Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию устной речи в 5 классе
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
«Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат I-II вида» Республики Татарстан
«Рекомендовано»
Руководитель МО
_____/__________
Протокол №____от«___» _________20__г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР ГБС(К)ОУ «Нижнекамская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
_____/________________
«___» _________20__г.
«Утверждаю»
Директор __ ГБС(К)ОУ «Нижнекамская специальная(коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
___/______________
Приказ №______ от«___» _________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных занятий
по развитию слухового восприятия
и формированию произношения
в 5 классе
учителя-дефектолога
Багавиевой Гюзель ИльшатовныI квалификационной категории
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа рассмотрена
на заседании педагогического совета
(протокол №1 от «29 » августа 2013 года)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по индивидуальным занятиям по развитию слухового восприятия и формированию устной речи у детей с нарушением слуха составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, М.: «Просвещение», 2005г.
Учебного плана ГБС (К) ОУ «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» на 2013-2014 учебный год.
Локального акта «Положение о рабочей программе».
Рабочая программа по индивидуальным занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произношения представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов:
пояснительную записку,
содержание учебного курса,
требования к уровню подготовленности учащихся,
календарно-тематическое планирование,
учебно-методическое обеспечение.
Согласно учебному плану на 2013-2014 учебный год на каждого ребенка отводится 102 часа из расчета 3 ч в неделю. Контрольные работы не предусмотрены. Диагностическое обследование состояния звукопроизношения проводится в течение первых двух недель обучения, проверка разборчивости речи в I,II полугодии, динамика развития слухового восприятия в конце года.
Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы:
Работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие у учеников навыка правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы.
Работа над голосом предполагает формирование и развитие у учеников навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте.
Работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие у учеников навыков правильного воспроизведения звукового состава речи. Программа специального обучения произношению разработана на основе концентрического метода с применением сокращенной системы фонем.
Работа над развитием речевого слуха, создание слухо-зрительной основы для восприятия детьми устной речи.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цель: создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи по произношению:
Произнесение фраз слитно или деля на синтагмы (самостоятельно).
Произнесение речевого материала внятно, достаточно естественно, выразительно и эмоционально.
Закрепление голоса нормальной высоты, силы и тембра, воспроизведения усвоенных модуляций голоса по силе и высоте.
Коррекция и автоматизация звуков первого концентра в словах и фразах, а также согласных з, ж, ц, ч, щ. Дифференциация произношения звуков, родственных по артикуляции: гласных а - о, а - э, о - у, и - э, и - ы; согласных м - п, м - б, н - т, н - д, м' - п', м' - б', н' - т', н' - д'; с - ш, з - ж, ц - ч; ц - с, ч - ш; ц - т, ч - т; в - ф, б - п, д - т, в' - ф', б' - п'(и других звонких и глухих согласных).
Применение знаний об артикуляции звуков при исправлении произносительных ошибок.
Произнесение слов (включая труднопроизносимую терминологию из общеобразовательных уроков) слитно, в нормальном темпе, воспроизведение звукового состава, реализуя сформированные умения, соблюдение ударения (включая ударение при изменении форм слова (длинные ноги, две ноги),знание и соблюдение орфоэпических правил:
- безударное о как а,
- оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными,
- опускание непроизносимых согласных,
- произнесение окончаний –тся и –ться как ца,
- два одинаковых соседних согласных произносятся как один долгий звук,
- произнесение –ого, -его как ово, ево (под контролем учителя и самостоятельно).
Правильное произнесение новых слов, руководствуясь надстрочными знаками.
Произнесение фраз в нормальном темпе, слитно или деля на синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения, по возможности соблюдение мелодического контура фраз (с помощью учителя и самостоятельно).
Самостоятельный выбор адекватных неречевых средств коммуникации (выразительной мимики, позы, пластики), сопровождающих речь (в рамках речевого этикета).
формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся
к естественному звучанию.
Задачи по развитию слухового восприятия:
развитие у глухих школьников речевого слуха, создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи.
обучение учащихся различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.
учить вслушиваться в речевой образец (речь взрослого, товарищей), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы, узнавать отдельные элементы в словах, впервые предлагаемых на слух, по которым смогут воспроизвести слова приближенно или точно.
К КОНЦУ 5 КЛАССА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
• произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, передавать в речевом общении различные эмоциональные оттенки высказывания, реализовывать умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи (на основе самоконтроля и под контролем учителя); произносить слова слитно с ударением, реализуя возможности воспроизведения их звукового состава, соблюдая указанные выше орфоэпические правила; • реализовать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения говорить достаточно внятно и эмоционально (под контролем учителя и на основе самоконтроля); использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации – соответствующее выражение лица, позу, пластику (под контролем учителя и самостоятельно), правильно произносить новые слова, руководствуясь надстрочными знаками.
На индивидуальных занятиях используются различные виды деятельности (выполнение поручений, работа с деформированным текстом, слуховые диктанты и т.д.), способствующие уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух, и поддержанию у учащихся интереса к занятиям. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос.
Ган Арина, ученица 5 класса. Словарный запас ограничен. В произношении отмечаются существенные искажения, отсутствие конца слова. Слова дополняются лишними звуками. Целое предложение заменяется одним словом или словосочетанием. Понимание речи снижено. В самостоятельной речи используются изолированные слова. Рассказ по картинке самостоятельно составить не может. Речь невнятная, имеется нарушение голоса (фальцет), словесное ударение не соблюдает. Образцу речи учителя старается подражать. Общается жестовой речью.
Гильфанова Аделина, ученица 5 класса. Словарный запас ограничен. Понимание речи снижено. Произношение – искажение при сохранении контура слов. В самостоятельной речи использует отдельные слова. Речь маловнятная. Голос по силе и тембру – нормальный, повышает на гласных У, И. Логическое ударение не соблюдает. Слухозрительное восприятие текста развито недостаточно.
Сташкевич Владислав, ученик 5 класса. Словарный запас резко ограничен. Ученик не может назвать элементарных предметов обихода. Целое предложение заменяет одним словом, не имеющим смыслового значения. В произношении отмечаются существенные искажения, слова дополняются лишними звуками. Понимание обращённой речи отсутствует. В самостоятельной речи используются бессмысленные слогосочетания, отказ от оформления высказывания речью. Слухо-зрительно текст целиком и по фразам не воспринимает. Картинки с прочитанными фразами не соотносит. Образцу речи учителя старается подражать. У Владислава существенное отставание в слухоречевом развитии.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник А.Г.Зикеев « Русский язык» 3 класс в двух частях, М: «Владос», 2009 г.
Учебник Л.П.Носкова « Русский язык» 4 класс, М: «Просвещение», 2007 г.
Учебник Т.С. Зыкова «Развитие речи» 2 класс, М: «Просвещение», 2011 г.
Учебник Т.С. Зыкова «Развитие речи» 3 класс, М: «Просвещение», 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА(102 ч, 3ч в неделю)
Тема
Содержание
Кол-во часов на 1 уч-ся
Обследование
Диагностика слуха и речи 8
Мой класс (15 ч)
Речевой материал обиходно-разговорного характера
Текст «Мой класс»
Диалог к тексту
Вопросы и задания
Речевой материал,
относящийся к организации учебной деятельности
Текст «Я дежурный»
Диалог к тексту
Вопросы и задания
Речевой материал обиходно-разговорного характера
Текст «В классе»
Работа над содержанием
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
Текст «Верный друг»
Составление диалога
Речевой материал, связанный с учебной деятельностью
Текст «Моя семья» 3
3
3
3
3
Сезонные изменения в природе (38 ч) Речевой материал, связанный с учебной деятельностью
Текст «Прошло лето»
Диалог
Вопросы и задания к тексту
Речевой материал обиходно-разговорного характера
Текст «Урожай»
Диалог
Вопросы и задания к тексту
Речевой материал, связанный с учебной деятельностью
Текст «Золотая осень»
Диалог
Вопросы и задания к тексту
Речевой материал, связанный с организацией занятия
Текст «В декабре»
Вопросы и задания к тексту
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
Текст «Кормушка»
Диалог
Речевой материал обиходно-разговорного характера
Текст «Зимние игры»
Вопросы и задания к тексту
Речевой материал, связанный с организацией занятия
Текст «Первый снег»
Вопросы и задания к тексту
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
Текст «Птицы»
Диалог
Речевой материал обиходно-разговорного характера
Текст «Зимой»
Вопросы и задания к тексту
Речевой материал, связанный с организацией занятия
Составление диалога «Аптека»
Вопросы и задания к тексту
Речевой материал обиходно-разговорного характера
Текст «Прилетели грачи»
Вопросы и задания к тексту
Речевой материал, связанный с организацией занятия
Текст «Весенние заботы»
Вопросы и задания
Речевой материал обиходно-разговорного характера
Текст «Природа весной»
Вопросы и задания к тексту 3
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
Материал, связанный с учебной деятельностью (5ч)
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
Диалог
Текст «Урок рисования»
Работа над содержанием
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
Текст «Все профессии нужны»
Вопросы и задания к тексту 2
3
В гостях (6 ч) Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
Диалог «В гостях»
Вопросы и задания к тексту
Речевой материал, связанный с организацией занятия
Текст «Новогодний праздник»
Вопросы и задания к тексту 3
3
Город, в котором я живу (9 ч) Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
Составление рассказа о своём любимом городе по плану «Я живу в городе Нижнекамске»
Речевой материал обиходно-разговорного характера
Текст «В автобусе» (в трамвае)
Задания и вопросы к тексту
Речевой материал, связанный с учебной деятельностью
Текст «Что должен знать пешеход»
Диалог 3
3
3
Спорт (5 ч) Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
Текст «Футбол»
Диалог
Вопросы и задания к тексту
Составление текста по сюжетным картинкам 3
2
Кем быть и кем не быть (6 ч) Речевой материал, связанный с организацией занятия
Текст «Помощники»
Диалог
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
Текст «Ленивый мальчик»
Диалог
Вопросы и задания к тексту 3
3
Праздники (6 ч) Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов
Текст «Искусственные спутники»
Вопросы и задания к тексту
Речевой материал, связанный с учебной деятельностью
Текст «9 Мая – День Победы»
Вопросы и задания к тексту 3
3
Контроль знаний (4ч) Проверка звукопроизношения
Проверка внятности речи
Проверка звукопроизношения
Проверка произношения 1
1
1
1
ГРАФИК ВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ
№ Наименование работы Планируемая дата Фактическая дата Количество часов
1 Обследование. Диагностика слуха и речи в начале учебного года 2.09 -13.09.13 2.09 -13.09.13 6
2 Проверка произношения 30.10.13 30.10.13 1
3 Проверка внятности речи 25.12.13 25.12.13 1
4 Проверка произношения 20.03.14 20.03.14 1
5 Проверка внятности произношения 22.05.14 22.05.14 1
6 Диагностика слуха и речи в конце года 19.05 -21.05.13 19.05 -21.05.13 2
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет Количество часов в неделю Количество контрольных работ Всего количество часов
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 3 12 102
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Городская Школьная Учителя
Управление качеством образования в современных условиях Построение инновационного здоровьесберегающего пространства в школе I-II вида Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Дата Тема урока Произношение ФоноритмикаРечевой материал, словарь Кол-во часов
По плану фактически
I четверть (27 ч)
1
2
3
4
5
6 2.09.13-13.09.13
Обследование
Работать над речевым дыханием.
Вызывать звуки и автоматизировать в словах. Лежебока – рыжий кот
Отлежал себе живот.
Журнал обследования звукопроизношения 6 6
Тема: Мой класс
Цель: Раскрыть сущность нравственных отношений между детьми, способствующих дружеским отношениям. Работать над слитным произношением слов, силой голоса, вызыванием звуков г, х. 7
8
9
16.09.13
20.09.13 Текст «Мой класс»
Работать над слитным произношением слов.
Вызывать гДифференцировать к-гВетер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
«Мой класс»
Я учусь в пятом классе. В нашем классе есть девочки и мальчики. Все мы ученики.
Наш класс большой и красивый.
В классе стоят столы и парты. Около парт стоят стулья. На партах лежат микрофоны и наушники.
На стене висит доска.
- Что стоит в классе?
- Что висит на стене?
- Что лежит на партах?
В классе четыре мальчика и четыре девочки.
Сколько в классе ребят? Какой сейчас будет урок? Приготовьте книгу, тетрадь. У кого нет ручки? Возьми, пожалуйста, альбом. Попроси карандаш. Убери со стола…
Словарь: открой, попроси, закрой, убери, возьми, дай, ребята, класс. 3 3
10
11
12
23.09.13
27.09.13 Текст «Я дежурный»
Работать над силой голоса.
Вызывать х
Дифференцировать х-к-г Ходит по лесу зверёк.
Хищный маленький хорёк.
«Я дежурный»
У нас в классе всегда чисто. За порядком в классе следят дежурные. Они поливают цветы, вытирают пыль. Сегодня в классе я – дежурный. Я буду раздавать тетради, вытирать доску, проветривать класс, принесу мел.
Проветри класс? Открой форточку (окно, дверь и т.д). Что ты будешь делать? Зачем ты открыл форточку? Открой … Нужно проветрить … Скажи дежурному, чтобы он проветрил класс (вытер доску…)
Словарь: проветрить, открыть, закрыть, вымыть, дежурный, принести 3 3
Тема: Сезонные изменения в природе
Цель: Расширить и активизировать словарь, побудить у детей чувство любви к природе, научить замечать изменения происшедшие в природе. Работать над темпом речи, ритмом, ударением в словах, слитным произношением слов. 13
14
15
30.09.134.10.13 Текст «Прошло лето» Работать над темпом речи.
Автоматизировать в
Дифференцировать в-ф Вот берёзка пожелтела.
Значит, лето пролетело.
Ветер дунул на осинку.
Листья сбросил на тропинку.
«Прошло лето»
Прошло лето. Наступила осень. Дует холодный ветер. Падают листья. Идут дожди. Ребята надели пальто и сапоги. Они пришли в парк. Дети собирают листья. Листья разноцветные: красные, жёлтые, коричневые и зелёные.
Какое время года? Похолодало. Идет дождь. Какая сегодня погода? Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы года Золотая осень наступила.
На деревьях листья стали жёлтыми (красными, багровыми).
Трава желтеет.
Словарь: золотая, наступила, листья стали, красными, багровыми, жёлтыми – желтеет, трава. 3 3
16
17
18
7.09.13–
11.10.13 Текст «Урожай» Ритм, ударение в словах, слитное произношение слов.
Вызывать щ
Дифференцировать ш-щ Шёл медведь-косматый мех.
Нёс в мешке весёлый смех.
«Урожай»
Наступила золотая осень. Пора начинать уборку урожая. В садах собирают яблоки, на полях убирают картофель, свеклу, морковь, капусту. Богатый урожай вырастили в селе.
Словарь: день, ночь, солнце, дождь, оранжевый, багровый, листопад, листья, падать, тихо, птицы, страна-страны, сад, огород, урожай, овощи, фрукты, убирать.3 3
19
20
21
14.10.1318.10.13 Текст «Золотая осень» Работать над логическим выделением слов в предложении.
Вызывание рРыба карась заигралась в реке.
Держит рыбак червяка на крючке. «Золотая осень»
Наступила золотая осень. Вянут цветы. Желтеет трава. На деревьях листья стали жёлтыми, красными, багровыми. Озорной ветер срывает листья с деревьев и сметает их в разноцветные кучи. Птицы улетают в тёплые края.
Словарь: осень, золотая осень, вянут цветы, желтеет трава, жёлтый – стали жёлтыми, красный – стали красными, багровый – стали багровыми, листья, срывает листья, разноцветные листья, разноцветные кучи, ветер, озорной ветер, тёплые края.3 3
Тема: Спорт
Цель: Привлекать детей к здоровому образу жизни. Работать над соблюдением правил орфоэпии, над слитным и правильным звукопроизношением слов, автоматизацией п, р; дифференциацией т-д. 22
23
24
21.10.13
25.10.13 Текст «Футбол» Работать над ударением в словах
Автоматизировать п.
Дифференцировать т-д Лежебока – рыжий кот
Отлежал себе живот.
«Футбол»
Вова записался в секцию по футболу. Тренировки в секции по футболу проходят два раза в неделю по вторникам и четвергам с трех до пяти. Тренер предупредил Вову, чтобы он приходил вовремя, без опозданий.
Словарь: секция по футболу (по плаванию, по баскетболу…), спортивная секция, тренер, давно, недавно, тренировка, тренироваться, вовремя, не вовремя, я устаю, не устаю, без опоздания, не опаздывая, не надо опаздывать, не опоздаю, не буду опаздывать, бывает, опаздываю.3 3
25
26
28.10.13
29.10.13 Составление текста по сюжетным картинкам Соблюдать правила орфоэпии.
Автоматизировать р.
Дифференцировать т-д Вот берёзка пожелтела.
Значит, лето пролетело.
Ветер дунул на осинку.
Листья сбросил на тропинку. Что изображено на картинках? Какая последовательность?
Составь предложение. Напиши предложение. Какое название
Словарь: посмотри, составь, название рассказа, рассказ, последовательность. 2 2
27 30.10.13 Контрольная работа Работа над слитным и правильным звукопроизношении
ем слов Будем правильно говорить, внимательно слушай, открой тетрадь, повторите, запиши 1 1
Итого 27 27
II четверть (21 ч)
Тема: Мой класс
Цель: Расширить кругозор знаний о межличностных взаимоотношениях в детском коллективе. Работать над изменением громкости голоса в связи с логическим ударением, правилами орфоэпии, автоматизацией я, ю, ё, е, п, т, к, с, ш, х. 28
29
30
11.11.13
15.11.13 Текст «В классе» Изменение громкости голоса в связи с логическим ударением
Автом. я,ю,ё,е Спит в реке усатый сом
Видит он красивый сон.
«В классе»
Наш класс большой и светлый. На окнах много цветов. В классе стоят парты, шкафы, стол и стул учителя. На стене висит доска. На партах лежат книги, микрофоны, наушники. В шкафу лежат: ручки, карандаши, тетради, книги. За партами сидят ученики. Они надели наушники. Учительница взяла микрофон. Начался урок.
В восемь утра звенит звонок. Кто опоздал? Опаздывать нельзя. Ребята готовы к уроку. После урока наступает перемена.
Словарь: учительница, учить, урок, перемена, звонок, начинается урок, первый (второй …) урок3 3
31
32
33
18.11.13
22.11.13 Текст «Верный друг» Регулирование дыхания в речи – соблюдение пауз
Автом. П Белый снег пушистый
В воздухе кружится;
И на землю тихо
Падает, ложится «Верный друг»
Мальчик Костя и собака Шарик пошли на речку. Костя удил рыбу с лодки. Шарик сидел на берегу. Вдруг лодка покачнулась. Мальчик упал в воду. Он стал тонуть и закричал. Собака прыгнула в воду. Она схватила Костю за рубашку и вытащила на берег.
Вопросы
Куда пошли мальчик и собака? Как их зовут? Чем занимались Костя и Шарик? Что случилось с Костей? Как помог Шарик мальчику? Какая собака? Как правильно вести себя на речке? (на воде)
Словарь: пошли на речку, удил рыбу, лодка покачнулась. Мальчик упал в воду. Стал тонуть, схватила Костю за рубашку и вытащила на берег. Собака прыгнула в воду, помогать, добрый, отзывчивый, злой, внимательный. 3 3
34
35
36
25.11.13
29.11.13 Текст «Моя семья» Стечение согласных типа взрывной-взрывной.
Автом. Т Труба трубит, труба поет,
Трубач по улице идет «Моя семья»
Моя семья большая. Папа и мама – врачи. Они работают в больнице. Моя сестра учиться шить. Она будет портнихой. Мой брат хочет быть лётчиком. Я учусь в школе. Утром мы все уходим, а бабушка и дедушка остаются дома. Наша семья дружная.
Сколько лет тебе исполнится в этом году? Тебе уже исполнилось … лет? Мне …лет. У тебя есть старшие (младшие) братья, сестра? Сколько лет исполнилось брату в этом году?
Словарь: родители, брату исполнилось, в этом году (в прошлом году, в следующем году), старшие братья (сестра), младшие, врач, повар, инженер, продавец 3 3
Тема: Сезонные изменения в природе
Цель: Расширить знания о природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять природу; формировать у детей положительное отношение к природе. 37
38
39
2.12.13
6.12.13 Текст «В декабре» Отработка труднопроизносимых слов.
Автом. К В зимний солнечный денек
Все с коньками на каток «В декабре»
Декабрь – это первый месяц зимы. На улице холодно. Короткими стали дни, рано начинает темнеть. Замёрзли реки. Птиц мало. Пушистый снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. Наступила зима.
Первый (второй, третий) месяц зимы. Посмотри на термометр. Какая сегодня погода?
Снег покрыл землю. Пушистый снег. Зимой дни короткие, а ночи длинные. Любишь ли ты кататься на лыжах?
Словарь: зима-зимний, снег-снежки-снежинки-снеговик-снегурочка, солнце светит мало. 3 3
40
41
42
9.12.13-13.12.13 Текст «Кормушка» Правило орфоэпии и соблюдение в речи: безударное о.
Автом. С Спит в реке усатый сом
Видит он красивый сон.
«Кормушка»
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зёрен. Получилась кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Наступила холодная зима. Чем можно кормить птиц, зимний парк, снегирь, воробей, как ты помогаешь птицам?
Словарь: холодная зима, птичья столовая, зимующие птицы, крошки хлеба, сало, семена, кормушка, надо помогать.3 3
43
44
45
16.12.1320.12.13 Текст «Зимние игры» Логическое ударение в словах.
Автом. ШШапка и шубка висели в шкафу.
Шелковый шарфик лежал на полу «Зимние игры»
Ребята решили построить во дворе снежную горку. Снег носили лопатами. Большие комья возили на санках. Потом горку полили водой. Ещё ребята очистили от снега площадку для катка. И тоже залили её водой. Ночью вода замёрзла. Утром ребята взяли санки, коньки, лыжи и побежали во двор.
Что решили построить во дворе ребята? Как они строили горку? Что ещё сделали ребята?
Какие зимние игры ты знаешь? Какая температура воздуха сегодня (завтра), где ребята катались на коньках (на лыжах, на санках), хоккей зимой, осторожно, прекрасное настроение
Словарь: зимние игры, коньки, лыжи, снежки, снежная крепость, играй осторожно, замерз, теплые варежки.3 3
46
47 23.12.13
24.12.13 Текст «Первый снег» Работа над речевым дыханием: произнесение фраз на одном дыхании.
Автом. Х Белый снег пушистый
В воздухе кружится;
И на землю тихо
Падает, ложится
«Первый снег»
Наконец пришла зима. Ещё с вечера небо укрыли тучи. Первые снежинки закружились в воздухе.
Проснувшись, как обычно, на зорьке, Пеструшка осмотрелась кругом и не узнала знакомого леса. Он весь был пушистый и белый.
Скоро проснулись тетерева и тоже с удивлением оглянулись по сторонам. А потом вся стая полетела кормиться на родную поляну.
Наелись тетерева берёзовых почек, пора и отдохнуть. Только теперь, зимою, им незачем было прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули они вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём.
Теперь на всю зиму тетеревам убежище есть. Полетают они по лесу, покормятся – да и в снег отдыхать. Хорошо там!
Тебе нравится зима? Назови зимние месяцы. Какие знаменательные даты ты знаешь? Сегодня морозно? Первый снег, пушистый.
Словарь: первый снег, пушистый белый, солнце ярко светит, светит мало. 2 2
48 25.12.13 Контрольная работа Работа над правилами орфоэпии Словарь: зимние месяцы, зимние забавы, сильный мороз, одевайся теплее. 1 1
Итого 21 21
III четверть (30 ч)
Тема: В гостях
Цель: Обучать строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, стремиться к сохранению дружеских отношений. 49
50
51
13.01.1417.01.14 Диалог «В гостях» Работа над слитным произношением слов
Автоматизация чТрудно птицам зимовать
Надо птицам помогать
Здравствуйте, проходите. Проходи, раздевайся. Прими мои самые наилучшие пожелания. Я тебя жду. Мы тебя ждем. Приглашай (пригласи) … к столу. Садитесь за стол. Ты пригласил.
Словарь: разреши тебя поздравить с …, прими мои пожелания.
Пожелание здоровья, проходи, раздевайся, садитесь за стол, рад вас (тебя) видеть.3 3
52
53
54 20.01.1424.01.14 Текст «Новогодний праздник» Регулирование дыхания в речи- соблюдение пауз
Автом. ц Ца-ца-ца, там царица у крыльца
Цо-цо, цо-цо, на руке моей кольцо
Цыплята и курица пьют воду на улице «Новогодний праздник»
Пришли дети на праздник ёлки. Ёлка была уже украшена. Тут были медведи, зайцы, флажки, фонарики, шары. Ёлка сверкала огнями. Пришли Дед Мороз и Снегурочка. Они рассказали ребятам сказку. Начались весёлые игры и танцы. Потом Дед Мороз принёс подарки. Хорошо было на ёлке!
Какие праздники вы знаете? Подпиши открытку. Я написал поздравление …
Какой подарок ты приготовил?
Не забудь поздравить
Спасибо за поздравление
Мне очень приятно
Словарь: праздник, поздравление, прими, подписал открытку 3 3
Тема: Город, в котором я живу
Цель: Познакомить детей с историей нашего города, с его достопримечательностями; закрепить знания ПДД пешеходов; работать над составлением рассказа «Я живу в городе Нижнекамске» по плану. Развивать воображение, мышление, память, речь; воспитывать любовь к своему городу, прививать интерес к истории города. 55
56
57
27.01.1431.01.14 Составление рассказа о своём любимом городе по плану «Я живу в городе Нижнекамске» Стечение согласных типа взрывной-взрывной.
Автом. щ Ща-ща, ща-ащ, очень плохо без плаща
Щи-щи, щи-щи, я люблю борщи и щи.
Из морской капусты щей щука наварила,
Окуней и лещей щука угостила План.
1.Как называется твой любимый город?
2.Кем и когда он был основан?
3.Главная улица, площадь, река в твоём любимом городе.
4.Главные достопримечательности твоего любимого города.
5.Твоё отношение к этому городу.
Игра «Кто больше знает улиц в нашем городе»
Какое слово не подходит?
Город, городской, горох, горожанка.
Улица, переулок, улочка, улитка.
Дом, домашний, дым, домовой.
Река, речка, рука, речной, речник.
В каком городе ты живешь? Городу Нижнекамску … лет
День города мы отмечаем ….
Какие достопримечательности?
Улицы города
Словарь: Нижнекамск, достопримечательность, промышленность, сельское хозяйство, мер города, главное здание. 3 3
58
59
60
3.02.14
7.02.14 Текст «В автобусе»
(в трамвае) Отработка труднопроизносимых слов.
Автом. ж
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот
«В автобусе» (в трамвае)
Алёша ехал в автобусе (в трамвае). Он заплатил за проезд (купил билет) и сел у окна. На остановке в автобус (в трамвай) вошла старушка. Алёша встал и уступил старушке место. Бабушка сказала мальчику: «Спасибо!»
Сколько стоит билет?
Какой автобус едет по улице …
Я выхожу…
Можно пройти?
Садитесь, пожалуйста…
Мне нужна остановка …
Словарь: автобус, маршрут, номер автобуса, улица, проходите, я выхожу, садитесь, пожалуйста.3 3
61
62
63
10.02.1414.02.14 Текст «Что должен знать пешеход» Правило орфоэпии и соблюдение в речи: безударное о.
Автом. в На шесте дворец
Во дворе певец
«Что должен знать пешеход»
На улицах города большое движение. Нарушать правила уличного движения опасно. Правила надо хорошо знать: ходить только по тротуару, переходить улицу на перекрёстке спокойным шагом, при переходе улицы посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы – направо, если идёт трамвай или автомобиль, пропусти его.
- На каком транспорте люди ездят на земле (летают по воздуху, плавают по воде)?
Словарь: движение, как надо переходить улицу?
Дорожные знаки. Пешеходный переход. Светофор. Будь внимательным. 3 3
Тема: Сезонные изменения в природе
Цель: Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения. 64
65
66
17.02.14
21.02.14 Текст «Птицы»
Логическое ударение в словах.
Автом. ф
Буду маме помогать,
Буду всюду убирать:
И под шкафом, и за шкафом, и в шкафу.
Не люблю я пыли: фу!
«Птицы»
Осенью многие птицы улетают в тёплые края. Им не хватает корма. Это – ласточки, скворцы, грачи, журавли. Они называются перелётными птицами. Сороки, вороны, дятлы не улетают. Они умеют и зимой находить корм и не бояться мороза. Это – зимующие птицы. И всё же птицам голодно зимой. Люди помогают им, они делают для птиц кормушки.
Каких перелётных птиц ты знаешь? Почему они улетают в тёплые края?
Какие птицы зимуют в наших краях? Почему они не улетают? Как люди помогают птицам зимой?
Мало корма, питаются семенами.
Расскажи о синице (вороне)
Какую пользу приносят птицы?
Словарь: зимующие птицы, люди кормят, делать кормушки, помогать, рябина, еловые шишки, окрас перьев.3 3
67
68
69
24.02.14
28.02.14 Текст «Зимой» Работа над речевым дыханием: произнесение фраз на одном дыхании.
Автом. д Даша подарит
Подушку кому?
Даша подарит
Подушку коту.
«Зимой»
На улице зима. Всё кругом покрыто снегом. Сегодня очень холодно. Деревья трещат от мороза. Но дети рады зиме и не боятся мороза. Мороз щиплет щёки. Санки и лыжи уже готовы. Хорошо зимой!
Сегодня мороз (сильный мороз, холодно). Трещит мороз. На улице трещит мороз. Выпал снег. Идет снег. Сейчас (сегодня) идет снег. Земля покрыта снежным ковром. На ветках деревьев лежит снег. Все кругом покрыто снегом.
Словарь: холодная зима, зима морозная, сильный мороз. 3 3
70
71
72
3.03.14
7.03.14 Составление диалога «Аптека» Работа над связной речью
Автоматизация тТа-та, та-та, стоит новая плита.
Ту-ту-, ту-ту, поплыву я на плоту.
То-то, то-то, ва в шкафу висит пальто.
Ты-ты, ты-ты, на горе растут кусты.
Те-те, те-те, суп варился на плите Как ты себя чувствуешь? Мне не здоровится. Я здоров. У меня кружится голова. Купи в аптеке лекарство ( бинт, вату и т.д) Где ближайшая аптека?
Попроси маму (бабушку, сестру …) купить … Что сказал врач?
Словарь: бинт, йод, капли, таблетки, вата, витамины, градусник, справка, лекарство, купить в аптеке, сообщить о здоровье, принимать лекарство.3 3
73
74
75
10.03.14
13.03.14 Текст «Прилетели грачи» Логическое выделение слов в предложениях
Автоматизация б Ба-ба, ба-ба, на горе стоит изба.
Бо-бо, бо-бо, Боре больно и смешно.
Бу-бу, бу-бу, скачет белка на дубу.
Би-би, би-би, топором дрова руби.
Бе-бе, бе-бе, очень холодно в избе.
Бы-бы, бы-бы, там в лесу растут грибы. «Прилетели грачи»
Ещё вчера на окраине города или в деревне летали только вороны да галки, а сегодня среди них появились крылатые гости – грачи. Ростом они с ворону, но одеты не в серые, а в сине-чёрные перья.
Наступила весна.
Небо голубое, ясное
Ярко светит солнце.
Прилетели грачи. Вьют гнезда
Словарь: наступила весна, небо ясное, ярко светит солнце, на окраине города, крылатые гости, сине-чёрные перья, ростом, вчера – сегодня, одеты – одежда.3 3
Тема: Материал, связанный с учебной деятельностью
Цель: Выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. 76
77
17.03.14
19.03.14 Текст «Урок рисования» Произнесение стечения согласных фразах
Автоматизация г Га-га, га-га, ой болит нога.
Гу-гу,гу-гу, гуси ходят на лугу.
Ги-ги, ги-ги, там пекут пироги.
Ге-ге, ге-ге, гусеница на ноге.
Го-го, го-го, Гоша бегает в пальто. «Урок рисования»
Петя, Гриша и Стёпа – ученики. На уроке рисования они рисуют разноцветными карандашами. У Пети голубой карандаш. Он рисует небо, море. Гриша взял красный карандаш и нарисовал пожарную машину. А Стёпа красным карандашом нарисовал флажок. Красивые получились рисунки!
Составь предложение по образцу. Вставь в предложение ( сказуемое и др). разбери слово по составу. Образуй однокоренные слова от слова снег (зима, мороз …). Образуй прилагательное ( глагол) от существительного … Найди произведение (частное, разность). Составь уравнение: неизвестное число увеличили ( уменьшили ) в (на) 5 (…) раз, получилось 20 (…). Найди число.
Словарь: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, существительное, глагол, прилагательное, вставить, разобрать, определить, образовать, увеличить, уменьшить.2 2
78 20.03.14 Контрольная работа Повторить правило орфоэпии в словах, дифференциация сонатных, шипящих звуков 1 1
Итого 30 30
IV четверть (24 ч)
Тема: Кем быть и кем не быть
Цель: Расширить представления учащихся о различных профессиях. Работать над слитным произношением слов, логическим ударением в словах, отрабатывать труднопроизносимые слова. 79
80
81 31.03.14 4.04.14 Текст «Помощники» Работа над слитным произношением слов
Автоматизация кЗолотые руки не знают скуки
«Помощники»
Дети решили помочь маме. Алёша почистил ботинки и туфли. Надя выстирала рубашки, носки. колготки. Алёша аккуратно положил на полку шапки, шарфы, варежки. Хорошие помощники у мамы.
Как ты помогаешь маме?
Словарь: я убираю комнату. Почистил ботинки. Как ухаживать за обувью (одеждой, мебелью).
Ты стираешь рубашку (носки, колготки ….).
Я выстирал (а) рубашку ( носки, колготки…). Складывать, гладить, мыть, чистить, варить, подметать. 3 3
82
83
84
7.04.14 11.04.14 Текст «Ленивый мальчик» Регулирование дыхания в речи - соблюдение пауз
Автом. х Ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверёк
«Ленивый мальчик»
Ваня – ленивый мальчик. Книжки у него грязные, вещи разбросаны. Он небрежно готовит уроки. В беспорядке лежит одежда: ботинки под шкафом, рубашка под кроватью. Портфель валяется на кухне. Мама ругает Ваню, а Ваня недоволен.
Почему мама ругает Ваню?
Словарь: ленивый мальчик. Книги грязные, вещи разбросаны, беспорядок в комнате, мама ругает, надо убирать вещи на свои места, недоволен, недовольна.3 3
Тема: Праздники
Цель: Формировать у детей нравственные качества, основанные на народных традициях; расширить кругозор учащихся о праздниках, воспитать уважения к традициям, создать атмосферу доброжелательности и творчества. 85
86
87
14.04.14 18.04.14 Текст «Искусственные спутники» Стечение согласных типа взрывной-взрывной.
Автом. рГалка села на забор,
Грач завёл с ней разговор «Искусственные спутники»
Со времени запуска в космос первого искусственного спутника в 1957 году за пределы нашей планеты было отправлено множество спутников.
Ракета выводит спутники на орбиту, и они продолжают самостоятельно вращаться вокруг Земли. Одни из них предназначены для приёма телепередач, другие устанавливают телефонную связь с любой точки планеты.
Есть спутники, которые фотографируют и передают на Землю снимки облаков, бурь, гроз. Они нужны для составления прогнозов погоды. А есть спутники, которые помогают людям исследовать космос, раскрывать его новые тайны.
12 апреля – День космонавтики.
В каком году был первый полет человека в космос.
Космонавты – мужественные сильные люди, Ю.А Гагарин.
Чтобы стать космонавтом, надо много учиться, закалять свое здоровье.
Кто был первым космонавтом?
Каких еще космонавтов ты знаешь?
Словарь: искусственные спутники, за пределы нашей планеты, орбита, самостоятельно вращаться вокруг Земли, предназначены для приёма телепередач, другие устанавливают телефонную связь с любой точки планеты, фотографируют и передают на Землю снимки облаков, бурь, гроз, помогают людям исследовать космос, для составления прогнозов. 3 3
88
89
90
21.04.1425.04.14 Текст «9 Мая – День Победы» Отработка труднопроизносимых слов.
Автом. л Дождик, лей, лей
Лес и поле ты полей «9 Мая – День Победы»
Хатынь – это название деревни в Белоруссии.
Всех жителей этой деревни погубили фашисты.
Фашисты хотели узнать, где партизаны.
Но жители деревни не выдали партизан.
Тогда фашисты загнали в большой сарай женщин, детей, стариков и подожгли его.
Потом подожгли все дома в деревне.
От домов остались одни печные трубы.
Было в деревне 28 домов, теперь 28 печных труб, труб с колоколами.
Когда идешь по улице, то становится страшно.
Вместо домов стоят трубы, а на них написаны имена погибших.
В Хатынь всегда приезжает много народу, чтобы почтить память погибших.
Все люди плачут и кладут цветы к памятникам.
Они слушают звон колоколов и вспоминают о всех погибших в Великой Отечественной войне.
Вопросы
Что такое Хатынь?
Что там случилось во время войны?
Что осталось на месте деревни?
Зачем люди приезжают в Хатынь?
О чем думают люди?
Словарь: Хатынь – в Хатыни, Белоруссия, деревня – жители деревни, сожгли – подожгли, печь – печка – печная труба, памятник – к памятникам, кладут цветы. 3 3
Тема: Сезонные изменения в природе
Цель: Расширить знания детей об изменениях в природе весной; учить понимать природу, видеть ее красоту и беззащитность, относиться к ней бережно, с любовью и уважением. 91
92
93
28.04.142.05.14 Текст «Весенние заботы» Правило орфоэпии и соблюдение в речи: безударное о.
Автом. м Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле Труд людей в садах, на огородах, на полях, по уборке улиц, парков. Помощь детей.
«Весенние заботы»
Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду - окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима – с запасами.
Вопросы
Что делают люди в огороде?
Что делают люди в саду?
Для чего они всё это делают?
Словарь: огород, рассада, пересадка, много забот, прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу, окопать деревья, обрезать сухие сучки, высадить красивые цветы.3 3
94
95
96
5.05.14–8.05.14 Текст «Природа весной» Логическое ударение в словах.
Автом. н
Всё чернее с каждым днём стёжки и дорожки «Природа весной»
Прошли ненастные дни, наступила весна. Солнце греет, птицы поют. Весело журчат ручьи. Из земли показалась травка. Зацвели ландыши. На деревьях раскрылись почки. В лесу и в саду запели птицы. Здравствуй, весна!
Как изменяется природа весной? Какие птицы прилетают с юга. Ты больше любишь зиму или весну? Стало тепло. Тает снег. Снег растаял. Набухают почки. Появились зеленые листочки. Листья зеленые. На деревьях зеленые листья. Прилетают птицы. Прилетели скворцы (ласточки, грачи, журавли)
Словарь: скворцы-скворец-скворечник, грач-грачи, таять – растаять, тает снег, набухают почки, зеленые листочки, ломается лед 3 3
Тема: Материал, связанный с учебной деятельностью
Цель: Развивать осознанное отношение к учёбе, воспитывать уважение к своим сверстникам, способствовать развитию мышления и речевой коммуникации. 97
98
99
12.05.1416.05.14 Тема «Все профессии нужны» Работа над речевым дыханием: произнесение фраз на одном дыхании.
Автом. с Заяц перезимовал.
Заяц шубку поменял. «Все профессии нужны»
В детский сад пришли два новичка – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю: «Где работает твоя мама?» «А разве ты не догадался» - удивился Коля. – Она же пахнет лекарствами. Моя мама врач. Заболеет человек – мама вылечит. А твоя мама где работает?» «А ты не знаешь» - сказал Толя. – Она же пахнет хлебом. Моя мама пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто». «И врач?» - спросил Коля. «И врач», - ответил Толя.
Кем работает папа (мама, бабушка)? Какие профессии ты знаешь? Кто работает в школе?
Что делает учитель (воспитатель, бухгалтер, дворник, врач). Кем ты хочешь стать? Какие нужны знания?
Словарь: два новичка, познакомились, заболеет человек – мама вылечит, пекарь, кормит людей, без хлеба не мог бы жить никто, профессии.3 3
100
101
19.05.1421.05.14 Обследование речи Назови картинки, правильно произноси звуки 2 2
102 22.05.14 Контрольная работа Повторить произношение звуков при стечении согласных, парные согласные, безударные гласные Повторите, я не понял. Повтори, что я сказала. Спроси у ….. Скажи, пожалуйста. Назови слово 1 1
Итого 24 24