«Организация проектной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего и во внеурочной деятельности с помощью информационных технологий»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 73»




Тема по самообразованию
Усольцевой Ольги Вадимовны,
учителя начальных классов

«Организация проектной деятельности
учащихся начальных классов
на уроках окружающего
и во внеурочной деятельности
с помощью информационных
технологий»






2010-2011 учебный год

Цель: изучить значение проектной деятельности и внедрить его в учебный процесс совместно с учащимися и их родителями.

Задачи:

изучить проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как аспект метапредметного обучения;

разработать этапы работы над проектом, обозначить их задачи с указанием деятельности учащихся и учителя;

разработать оценку деятельности участника проекта;

разработать критерии выполнения проекта;







Организация проектной деятельности учащихся на уроках окружающего мира и во внеурочное время
При изучении наук примеры полезнее правил.
И. Ньютон
Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у учащихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.
В современном обществе наиболее востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания применить. А самым ценным качеством является знание о том, как информацию получать, создавать или систематизировать. Для того чтобы получить на выходе из школы человека, способного быть конкурентоспособным в современном мире, нужно научить его связывать изучаемый предмет с другими предметами в аспекте окружающего нас мира. Таким образом, важнейшей характеристикой обучения становится метапредметность как образовательная форма, которая выстраивается поверх учебного предмета.
Проектная деятельность как вид организации учебной деятельности как нельзя лучше способствует достижению описанных целей, так как она направлена на решение практических задач, мотивирует учащихся на приобретение новых знаний, способствуя тем самым реализации идеи метапредметного обучения. Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися, потому что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Работа над проектом включает 4 основных этапа: планирование работы, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов (защита проекта).
Основные этапы работы над проектом с указанием задач, выполняемых на каждом этапе, и деятельности учеников и учителя следующей таблицей.
Этапы
Задачи
Деятельность
учащихся
Деятельность
педагога

1. Подготовка
Определение темы, цели. Выбор группы учащихся
Собирают информацию. Обсуждают задание
Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта

2. Планирование
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде
Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают, обосновывают свои критерии успеха
Помогает в анализе и синтезе

3. Принятие
решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование
Наблюдает. Консультирует. Предлагает дополнительные источники информации

4. Выполнение
Работа над проектом. Оформление
Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект
Консультирует

5. Оценка
результатов
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке
Направляет процесс анализа. Советует, как подготовиться к защите

6. Защита
проекта
Подготовка доклада, выступления, презентации. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов
Оценивает результаты деятельности учащихся


Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что на разных этапах учащиеся преимущественно действуют самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта.
На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем. При этом оценивается как сам проект, так и его защита. По результатам определяется рейтинговая оценка. Вот один из возможных вариантов оценки проекта.



Оценка деятельности участника проекта
Фамилия, имя _______________________________
Выполнение проекта:
  актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы;
  объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность;
  уровень творчества, оригинальность темы, предлагаемых решений;
  аргументированность предлагаемых решений, выводов;
  качество оформления, соответствие стандартным требованиям.
Защита проекта:
1)  качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность;
2)  объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи;
3)  культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, удержание внимания аудитории;
4)  ответы на вопросы: полнота и аргументированность, убедительность, толерантность.
Критерии выполнения проекта.
1. Требования к фону: реалистичность, использование форм и цветов. Если это лес, то деревья должны быть разными по форме, цвету, размеру и желательно сформировать дерево из двух форм: ствол и крона. К тому же «расти» деревья должны в произвольном порядке. В процессе работы над фоном дети отрабатывают навыки работы с формами, командами, создают дополнительные процедуры (в том числе с параметрами). Таким образом, дети углубляют свои знания по программированию, учатся создавать большие и сложные программы.
2. Действующие лица: реалистичность, соблюдение пропорций. Например, если девочка собирает цветы, то цветы, как правило, дети сначала делают одного размера с девочкой, и только после замечания учителя исправляют ошибку. Для движения девочки необходимо создать несколько форм. На определенных этапах требуется одновременное движение нескольких объектов с разными скоростями.
3. Требования к звуку. Музыку вставляют в начале, в середине, в конце мультфильма или программируют одновременно с движением (что, конечно, сложнее). Мелодия должна соответствовать теме проекта. Дети самостоятельно продумывают, как гармонично совместить движение и звук, где можно вставить дополнительные звуковые эффекты.
Таким образом, каждый ученик, учитывая все требования, создает на кружковых занятиях или дома программу мультфильма, а на уроке обычно лишь корректирует ее. Отдельный урок отводится на защиту проектов, оценка за проект выставляется как среднее арифметическое оценок учителя и учеников.
Следующая тема, изучение которой не обходится без создания проектов, – «Графический редактор». Чтобы дети со слабыми художественными способностями не чувствовали себя неуютно, на уроках по всем правилам черчения выполняются чертежи деталей. Дети дома выбирают деталь и выполняют её чертеж на листе формата А4, а на уроке создают его в графическом редакторе. У учащихся формируются навыки использования графического редактора не только для создания картинок, но и для выполнения чертежей и схем для доклада, реферата, курсовой работы и др.
Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются при создании презентаций. Итоговым проектом изучения Microsoft PowerPoint является обучающе-тестирующая программа на одну из следующих тем: Paint , PowerPoint , Logo , Visual Basic. Работа над этим проектом проходит следующие этапы:
  выбор темы и подбор информации;
  разработка сценария презентации и её структуры;
  работа над проектом: разработка дизайна слайдов с соблюдением эргономических требований, требований информативности и наглядности представления материала;
  тестирование презентации;
  защита проекта.
Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов.
Заголовок 315