Внеклассное занятие для детей младшего и среднего школьного возраста « От невежества – беда»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» р.п. Красные Баки, Нижегородской области.
Внеклассное занятие для детей младшего и среднего школьного возраста
« От невежества – беда»
Автор
Погодина Надежда Юрьевна,
педагог дополнительного
образования первой категории
р.п. Красные Баки
2013 год
Образец оформления титульного листа работы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Зареченская средняя общеобразовательная школа»
Ростовского района Ярославской области
Конспект урока по литературе в 10 классе«Поэзия Серебряного века»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Иванова Татьяна Васильевна
г. Зареченск 2010
Образец оформления последнего листа работы
Список использованной литературы
1. Иванов Б.А., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006.
2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.3. Песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)4. http://sitename.ruЦель:
3накомство детей с ролью лесов в жизни планеты и людей,
Задачи:
1. Расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах,
2. Учить беречь леса и охранять их,
3. Привитие любви к природе.
Педагог: Ребята, сегодня мы будем говорить о лесе, о том, что незнание и невежество губят природу и о том, как сохранять природу.
Подумайте, какую пользу людям приносит лес?
Прежде всего, леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями — устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют «зелеными легкими»планеты!Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябинка, и дуб-великан — тянутся вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно. Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес — хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают и реки.
Леса охраняют от разрушения и почву — верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю (например, у дуба), у других — они широко раскинуты под самой поверхностью земли (у ели). Те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
В старом густом лесу вы не встретите ни оврагов (с крутыми склонами, размытыми бурными вешними водами), ни глубоких ям, ни канав.
Ребята, а как вы думаете, что еще дают нам леса?
Верно! Они щедро угощают нас ягодами, орехами, грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует желудями, шишками, сладкими корешками и сочными травами. В старину на Руси и крестьянские избы, и княжеские терема строили из дерева. Из прочной дубовой древесины и сейчас делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что-то хорошее и интересное. Отгадайте о каком дереве идет речь:
Весной растет, летом цветет
Осенью осыпается, зимой отсыпается
А цветок – на медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа) В народе про липу говорили: «Липа человека обувает и кормит». И вправду, из липового лыка — верхнего волокнистого слоя коры молодых лип — плели лапти. А липовый мед — вкусное и целебное яство.Из мягкой белой липовой древесины мастера вырезали миски, ложки и другую домашнюю утварь. Липовый цвет люди собирают, сушат, заваривают и получают душистый медовый отвар, который пьют при простудах и гриппе. Из высушенных и измельченных липовых семян тоже готовят целебные отвары и настои. В жаркий летний полдень липа дарит нам тень и прохладу, украшает леса, сады и парки, очищает от пыли и копоти воздух в городах.
А вот еще одна загадка:
Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг: Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Клейкие почки, Зеленые листочки, С белой корой, Стоит под горой. (Береза)
А из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок — сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы. Очень красивое и полезное дерево — тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Дорогие ребята! Давайте еще раз повторим, какую пользу всему живому на земле приносит лес:
Лес - это дом для растений.
Лес - защитник почв, водоёмов и воздуха.
Лес - место для отдыха.
Лес - источник ягод, грибов, лекарственных растений;
Лес - источник древесины.
Вопросы:
Почему лес называют «зелеными легкими» Земли?
Как леса способствуют сохранению воды?
Чем полезны леса для почвы?
Что дают леса животным?
Какую пользу приносят леса людям?
Почему в народе говорится, что липа человека обувает и кормит?
Перечислите, какие плоды созревают в лесу осенью?
Педагог: Какие животные обитают в наших лесах?
Какие растения, грибы произрастают?
Ответы обучающихся.
Педагог: Дорогие друзья!
Мы хотим вам рассказать,
Как от простого баловства,
Вдруг случается беда!
И чтобы спастись от многих несчастий
Нужно сознательное человека участие!
Один обучающийся читает стихотворение:
Раз иду я через двор,
Слышу громкий разговор:
«Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели.
Хоровые песни пели.
Веселились, как могли!
Отдохнули и ушли!»
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами банки,
Две размокшие баранки-
Словом, мусора гора!
Педагог: - Ребята, что бы вы
сказали этим детям?
- Что мы можем сделать,
чтобы сохранить красоту леса?
(ответы детей)
Мы привыкли себя вести в лесу, как у себя дома. Сейчас в лесах накапливаются бытовые отходы, в лесу целые горы лежат. Убрать их практически невозможно. Их убирают лесники, но на этом месте возникает опять такая, же гора мусора, а тут хватает буквально одной стекляшки. Солнечный луч фокусируется на сухой траве, и, пожалуйста – пожар. Окурки, непотушенные костры – вот вам и лесной пожар.
Бывают так называемые сухие грозы, то есть грозы без дождя. Может возникнуть пожар, если в сухостойное дерево ударит молния, а дождя нет.
Обучающийся читает стихотворение:
Чтобы беды не бывало
И зарево не полыхало,
Есть правила простые,
Из них вот основные:В лесу огонь не разводи!
А коль разжег — так потуши,
Водой залей,
Землей присыпь,
Сухие ветки убирай,
Вокруг канавку прокапай,
Кругом весь мусор собери!
И лишь когда все уберешь,
Своей дорогою пойдешь!
Итог.
Дети формулируют правила:
Нельзя разводить в лесу костер без взрослых.
Уходя, костер надо погасить: залить водой или засыпать землей.
Нельзя рвать без надобности растения.
Нельзя приносить из леса домой животных, птиц.
Уходя, не оставлять за собой мусор.
Вести наблюдения за жизнью животного и растительного мира.
Педагог: От незнания этих правил может случиться беда.
Вот и заканчивается наше занятие. Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас. Надеюсь, что после этого занятия вы еще больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь слушать ее и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.
Список использованной литературы:
1. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: 2 –е изд. – М.: Просвещение. 1985
2. Мишенкова Л. В. 150 лучших развивающих игр для детей 7 – 10 лет. /Ярославль: Академия развития, 2009.
3. Е. П. Фефилова, Е.А. Поторочина Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». М.:»ВАКО», 2004
4. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.Д. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». М.:»ВАКО»,2003