Семинар-практикум Требования ФГОС к организации информационной среды образовательного учреждения


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50»
Методический семинар-практикум
«Требования ФГОС
к организации
информационной среды
в ОУ»
Подготовила учитель информатики
Жукова Л.И.
Курск
апрель 2014 г
Информационная образовательная среда школы
«Современный учебный процесс, протекающий
в условиях информатизации и массовой коммуникации
всех сфер общественной жизни, требует
существенного расширения арсенала средств обучения»
Д.А. Медведев
(заседание Совета по развитию информационного общества)
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация.
Современное время войдет в историю как время формирования информационного общества. Школа и общество не могут существовать отдельно. Поэтому процесс информатизации общества естественно влечет за собой и информатизацию образования, что означает - в информационном обществе и школа должна быть информационной.
Информационная образовательная среда предполагает компетентность сотрудников школы в решении профессиональных задач с применением современных информационных технологий и создание гибкой системы повышения квалификации педагогов, способной в опережающем режиме создавать условия, инициирующие инновационные процессы в образовательной деятельности школы. В среде осуществляется планирование, мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса, мониторинг личностных достижений обучающихся.
Информационно-коммуникационная среда
Чаще всего под единой информационной средой подразумевают ее информационно-управленческую составляющую, основной задачей которой является организация всей работы в школе на основе ИКТ за исключением образования и воспитания, с чем трудно согласиться, т.к. школа все-таки образовательное учреждение.
Реже под единой образовательной средой школы подразумевают ее информационно-коммуникационную составляющую (сеть, сервер, интранет) с административно-управленческим уклоном. С этим также трудно согласиться, т.к. основной объем информации, циркулирующий внутри школы, относится к собственно образовательному процессу, а не управленческому.
Во всех формулировках понятия информационной образовательной среды учебного заведения отсутствует главное действующее лицо этого процесса — ребенок, школьник, ученик, ради которого в школы поставляются персональные компьютеры и мультимедийная техника, ради которого существует административно-управленческий персонал школы, колоссальный учительский корпус, академии и академические институты.
В центре информатизации образовательного процесса, единой информационной среды школы должны находиться ученик и учитель как специалист, реализующий на практике идеи информатизации образования.
Информационная среда образовательного учреждения создается ради того, чтобы учащийся мог получать самые новые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал в кружки, секции, на курсы и каток, в кино и почитать книгу.
Применительно к информатизации образовательного учреждения, в современных научных исследованиях даются определения понятиям “информационная среда”, а также “информационно-коммуникационная предметная среда”
Информационно-коммуникационная предметная среда — это
а) совокупность условий,
• способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средствами ИКТ;
• способствующих формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием;
• обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ;
б) информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью;
в) интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей).
Информационно-коммуникационная предметная среда включает:
— совокупность программно-аппаратных средств и систем,
— компьютерных информационных (локальных, глобальной) сетей и каналов связи, — организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенной предметной области (определенных предметных областях).
Функционирование информационно-коммуникационной предметной среды определяется следующими факторами:
— осуществлением информационного взаимодействия пользователя (пользователей) как между собой (в рамках образовательных взаимодействий), так и с экранными представлениями изучаемых объектов,
— влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования распределенного информационного образовательного ресурса данной конкретной предметной области;
— возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области.
Цели, ресурсы и проблемы создания информационной среды школы
Цели создания информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения должны быть тесно связаны с основными целями его деятельности. В то же время, существует и обратная связь: процесс информатизации оказывает существенное влияние на цели общего образования. Эта взаимозависимость отражается в выработке новых требований к современной школе, которая уже сегодня должна становиться “Школой будущего”. Приведем перечень таких требований (http://www.educom.ru/ru/projects/future/state.php):
• обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
• активные формы учебной деятельности;
• инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация;
• новая роль педагога в школе;
• образовательная среда, в том числе — школа информатизации, включающая цифровые учебные инструменты и электронное цифровое хранилище работ учащихся и учителей, записей уроков, доступное внутри и вне школы;
• новые подходы к управлению школой.
При внимательном рассмотрении приведенных выше требований можно сделать вывод о том, что они опираются на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Иначе говоря, реализация современных требований к общеобразовательной школе возможна только на основе внедрения ИКТ во все “клеточки” школьной жизни. Причем следует отметить, что приведенные элементы “Школы будущего” имеют не декларативный характер, а очень мощный креативный потенциал, будучи сформулированными в качестве основных требований к современной российской школе.
Основными направлениями использования ИКТ в информационной среде образовательного учреждения могут быть:
• использование ИКТ в качестве объекта изучения;
• использование ИКТ в качестве средства представления и получения знаний;
• использование ИКТ в качестве инструмента контроля знаний;
• использование ИКТ для систематизации и распространения передовых педагогических технологий;
• использование ИКТ в целях управления образовательным процессом.
Главная цель создания единого образовательного пространства учебного заведения — радикальное повышение эффективности собственно образовательного процесса, включая и процесс управления образовательными учреждениями.
Ресурсы. К основным ресурсам, необходимым для существования и функционирования информационной среды образовательного учреждения, относятся:
• технические ресурсы (физическая составляющая);
• кадровые ресурсы (интеллектуальная составляющая);
• учебно-методические ресурсы (информационная составляющая).
Эти же компоненты определяют и основные направления информатизации образовательных учреждений.
Под техническими ресурсами подразумевается в данном случае компьютерная и мультимедийная база, программное обеспечение, каналы и оборудование передачи информации на расстояние.
К кадровым ресурсам относится не только учительско-преподавательский состав, но и руководители образовательных учреждений и руководители более высокого уровня, от которых во многом зависит принятие грамотных управленческих решений и, соответственно, скорость и направление информатизации образования.
К учебно-методическим ресурсам относятся методические разработки уроков с применением ИКТ и мультимедийной техники. Важным методическим ресурсом на стадии формирования информационной среды школы являются сетевые методические объединения учителей, позволяющие всем участникам образовательного процесса обмениваться актуальной информацией, представлять свои собственные методические наработки и использовать передовой опыт коллег независимо от места их работы и региона страны. Сетевые методические объединения являются мощной школой передового опыта, позволяющей непрерывно повышать педагогическую ИКТ-компетентность преподавателей.
Проектная деятельность в условиях информационной среды
Информационно-коммуникационные технологии используются в проектной деятельности учащихся все шире и шире. Уроки учителей с использованием новых технологий и мультимедийные проекты учащихся уже становятся частью образовательной среды современной школы. Работая над проектами, учащиеся познают все тонкости мультимедийных технологий, учатся работать со сложной аппаратурой и через проектную деятельность познают окружающий их мир.
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но также эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.
Естественно, это требует от руководителя проекта постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений, проектная деятельность развивает не только ученика, но и учителя.
Основные требования, предъявляемые к использованию метода проектов в образовательном процессе, могут быть следующими:
• наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
• практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность учащихся.
В рамках информационно-образовательной среды существует широкий спектр возможностей, которые допустимо рассматривать в качестве формы персонального проекта:
• более глубокое исследование одной из учебных тем по какому-нибудь предмету;
• поиск, подбор материалов, их оформление в виде презентации по заданию учителя-предметника для одного из уроков;
• создание слайд-фильма по одной из учебных тем школьного курса;
• съемка, монтаж и озвучивание учебного фильма по одной из тем школьного курса по заданию учителя-предметника;
• создание музыкального произведения (гимн школы, музыка к спектаклю и т.п.);
• создание театрального произведения (написание сценария, постановка спектакля и т.п.);
• собственная работа в области искусства (создание галереи рисунков, эмблемы школы, оформление школьного периодического издания);
• исследование проблемы с использованием мультимедийной техники, специальных датчиков и т.п.;
• проектная работа по определенной теме (литературная, социальная, философская, антропологическая, научно-фантастическая и так далее), выполненная с использованием цифровых образовательных ресурсов, включая материалы Интернета;
• собственный научный эксперимент, заснятый на видеокамеру;
• создание web-странички класса на сайте школы
Новые перспективы информационного образования
Существует целый ряд перспективных направлений применения ИКТ для целей образования.

Продолжают развиваться такие еще недавно новые виды информационных технологий, как теле- и видеоконференции. Телеконференция позволяет преподавателю и учащимся, удаленным друг от друга порой на значительное расстояние, реализовать учебный процесс, близкий к традиционному, организовать коллективную работу учащихся, находящихся в разных населенных пунктах, реализовать методы деловых игр, мозгового штурма. Все это становится возможным благодаря реализации виртуального класса на основе телеконференций.
Как отмечают многие ученые и практики информатизации, дистанционное обучение — шаг вперед по сравнению с заочным обучением. Сохраняя главные достоинства заочного обучения — возможность учиться на дому, в удобные для себя часы и независимо от того, где вы живете, — дистанционное обучение обладает большей гибкостью и интерактивностью. Если заочные курсы работают по расписанию, то дистанционный курс может начаться в любой момент по желанию ученика. Сроки обучения не заданы жестко, и ученик сам определяет темп работы и решает, пройти ли курс в сжатые сроки или, наоборот, “растянуть” его, при желании он может сделать перерыв на несколько недель или даже месяцев. Дистанционный преподаватель всегда доступен по электронной почте и готов ответить на любые возникающие у ученика вопросы. Сегодня уже практически не осталось сомнений в том, что дистанционное обучение станет важнейшей учебной технологией XXI века.
Цифровые образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационной среды образовательного учреждения и заслуживают отдельного большого разговора.
В общем случае цифровой образовательный ресурс (ЦОР) — это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. Чаще всего в наших школах используются простые цифровые образовательные ресурсы. Простой ЦОР (элементарный ЦОР) — цифровой образовательный ресурс, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.
Компьютер на предметных уроках используется в школе еще, как правило, эпизодически. Это объясняется тем, что при разработке современных курсов по предметам еще не стоял вопрос о привязке к нему информационных технологий. Поэтому сегодня применение компьютера возможно лишь при изучении отдельных предметных тем, где имеется очевидная возможность вариативности. Для систематического использования информационных технологий в процессе обучения необходимо переработать (модернизировать) всю школьную систему преподавания предметов, на что может уйти немало времени.
Следует помнить, что компьютер не заменяет преподавателя. Компьютер лишь моделирует деятельность преподавателя. “Машинное” и человеческое мышление существенным образом различаются: мышление человека значительно шире и богаче.
Со временем будут появляться все новые и новые информационно-коммуникационные технологии, которые можно будет применять в общеобразовательной школе. Следовательно, можно будет и дальше расширять информационную среду школы, а значит, будут и темы для продолжения разговора.