом: нарушения письма и чтения,
обусловленные общим недоразвитием речи - 3 уровня (1 группа)
Не-дели
Занятия
Тема
Дата
1
2
3
4
5
Сентябрь
I
II
Обследование речи детей
С 01.09 по 15.09.16
III
1
Предложение
20.09
2
Дифференциация понятий «предложение», «слово»
21.09
IV
3
Простое двусоставное нераспространенное предложение
27.09
4
Согласование глагола с именем существительным
28.09
Октябрь
I
5
Интонация предложений
04.10
6
Слова, обозначающие признак предмета
05.10
II
7
Подбор слов-признаков к словам-предметам
11.10
8
Распространение простого предложения определениями
12.10
III
9
Согласование в роде и числе имени существительного и имени прилагательного
18.10
10
Простое распространенное предложение
19.10
IV
11
Распространение и грамматическое оформление предложений
25.10
12
Повторение про теме «Предложение»
26.10
Ноябрь
I
13
Выделение предлогов из предложения
01.11
14
Предлоги В – НА, ИЗ, С
02.11
II
15
Предлоги У, К, ОТ
15.11
16
Предлоги ЗА -ИЗ-ЗА
16.11
III
17
Предлоги К - ОТ
22.11
18
Предлоги ПОД –ИЗ-ПОД
23.11
IV
19
Предлоги НА,НАД
29.11
20
Повторение. Предлоги
30.11
Декабрь
I
22
Звуковой состав слов
6.12
23
Звуковой состав слов
7.12
II
24
Гласные 1 ряда. Выделение гласных 1 ряда из слов
13.12
25
Образование гласных 2 ряда. Выделение гласных 2 ряда из слов
14.12
III
26
Звуковой анализ слов
20.12
27
Звуковой анализ слов
21.12
IV
28
Анализ слов на цифровой ряд
27.12
29
Анализ слов на цифровой ряд
28.12
Январь
I
30
Порядок звуков и букв в слове
17.01
31
Порядок звуков и букв в слове
18.01
II
32
Понятие слог. Типы слогов
24.01
33
Односложные слова
25.01
III
34
Двусложные слова
31.01
Февраль
I
35
Трехсложные слова
1.02
36
Слоговой анализ и синтез слова.
7.02
II
37
Слоговой анализ и синтез слова
8.02
38
Перенос слова по слогам
14.02
III
39
Перенос слова по слогам
15.02
40
Ударение
21.02
IV
41
Ударение
22.02
42
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда Ы-И в слогах и словах
28.02
Март
I
43
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда Ы-И в предложениях и текстах
1.03
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда А-Я в слогах, словах
7.03
II
44
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда А-Я в предложениях и текстах
14.03
45
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда У-Ю в слогах и словах
15.03
III
46
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда У-Ю в предложениях и текстах
21.03
47
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда О-Ё в слогах, словах
22.03
Апрель
I
48
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда О-Ё в предложениях и текстах
4.04
49
Дифференциация гласных букв Ё-Ю в словах, предложениях, текстах
5.04
II
50
Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда
11.04
51
Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда
12.04
III
53
Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «Ь»
18.04
54
Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «Ь»
19.04
IV
55
Разделительный «Ь»
25.04
56
Разделительный «Ь»
26.04
Май
I
57
Разделительный «Ь»
2.05
58
Повторение по теме Мягкость согласных»
3.05
II
59
Повторение по теме Мягкость согласных»
10.05
III-IV
60
Обследование устной и письменной речи учащихся
С 15.05.17. по 30. 05.17
Календарно-тематический план работы
с обучающимися 2 класса
с речевым диагнозом: нарушения письма и чтения,
обусловленные общим недоразвитием речи - 3 уровня (2 группа)
Не-дели
Занятия
Тема
Дата
1
2
3
4
5
Сентябрь
I
II
Обследование речи детей
С 01.09 по 15.09.16
III
1
Предложение
19.09
2
Дифференциация понятий «предложение», «слово»
21.09
IV
3
Простое двусоставное нераспространенное предложение
26.09
4
Согласование глагола с именем существительным
28.09
Октябрь
II
5
Интонация предложений
03.10
6
Слова, обозначающие признак предмета
05.10
II
7
Подбор слов-признаков к словам-предметам
10.10
8
Распространение простого предложения определениями
12.10
III
9
Согласование в роде и числе имени существительного и имени прилагательного
17.10
10
Простое распространенное предложение
19.10
IV
11
Распространение и грамматическое оформление предложений
24.10
12
Повторение по теме «Предложение»
26.10
V
13
Выделение предлогов из предложения
31.10
Ноябрь
I
14
Предлоги В – НА, ИЗ, С
02.11
II
15
Предлоги У, К, ОТ
14.11
16
Предлоги ЗА -ИЗ-ЗА
16.11
III
17
Предлоги К - ОТ
21.11
18
Предлоги ПОД –ИЗ-ПОД
23.11
IV
19
Предлоги НА,НАД
28.11
20
Повторение. Предлоги
30.11
Декабрь
I
22
Звуковой состав слов
05.12
Звуковой состав слов
07.12
II
Звуковой состав слов
12.12
II
23
Гласные 1 ряда. Выделение гласных 1 ряда из слов
14.12
III
24
Образование гласных 2 ряда. Выделение гласных 2 ряда из слов
19.12
25
Звуковой анализ слов
21.12
IV
26
Звуковой анализ слов
26.12
27
Анализ слов на цифровой ряд
28.12
Январь
II
28
Анализ слов на цифровой ряд
16.01
29
Порядок звуков и букв в слове
18.01
III
30
Порядок звуков и букв в слове
23.01
31
Понятие слог. Типы слогов
25.01
IV
32
Односложные слова
30.01
Февраль
I
33
Двусложные слова
01.02
34
Трехсложные слова
06.02
II
35
Слоговой анализ и синтез слова.
08.02
36
Слоговой анализ и синтез слова
13.02
III
37
Перенос слова по слогам
15.02
38
Перенос слова по слогам
20.02
IV
39
Ударение
22.02
40
Ударение
27.02
Март
I
41
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда Ы-И в слогах и словах
01.03
42
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда Ы-И в предложениях и текстах
06.03
II
43
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда А-Я в слогах, словах
13.03
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда А-Я в предложениях и текстах
15.03
III
44
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда У-Ю в слогах и словах
20.03
45
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда У-Ю в предложениях и текстах
22.03
Апрель
I
46
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда О-Ё в слогах, словах
03.04
47
Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда О-Ё в предложениях и текстах
05.04
II
48
Дифференциация гласных букв Ё-Ю в словах, предложениях, текстах
10.04
49
Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда
12.04
III
50
Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда
17.04
51
Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «Ь»
19.04
IV
52
Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «Ь»
24.04
53
Разделительный «Ь»
26.04
Май
I
54
Разделительный «Ь»
03.05
II
55
Повторение по теме Мягкость согласных»
10.05
III-IV
Обследование устной и письменной речи учащихся
С 15.05.17. по 30. 05.17
Календарно-тематический план работы
учителя-логопеда
с обучающимися 3 класса (3 группа)
с речевым диагнозом: нарушения письма и чтения,
обусловленные общим недоразвитием речи.
Не-дели
Занятия
Тема
Дата
1
2
3
4
5
Сентябрь
I
II
Обследование речи детей
III
1
Звук. Гласные-согласные звуки
20.09
2
Гласные I ряда
22.09
IY
3
Гласные II ряда
27.09
4
Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «Ь»
29.09
Октябрь
I
5
Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «Ь»
4.10
6
Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «Ь»
6.10
II
7
Разделительный «Ь»
11.10
8
Разделительный «Ь»
13.10
III
9
Дифференциация звуков Б-П
18.10
10
Дифференциация звуков В-Ф
20.10
IV
11
Дифференциация звуков Г-К
25.10
12
Дифференциация звуков Д-Т
27.10
Ноябрь
I
13
Дифференциация звуков С -З
1.11
14
Дифференциация звуков Ш-Ж
3.11
II
15
Дифференциация звуков С-Ш
15.11
16
Дифференциация звуков 3-Ж
17.11
III
17
Дифференциация звуков С-Ц
22.11
18
Дифференциация звуков P-Л
24.11
IV
19
Дифференциация звуков Ч-Ш
29.11
Декабрь
Дифференциация звуков Ч-Ш
I
20
Дифференциация звуков Ч-Щ
6.12
21
Дифференциация звуков Ч-Т’
8.12
II
22
Слог. Типы слогов.
13.12
23
Слоговой состав слова.
15.12
III
24
Слоговой анализ и синтез слова
20.12
25
Перенос слова по слогам
22.12
IY
26
Ударение. Ударная гласная
27.12
27
Ударение. Ударная гласная
29.12
Январь
II
28
Ударные и безударные гласные (АО, ЕИ, ИЯ)
12.01
29
Ударные и безударные гласные (АО, ЕИ, ИЯ)
17.01
III
30
Ударные и безударные гласные (АО, ЕИ, ИЯ)
19.01
31
Родственные слова. Корень слова
24.01
IV
32
Родственные слова. Корень слова
26.01
33
Родственные слова. Корень слова
31.01
Февраль
I
34
Образование слов при помощи суффиксов
02.02
35
Образование слов при помощи суффиксов
07.02
II
36
Образование слов при помощи суффиксов
09.02
37
Словообразование слов при помощи приставок
14.02
III
38
Словообразование слов при помощи приставок
16.02
39
Словообразование слов при помощи приставок
21.02
IV
40
Приставки и предлоги
23.02
41
Приставки и предлоги
28.02
Март
I
42
Приставки и предлоги
02.03
43
Морфологический состав слова
07.03
II
44
Морфологический состав слова
09.03
45
Состав предложения
14.03
III
46
Состав предложения
16.03
47
Состав предложения
21.03
IV
48
Состав предложения
23.03
Апрель
I
50
Последовательный рассказ
04.04
51
Последовательный рассказ
06.04
II
52
Последовательный рассказ
11.04
53
Описательный рассказ
13.04
III
54
Описательный рассказ
18.04
55
Описательный рассказ
20.04
IV
56
Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картинок
25.04
57
Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картинок
27.04
Май
I
58
Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картинок
02.05
59
Сочинение по сюжетной картинке
04.05
II
60
Контрольный диктант за 4 четверть .Сочинение на заданную тему
11.05
III- IV
Обследование устной и письменной речи учащихся
C 15.05.17 по 30.05.17г.
Приложение
Индивидуальный речевой профиль _______________________________
Н начало года С середина года К конец года
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
100%
95%
90%
85%
80%
75%
70%
65%
60%
55%
50%
45%
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
1
2
3
4
5
6
1 звукопроизношение 4 словарь
2 фонематическое восприятие 5 грамматический строй
3 слоговая структура 6 связная речь
Серия 1. Исследование звукопроизношения
Максимально 100 баллов
Звукопроизношение
Мах = 50
Дифференциация звуков
Мах = 50
Задание 1
Задание 2
начало года
середина года
конец
года
начало года
середина года
конец
года
1. Исследование состояния звукопроизношения. Мах 50 баллов
Инструкция: посмотри и назови картинки.
Сумка, автобус. [с].
Гусь, такси. [сь].
Замок, береза [з].
Газета, зима. [зь].
Пуговица, курица. [ц].
Машина, шапка. [ш].
Жук, ножи. [ж].
Щетка, овощи. [щ].
Мяч, бабочка. [ч].
Лодка, стул [л].
Лиса, лимон. [ль].
Рыба, барабан. [р].
Мандарин, дверь. [рь].
Яблоко, ель. [j].
Губы, гриб. [г].
Книга, капуста. [к].
Хлеб, духи. [х].
Дом, деньги. [д-дь].
Кот, бантик. [ттъ].
Нарушения других звуков (если имеются).
Оценка результатов:
2,5 балла правильное воспроизведение пробы.
2 балла нестойкое употребление звука.
1,5 балла неправильное воспроизведение слов при сохранном изолированном звуке.
0 баллов неверное воспроизведение пробы.
2. Исследование навыка дифференциации звуков во фразе. Максимально 50 баллов
Инструкция: Послушай и повтори предложения.
У Саши шесть стеклышек. Звуки [с-ш].
У Зои желтый зонт. Звуки [з-ж].
У кошки лежат ложки в лукошке. Звуки [ш-ж].
Соня отдала Зое зайку и сачок. Звуки [с-з].
У Сонечки семечки. Звуки [сь-ч].
Часовщик чинит часы. Звуки [чщ].
Лисица сцапала курицу. Звуки [с-ц].
Клава рвала спелые груши. Звуки [л-р].
У Миши Щукина хорошие товарищи. Звуки [ш-щ].
Борин папа купил машину Победу. Звуки [б-п].
Оценка результатов:
5 баллов правильное воспроизведение пробы.
0 баллов неверное воспроизведение пробы.
Серия 2. Исследование фонематического слуха
Максимально 100 баллов
Воспроизведение
Мах = 60
Представление
Мах = 20
Анализ
Мах = 20
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
А
Б
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
1. Исследование возможности воспроизведения слогов.
Мах 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори за мной слоги.
са ша са ца са ца
ба па па
за за жа за ря ля ря ря
Оценка результатов:
4 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
1 балл самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование возможности воспроизведения слов.
Мах 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори за мной слова.
день тень
мишка миска
бочка почка
кот год ход
том дом ком
Оценка результатов:
4 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование возможностей воспроизведения предложений.
Мах 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори предложения.
Мама расчесывает волосы перед зеркалом.
Регулировщик регулирует движение.
Водопроводчик чинит водопровод.
Чистильщик чистит обувь.
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование фонематических представлений. Мах 20 баллов
Инструкция: Назови слова, которые начинаются со звука [а], [о], [у], [к], [с] (всего 5 проб).
|Оценка результатов:
4 балла правильный и точный подбор слов на каждую пробу.
2 балла выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
5. Исследование возможности фонематического анализа. Мах - 20 баллов
Инструкция: Назови в словах все звуки по порядку.
мак
утка
кит
кошка
капустаОценка результатов:4 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2 балла выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 3. Исследование слоговой структуры
Максимально 100 баллов
Называние картинок
Мах = 25
Воспроизведение слов
Мах = 35
Воспроизведение предложений
Мах = 20
Анализ
Мах = 20
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
1. Исследование возможности называния картинок.
Мах 25 баллов
Инструкция: Назови картинки.
дерево
аквариум
милиционер
мотоциклист
скатерть
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное выполнение каждой пробы.
2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование возможности воспроизведения слов. Мах 35 баллов
Инструкция: Повтори за мной слова.
строительство
часовщик
репетиция
дерево
аквариум
милиционер
мотоциклист Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование возможности воспроизведения предложений. Мах 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори за мной предложения.
Мама рассказывает сыну сказку на ночь.
Ежик спит под ворохом листьев.
В аквариуме плавают рыбки.
Мальчик поставил велосипед под деревом.
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование навыка слогового анализа. Мах 20 баллов
Инструкция 1: Подели слова на слоги.
кит
вишня
виноград
смородина
Инструкция 2: Подбери слова, состоящие из 1-го слога.
Инструкция 3: Подбери слова, состоящие из 2-х слогов.
Инструкция 4: Подбери слова, состоящие из 3-х слогов.
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное выполнение каждой пробы.
2,5 балла выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 4. Исследование состояния словаря
Максимально 100 баллов
Предметы
Мах = 40
Действия
Мах = 20
Признаки
Мах = 20
Задание 1
Задание 2
Задание 3
А
Б
В
Г
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Антонимы
Мах = 10
Синонимы
Мах = 10
Пересказ
Мах = 50
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
1. Исследование состояния номинативного словаря. Мах 50 баллов
А. Предмет и его части
Инструкция: Назови предмет и части, из которых он состоит.
чайник
машина
Оценка результатов:
5 балла правильное выполнение пробы.
2,5 балла выполнение пробы с ошибками.
1 балл название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребенка.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Объяснение лексического значения слов
Инструкция: Объясни, что это?
дверь
поезд
Оценка результатов:
5 баллов правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Обобщающие понятия
Инструкция 1: Назови одним словом.
яблоко, груша, банан, апельсин, лимон
стол, стул, диван, кресло, шкаф
береза, дуб, осина
самолет, такси, автобус
Оценка результатов:
2,5 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Инструкция 2: Назови предметы, относящиеся к:
мебели
насекомым
обуви
грибам
Оценка результатов:
2,5 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам
Инструкция: Про что могу сказать?
хорошее
морозный
звонкая
холодное
Оценка результатов:
2,5 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование предикативного словаря. Мах 20 баллов
Инструкция 1: Скажи, кто как голос подает?
утка
петух
гусь
ворона
Оценка результатов:
2,5 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Инструкция 2: Скажи, кто как передвигается?
ворона
рыба
человек
черепаха
Оценка результатов:
2,5 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование словаря признаков. Мах 10 баллов
Инструкция: Подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5-6 слов).
шуба (какая?)
друзья (какие?)
мяч (какой?)
ведро (какое?)
Оценка результатов:
2,5 балла подбор не менее пяти слов-признаков.
1,5 балла подбор не менее трех слов-признаков.
0,5 балла подбор одного-двух слов-признаков.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование словаря антонимов. Мах 10 баллов
Инструкция: Скажи наоборот.
день, весна
большой, низкий
сесть, говорить
входить, наливать
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение каждой из проб.
1 балл самостоятельное выполнение пробы с одной-двумя ошибками.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
5. Исследование словаря синонимов. Мах 10 баллов
Инструкция: Как сказать по-другому?
летчик
шофер
врач
печальный
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение каждой из проб.
1,5 балла самостоятельное выполнение пробы с 12 ошибками.
1 балл выполнение с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи
Максимально 100 баллов
Словообразование. Мах = 50
Задание 1
А
Б
В
Г
Д
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Словоизменение. Мах = 30
Согласование. Мах = 20
Задание 2
Задание 3
А
Б
В
А
Б
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
1. Исследование навыков словообразования. Мах 50 баллов
А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
Инструкция: Назови ласково.
книга
воробей
стул
ведроОценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Образование названий детенышей
у курицы
у козы
у гуся
у коровы Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Образование глаголов префиксальным способом
Инструкция: Рассмотри картинки и назови действия девочки.
наливает
переливает
выливает
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Образование относительных прилагательных
скамейка из дерева
тетрадь из бумаги
сумка из кожи
сок из моркови
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Д. Образование притяжательных прилагательных
Инструкция: У собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы
у собаки
у кошки
у лисы
у медведя
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование навыков словоизменения. Мах 50 баллов
А. Образование формы множественного числа имен существительных
Инструкция: Один дом, а если их много, то это дома.
дом
стул
ведро
книга
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Образование предложно-падежных форм
Инструкция: ответь на вопросы по картинкам.
Где висит пальто? (На вешалке.) Где лежат яблоки? (На столе.)
Откуда снимем пальто? Откуда возьмем яблоки?
Куда прячется медвежонок? (За дерево.) Где сидят ученики? (За партой.)
Откуда выбежит медвежонок? Откуда встанут ученики?
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с одной ошибкой.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Образование падежных форм имен существительных
Инструкция: Ответь на вопросы.
Кого ты видел в зоопарке?
Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?
Чем ты смотришь? Чем слушаешь? За чем мы ходим в лес?
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
3. Согласование прилагательных с существительными. Мах 20 б.
А. Инструкция: Договори слово.
портрет краси...
стаканчик бумаж...
дни тепл...
окно гряз...
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Согласование существительных с числительными. Мах 20 б.
Инструкция: Посчитай по два и по пять. Образец: два дома, пять домов.
жук
окно
ведро
дерево
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 6. Исследование связной речи
Максимально 100 баллов
Рассказ. Мах = 50
Пересказ. Мах = 50
Задание 1
Задание 2
Н
С
К
Н
С
К
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Мах 50 баллов
Инструкция: Посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и составь рассказ.
Оценка проводится по трем критериям:
А. Критерий смысловой целостности:
20 б: рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.
15 б: допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.
5 б: выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен.
0 баллов: отсутствие описания ситуации.
Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
20 б - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
15 б - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.
5 б - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.
0 баллов рассказ не оформлен.
В. Критерий самостоятельности выполнения задания:
10 баллов самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ.
5 баллов картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно.
2,5 - раскладывание картинок с помощью логопеда и составление рассказа по наводящим вопросам.
0 баллов задание невозможно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного рассказа. Мах 50 баллов
Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ. Послушай, запомни и перескажи его по памяти.
Горошины (по И.Н. Садовниковой )
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Оценка проводится по тем же трем критериям, что и для рассказа по серии картинок:
А. Критерий смысловой целостности:
20 б - пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.
15 б - незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.
5 б - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершен, дополнен посторонней информацией.
0 б - невыполнение.
Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
20 б оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
15 б пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.
5 б наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.
0 б пересказ не составлен.
В. Критерий самостоятельности выполнения задания:
10 б самостоятельный пересказ после первого предъявления.
5 б пересказ с минимальной помощью (12 вопроса) или после повторного прочтения.
2,5 б пересказ по наводящим вопросам.
0 б задание не выполнено даже с помощь
14 "$&(*,.0246рЗаголовок 315