ПРОГРАММА коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
Красногвардейского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Методист МКУ «ЦОУО» ОИМС Директор МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» ____________ Бибнева Л. _____________ Г.Н. Маслова
«____»____________ 20______г. Приказ №______ от «____»_______ 20_____ г.
ПРОГРАММА
коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся,
имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
Возраст: 1-3 класс.
Срок реализации: 3 года
2015/2016 учебный год
Составлено: Черникова Е. Г., учитель – логопед высшей квалификационной категории МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании районного методического объединения учителей - логопедов
Протокол № ___ от ___ ___20___ г.
Октябрьское, 2015
Пояснительная записка
Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост числа обучающихся, отстающих в учёбе. Число неуспевающих школьников всех возрастов превышает 30% от общего числа обучающихся, а в начальных классах составляет от 15% до 40%. Уровня готовности к школьному обучению к 6-7летнему возрасту достигает менее 50% детей.Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения.
В результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи: лексико-грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дезадаптации. Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.
Причины возникновения нарушений устной речи могут быть очень разнообразными. Патологические факторы, приводящие к нарушению речи, могут воздействовать в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология речевой патологии связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Также они могут вызываться причинами органического и функционального характера. Нарушения речи часто бывают обусловленными органическими повреждениями зон головного мозга, например, зоны Брокка, принимающей непосредственное участие в речевом высказывании.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе речи.
Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной школе.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР). Среди учащихся 1 – 2 классов – группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Помимо групповых занятий с детьми, имеющими нарушения в звукопроизношении, логопедом предусматривается проведение индивидуальных коррекционных занятий, согласно разработанному индивидуальному планированию. Общее количество учащихся, нуждающихся в логопедической помощи на логопункте для школ сельской местности составляет на одну ставку учителя-логопеда (20 часов) от 15 до 20 человек.
С учащимися, зачисленными на логопедический пункт проводятся групповые (2-5 человек) занятия 2 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 40 минут . Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и классным руководителем. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка.
При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
Рабочая программа рассчитанана
подготовительный этап-27 часов (1 класс),
I этап- 96, 64 часа (2 класс),
II этап - 34 часа, III этап- 30 часов (3-3 класс),
коррекцию звукопроизношения 21 и более часов ( по необходимости)
Программа составлена для обучащиюхся 1- 3 классов, с нарушением устной и письменной речи
Учебное пособие: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки», №1, № 2 «Учусь не путать буквы», «Учусь работать стекстом»,« Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
Программа составлена для обучащиюхся 1- 3 классов, с нарушением устной и письменной речи
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися являются:
Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Положения о логопедическом пункте МБОУ «Октябрьская Школа-гимназия»
Должностной инструкции учителя – логопеда МБОУ «Октябрьская Школа-гимназия» №17 .
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Цель программы : Оказание помощи учащимся начальных классов, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.
Задачи программы:
Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями .
Формировать правильное произношение фонем.
Развитие внимания, памяти, речевой моторики.
Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением устной и письменной речи.
Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
Формировать представления о звукобуквенном составе слова.
Формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи.
Новизна данной программы заключается в следующем:
наличие для её реализации комплекта дидактического и
раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;
возможность гибкого использования данного комплекта: детьми,
педагогами, родителями;
возможность использования данных пособий полностью или
частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;
создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная
Направление работы:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Ожидаемые результаты:
ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
игровые,
наглядно - демонстрационные,
словесные.
Сводная таблица по видам контроля во 2, 3 ,4 классах
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
итого
Проведение диагностик речи и письма
1
1 (промежуточная)
1
3
Количество плановых проверочных работ
1
1
1
3
Характеристика содержания коррекционной программы:
Диагностическая работа включает:
Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.
Коррекционно – развивающая работа включает:
Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.
Консультативная работа включает:
Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.
Этапы реализации программы:
Коррекционно – развивающая работа реализуется поэтапно:
Этап сбора и анализа информации (информационно – аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.
Этап планирования и организации коррекционно – развивающей деятельности. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. Логопедическая работа (в зависимости от логопедического заключения) проводится в три этапа. Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков. Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР) и общее недоразвитие (ОНР IIIур.) работа проводится по первому этапу. Для детей, имеющих ОНР IIIур. далее работа продолжается по второму и третьему этапу.
Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений и корректировка методов и приемов работы.
Требования к условиям реализации программы:
Психолого – педагогическое обеспечение
Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
1 класс
Главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:
полноценные фонематические процессы;
представления о звуко-буквенном составе слова;
навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Логопедическая помощь учащимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей.
3анятия по исправлению нарушений звукопроизношения строятся на основе педагогических принципов перехода от простого к сложному, сознательности усвоения материала.системности, регулярности занятий, учета возрастных особенностей ребенка.
Фронтальные занятия по формированию фонематического восприятия проводятся с III четверти после промежуточного обследования первоклассников
1 этап: Подготовительный (20ч.).
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1.Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе
систематических тренировок.
5. Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков (10ч.).
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Постановка звуков в последовательности:
- свистящие: с, з, ц;
- шипящий: ш;
- сонорный: л;
- шипящий: ж;
- сонорные: р, рь;
- шипящие: ч, щ.
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков 30-50ч.
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие
внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой
моторики. Развитие мышления.
Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические
задания. Графомоторные упражнения. Пальчиковая гимнастика.
4 этап: Оценочный (2ч.).
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи:
Оценка результативности коррекционной работы.
Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Итоговая контрольная работа.
Праздник «Говорим правильно и красиво!»
Формы и средства контроля
Основная цель контроля - проверка знания изученного материала.
Заканчивается коррекционная работа в середине мая итоговой контрольной работой (Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания) и праздником «Говорим правильно и красиво!». На празднике подводится итог всей логопедической работы. В подарок дети получают Фонетический дневник. Фонетический дневник (рабочая тетрадь по коррекции звукопроизношения) стимулировал родителей на протяжении всего учебного процесса, что позволяло качественно и своевременно выполнять домашние задания с ребенком.
Методы отслеживания результативности:
наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом
на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
открытые занятия на основе пройденного материала;
обсуждение с детьми результатов деятельности;
беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
оценка динамики работы с логопатами;
количественный и качественный анализ ошибок.
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.
Учебно-методические средства обучения:
Литература для учащихся:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
2. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.
2 . Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
Литература для учителя:
Основная:
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.
4.. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
Дополнительная:
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
Васильева Т.И. Упражнения по дикции. М.. 1988.
Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001 .
Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.
Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.
Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
календарно - Тематическое планирование
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /р/, /р /.
№п/п
Кол-во часов
Дата
Тема
1
1
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата.
«Сказка о веселом язычке»
2
1
Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р /. Профили, артикуляция.
3-8
6
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания
правильного произношения звука /р/.
9
3
Воспитание правильного произношения звука /р/.
10-11
2
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в
прямом слоге и в начале слова.
12
1
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в
прямом слоге и в середине слова
13
1
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в
закрытом слоге.
14
1
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в
сочетании с согласными.
15
1
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в
словосочетаниях и предложениях.
16
1
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в
связной речи.
17-20
3
Уточнение произнесения изолированного звука /р /.
Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р /
и его автоматизация.
21-22
2
Дифференциация звуков /р/ - /р / в слогах, в словах, в предложениях.
23-24
2
Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.
25-26
2
Дифференциация звуков /р /- /л / в слогах, в словах, в предложениях.
27
1
Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях.
28-29
2
Дифференциация звуков /р/ - /л /, /р / -/л / в связной речи.
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /л/, /л /.
№п/п
Кол-во часов
Дата
Тема
1
1
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»
2-6
5
Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /л/.
7
2
Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.
8
1
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова
9
1
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге.
10
1
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
11
1
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
12
1
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи.
13-15
3
Уточнение произнесения изолированного звука /л /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /л / и автоматизация его в слогах, словах.
16
1
Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /л / в предложениях.
17-19
3
U°Дифференциация звуков /л/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.
20-21
2
Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях.
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Свистящие звуки.
№п/п
Кол-во часов
Дата
Тема
1
1
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»
2
1
Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция.
3-7
5
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /с/.
8
3
Воспитание правильного произношения звука /с/.
9
1
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.
10
1
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова
11
1
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в закрытом слоге.
12
1
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
13
1
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
14
1
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в связной речи.
15-17
3
Уточнение произнесения изолированного звука /с /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /с /. Автоматизация звука в слогах и в словах.
18
1
Закрепление правильной артикуляции звука /с / и автоматизация его в связной речи.
19
1
Дифференциация звуков /с/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
20-21
2
Воспитание правильного произношения звука /з/. Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.
22
1
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.
23
1
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
24
1
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
25
1
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в связной речи.
26-27
2
Уточнение произнесения изолированного звука /з /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /з /. Автоматизация звука в слогах и в словах.
28
1
Закрепление правильной артикуляции звука /з / и автоматизация его в связной речи.
29
1
Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /з / в слогах, в словах, в предложениях.
30-31
2
Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в предложениях.
32-33
2
Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
34-35
2
Воспитание правильной артикуляции звука /ц /. Автоматизация его в обратном слоге.
36
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в прямом слоге.
37
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в слоге со стечением согласных.
38
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях.
39-40
2
Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.
41-42
2
Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Шипящие звуки.
№п/п
Кол-во часов
Дата
Тема
1
1
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»
2
1
Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция.
3-7
5
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/.
8
3
Воспитание правильного произношения звука /ш/.
9
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.
10
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова
11
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в закрытом слоге.
12
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
13
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
14
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в связной речи.
20-21
2
Воспитание правильного произношения звука /ж/. Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.
22
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.
23
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
24
2
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
25
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в связной речи.
26-27
2
Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в предложениях.
28-29
2
Воспитание правильной артикуляции звука /щ /. Автоматизация его в обратных слогах.
30
1
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в прямых слогах.
31
1
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных.
32-33
2
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях.
34-35
2
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
36-37
2
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.
38-39
2
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш/ в слогах, в словах, в предложениях.
40-41
2
Воспитание правильной артикуляции звука /ч /. Автоматизация его в обратных слогах.
42
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в прямых слогах.
43
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных.
44
1
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях
45-46
2
Дифференциация звуков /ч/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
47-48
2
Дифференциация звуков /ч/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.
49-50
2
Дифференциация звуков /ч / - /щ/ в слогах, в словах, в предложениях.
51-52
2
Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /ц/ в слогах, в словах, в предложениях.
План коррекционно-развивающего обучения учащихся 1-х , 2- х классов, имеющих фонематическое недоразвитие речи
№п/п
Кол-во часов
Дата
Тема
1
Гласные звуки и пройденные в классе буквы.
1
Дифференциация «ы» - «и» и букв, их обозначающих.
1
Дифференциация «а» - «я» и букв, их обозначающих.
1
Дифференциация «о» - «ё» и букв, их обозначающих.
1
Дифференциация «у» - «ю» и букв, их обозначающих.
1
Дифференциация «э» - «е» и букв, их обозначающих.
1
Дифференциация «ё» - «ю» и букв, их обозначающих.
1
Закрепление знаний о гласных 1 ряда.
1
Закрепление знаний о гласных 2 ряда.
1
Обозначение мягкости согласного гласными 2 ряда.
1
Согласные звуки и пройденные в классе буквы.
1
Различение гласных и согласных звуков.
1
Слог-слияние. Деление слов на слоги.
1
Перенос слов по слогам
1
Практическое овладение переносом слов с удвоенными согласными.
1
Практические упражнения в выделении ударного гласного в слове.
1
Слого- звуковой анализ слов с открытым слогом.
1
Слого- звуковой анализ слов с закрытым слогом.
1
Слого- звуковой анализ слов с «бегающей согласной» (буква вне слияния или примыкающая).
1
Слого- звуковой анализ слов с «бегающей согласной» (буква вне слияния или примыкающая).
1
Слуховое восприятие твердого и мягкого звучания согласных звуков. Мягкий знак- показатель мягкости.
1
Согласные «ш, ж, ц» и «ч, щ, й».
1
Звонкие и глухие согласные.
1
Списывание.
25
1
Диктант слогов.
26
1
Диктант слов.
27
1
Слуховой диктант.
Всего: 27 ч.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период :
Знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
- как дифференцировать оппозиционные звуки;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.
Уметь:
владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
производить фонетический разбор слова;
производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
I этап коррекционно-развивающего обучения учащихся
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 – 3 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)
№
Дата
Название темы
2
часа
3 часа
Коррекционная работа
1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 ,6 ч.)
1
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
2
3
4
2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
( 45 часов)
ЗВУКИ И БУКВЫ (9, 12 ч.)
5
Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы)
3
4
Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости.
6
Согласные звуки и буквы
2
2
Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем
7
Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё
4
6
Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова, в середине и в конце слова после гласной.
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(7, 8 ч.)
8
Твёрдые и мягкие согласные звуки
1
1
Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова.
9
Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных
1
1
10
Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных
1
1
11
Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных
1
1
12
Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных
1
1
13
Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова
2
3
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (17, 27 ч.)
14
Звонкие и глухие парные согласные
1
2
Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.
Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте.
15
Дифференциация звуков Б-П
2
3
16
Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф'
2
3
17
Дифференциация звуков Д - Д', Т Т'
2
3
18
Дифференциация звуков Г - Г', К -К', X - X'
2
3
19
Дифференциация звуков 3 3', С - С'
2
3
20
Дифференциация звуков Звуки С - С', Ш
2
3
21
Дифференциация звуков Щ -Ч – Т – Ть
2
3
22
Дифференциация звуков Р – Л, Рь-Ль
2
3
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12, 18ч.)
23
Буквы а-о
2
3
Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки. Развитие зрительно-пространственных представлений.
24
Буквы у-и
2
3
25
Буквы б – д – в
2
3
26
Буквы п – т
2
3
27
Буквы ш – щ – ц
2
3
28
Буквы л – м
2
3
3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
(14, 21 ч.)
29
Слово-предмет
2
3
Согласование существительного и глаголов наст.и прош. времени.
Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода.
30
Слово-действие
2
3
31
Слово-признак
2
3
32
Дифференциация изученных частей речи
1
1
33
Слоговой анализ и синтез
2
4
Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса
34
Ударение
2
2
Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы)
35
Ударные и безударные гласные
1
2
Схемы слогоритмической структуры слова.
36
Безударные гласные А-О в корне
1
2
Проверка безударной гласной путём изменения формы слова.
37
Безударные гласные И-Е-Я в корне
1
2
4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (4 ч.)
38
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
39
40
41
Итого: 64, 96 часов
II, III этапы коррекционно-развивающего обучения учащихся, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2-3 КЛАССА
№
Количество
часов
Дата
Темы фронтальных занятий
Наглядно-дидактический материал
4
Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
1
Предложение и его признаки. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Схема предложения
Таблица с буквами «Найди слова», схемы предложений
1
Смысловая и интонационная законченность повествовательных, вопросительных, восклицательных, побудительных предложений
Таблицы знаков препинания, названий предложений, схемы предложений
1
Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений.
Непунктирован-ные тексты
1
Слово. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных
Таблица гласных букв, предметные картинки
1
Анализ и синтез слов разного слогового состава
Слоговые схемы, набор картинок, игра «Подбери к схеме слово»
1
Деление слов на слоги для переноса
Тренировочные упражнения на карточках памятка «Переноси правильно»
1
Проверочная работа по разделу: «Слово. Слоговой анализ слов». Анализ проверочных работ
Тест
1
Родственные, однокоренные слова. Корень слова
Плакат с изображением чудо-дерева; карточки-яблоки с однокоренными словами; карточки-ребусы
2
Графическое выделение корня в словах. Родственные слова
Карточки, лото
«Корень слова»
2
Графическое выделение корня в сложных словах. Соединительные гласные о-е
Игры «Доскажи слово», лото «Сложные слова»
1
Приставка. Роль в словообразовании. Графическое выделение
Игра «Ромашка», набор картинок (глаголы несовершенного, совершенного вида)
1
Смысловая нагрузка приставок. Приставка, в однокоренных гнёздах
Игра «Ромашка», карточки
1
Смысловая нагрузка приставок. Одна приставка с разными корнями
Дидактический материал на доске, раздаточный материал
1
Приставки с гласной о
Таблица-памятка «Приставки с гласной о»
1
Приставки с гласной а
Таблица-памятка «Приставки с гласной а»
2
Предлоги
3
Дифференциация предлогов и приставок. Тренировочные упражнения
Схема-таблица предлогов, карточки
1
Разделительный твёрдый знак. Правописание
Игра «Сложи слово»
1
Разделительный Ъ и Ь. Правописание
Игра «Доскажи словечко»
1
Разделительный Ъ и Ь. Выборочный
диктант
Карточки,таблица-памятка
1
Суффикс. Роль в словообразовании. Графическое выделение
Карточки-ребусы
1
Смысловая нагрузка суффиксов. Суффикс в однокоренных словах
Схемы слов
1
Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Словообразование. Правописание
Набор картинок, таблица-памятка, схемы слов
1
Суффиксы, указывающие на профессиональные занятия людей. Словообразование. Правописание
Набор картинок «Профессии людей», загадки
1
Суффиксы глаголов. Словообразование. Графическое выделение
Таблица-памятка
1
Окончание. Грамматическая форма имён существительных единственного, множественного числа. Графическое выделение
Набор картинок, схемы слов
1
Окончание. Грамматическая форма имён существительных множественного числа Р.п. Графическое выделение
Игра «Скажи правильно»
1
Окончание. Роль в предложении при согласовании слов
Деформированные предложения. Игра «Исправь ошибки»
1
Тренировочные упражнения на разбор слов по составу
Система упражнений на индивидуальных карточках
1
Проверочная работа по разделу: «Морфемный анализ и синтез слов». Анализ проверочных работ. Работа над ошибками
Тест
1
Ударение. Ударные и безударные гласные
Ритмизированные задания. Игра «Послушай и повтори»
1
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Подбор проверочных слов. Тренировочные упражнения
Слоговые, звукобуквенные схемы. Картинный материал
1
Проверяемые безударные гласные. Предупредительный диктант
Кроссворды. Раздаточный
материал
1
Непроверяемые безударные гласные. Работа со словарными словами
Зрительные опорные схемы для запоминания правописания словарных слов. Загадки
2
Словарные слова
Кроссворды. Ребусы. Изографы. Игра «Доскажи словечко»
1
Проверочная работа по разделу: «Безударные гласные». Работа над ошибками
Слуховой диктант. Тест
1
Средства связи. Семантический анализ предложения.
2
Согласование. Связь подлежащего и сказуемого.
2
Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.
2
Изменение существительного по падежам (склонение).
2
Составление предложений из слов. Грамматическое оформление. Объединение их в связный текст. Выделение признаков связного текста
1
Текст. Существенные признаки текста.
1
Сравнение текста и его искаженных вариантов:
работа над рассказом с пропущенным началом,
работа над рассказом с пропущенной серединой,
работа над рассказом, не имеющим окончания.
1
Практические упражнения в распространении текста.
1
Развитие умений и навыков анализировать текст.
1
Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.
4
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания
Книгопечатная продукция
Л.Н. Ефименкова
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.
Часть 1. Дифференциация гласных.
Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического восприятия.
Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных.
Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.
Л.М. Козарева
Тетрадь для логопедических занятий. Загадки звуков, букв, слогов.
Тетрадь для логопедических занятий. Тайны твердых и мягких согласных.
Тетрадь для логопедических занятий. Различаем глухие и звонкие согласные.
Тетрадь для логопедических занятий. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие.
Е.В. Романова
Пишу правильно буквы Ии У.
Пишу правильно буквы Б и Д.
Е.Д. Бурина
Такие похожие и разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв.
О.В. Чистякова
20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс.
30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс
И.МилосердовВ.Ульянов Сборник диктантов и упражнений для начальной школы
.И Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах
В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур., фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи.
Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам.
Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач.
Л.Г. Кобзарева
Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.
Л.М. Козарева
Тетрадь для логопедических занятий. Как образуются слова.
Тетрадь для логопедических занятий. Слова – друзья и слова - неприятели.
Тетрадь для логопедических занятий. Секреты прилагательных и тайны гласных.
Тетрадь для логопедических занятий. Путешествие в страну падежей.
О.В. Чистякова
30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3- 4 класс.
Н.Г. Андреева
Логопедические занятия по развитию связной речи младших
5. Т.А.Ткаченко
Логопедическая тетрадь по
. развитию фонематического восприятия
и навыков звукового анализа школьников
И.Лопухина Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи
В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур.
В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.
Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом.
Н.С. Жукова
Уроки логопеда.
Жихарева., Норкина:
Вводим звуки в речь Л, Л’.
Вводим звуки в речь С, З, Ц.
Вводим звуки в речь Р, Р’.
Вводим звуки в речь Ч, Щ.
Вводим звуки в речь Ш, Ж.
Л. Герасимова, О. Жукова
Уникальная методика развития речи.
Е.С. Онищенкова
Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей.
А.П. Успенская, М.Б. Успенский
Учись правильно говорить.
В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста.
В книгах представлены следующие тематические разделы:
Подготовительные упражнения, направленные на отработку элементов произношения звуков.
Изолированное произношение звуков.
Произношение звуков в слоговых сочетаниях.
Нормирование правильного произношения звуков в составе слова, словосочетания, предложения.
Дифференциация поставленных звуков с целью развития фонематических процессов.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийная акустическая система, многофункциональное устройство принтер\ сканер\ копир.
Системный блок ПК
Микрофон, наушники.
Логопедический тренажер Дельфа
Говорящее зеркало
Зеркало с отверстием
Экранно-звуковые пособия
Логопедическая коррекционная программа - ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ для детей, имеющих недостатки звукопроизношения.
Разработанные упражнения успешно применяются в работе для автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч – с; р – л; щ – ч).
Интерактивная лента букв.Азбука в картинках.Схемы для анализа предложений. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги. Логопедический букварь Касса букв, магнитная азбука . Дидактический раздаточный материал «Обучение грамоте»
Презентации, игровые лото к урокам по темам:
«Звуко-буквенный и слоговой анализ слова»;
«Лексическое значение созвучных слов»;
«Многозначные слова»;
«Антонимы»;
«Синонимы»
«Фразеологизмы»;
«Деление слов на слоги»;
«Что такое скороговорка»;
«Тайны твердых и мягких согласных»;
«Многозначные слова»;
«Расширение объема словарного запаса и активного словаря» и др.
Приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание, память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оценивать результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних условиях для самостоятельной работы
Игры и игрушки
Наборы демонстрационных картинок:Овощи Ягоды Головные уборыМебель Птицы СемьяРастения Грибы ОдеждаПосуда Игрушки НасекомыеПрофессии Деревья ФруктыЖивотные и их детеныши Транспорт
Настольные развивающие игры –лото.
Оборудование кабинета
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Методическое обеспечение
1.Аксёнова Э.В., Якубовская А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4-х классах вспомогательной школы. М.: 1991. 2.В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва «Просвещение» 1988. 3. Литература и фантазия: кн. Для учителей и родителей /сост. Л.Е.Стрельцова. М.: Просвещение, 1992.
4. Полная хрестоматия для начальной школы. В 2 тт. /Сост. И.Сивохина. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004.
5. Г.М.Перова. Проверочные работы по чтению в начальных классах: Метод. Пособие: - Тамбов: ТОИПКРО, 2004.
6. Н.Н.Максимук. Игры по чтению. М.: ВАКО, 2004.- (Мастерская учителя)
7. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
8. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
9. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
10. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г
11..Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
12. Мазанова Е.В. M. коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - 2-е изд., испр. - М. : Издательство Гном , 2007.
13. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н Как преодолеть трудности в обучении детей. М.,: Изд-во «Ось-89», 2006. – 272 с.
14. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2006. 192с.
15. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 439-483с.
16. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 128 с.
17. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 48
18. Садовникова И.Н Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 256с.
19. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: АРКТИ, 2002. 72
Список используемых цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
logomag.org
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www. rustoys. ru/index.htm
http://www. kindereducation.com
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www. karapuz.com
http://sibmama.info/ index.php?p
15