Конспект урока по русскому языку Имя существительное как часть речи (5 класс)


Урок русского языка в 5 классе
«Имя существительное как часть речи».
Составила: учитель русского языка и литературы
Чернышова Инна Ивановна.
Цели:
- Обобщить знания об имени существительном, полученные на первой ступени обучения.
- Повторить основные морфологические признаки имени существительного.
- Научить самостоятельно ориентироваться в выполнении предложенных заданий.
- Воспитывать интерес к предмету
Ход урока:
Организационный момент.
 - Здравствуйте, ребята!
 - У вас хорошее настроение?
 - Угадайте загадку!
Утром рано я проснусь,Посмотрю — и засмеюсь,Ведь в моё оконцеЯрко светит ... На доске появляется солнце (плакат)
Солнце улыбается, мигает. А что необычного вы увидели в солнышке? Правильно, оно без лучиков. Лучики лежат у вас на партах.
У каждого из вас есть лучик нашего теплого солнышка, возьмите лучик в руки, пусть он согреет вас своим теплом, улыбнитесь друг другу. А теперь попробуем определить тему урока. И помогут нам в этом задания, помещенные на обратной стороне лучика
Ребята, на лучиках задание и номер. Итак, начнём. У кого первый номер? (учащиеся выполняют задания по порядку номеров)
(получаем слово СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – вывешиваем буквы на доске)
Ребята, откроем тетради, запишем число и тему урока «Имя существительное как часть речи».
Повторение по теме «Имя существительное»
Сегодня на уроке мы вспомним, что такое имя существительное и его грамматические признаки
Лингвисты называют имя существительное самой существенной частью речи. Действительно, в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.
2) - Что такое имя существительное?
Имя существительное – часть речи, отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.
Мини - исследование
Предлагаю посмотреть видеовопрос (включаем запись)
Ребята, давайте поможем Андрею. Чтобы правильно и точно ответить на вопрос, предлагаю провести мини-исследование. Работая в группах, проанализируйте определения имени существительного
В учебнике русского языка.
В «Толковом словаре» С. И.Ожегова.
В Интернет-источниках.
Напишите ответ для Андрея, являются ли эти слова существительными
Вывод (ответ для Андрея): проанализировав все определения имени существительного, мы пришли к выводу, что более точное определение дано в Интернет - источнике . Андрею нужно сказать, что имена существительные называют предметы в широком смысле слова, например, названия вещей, лиц, веществ, живых существ, событий, явлений, действий, состояний.
Слова «решение», «желтизна» являются существительными. Слово «решение» обозначает предмет как действие, а слово «желтизна» обозначает предмет как признак.
Итак, мы определили, что такое имя существительное. Теперь давайте вспомним морфологические признаки существительных.
Повторение морфологических признаков существительного
Имена существительные изменяются по падежам и числам. А также они бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к 1, 2, 3 склонению.
(Слайды на повторение падежа, числа, рода, склонения)
Выполним задания.
Работа в паре с компьютером (Собираем пазлы)
- Вы любите собирать пазлы? Давайте включим ноутбук и выполним задание. Вам даны пазлы, чтобы получилась картинка, нужно правильно определить падеж существительных. (распределяем картинки по номерам)
Физкультминутка (запись)
Работа с текстом
Ребята, посмотрите на экран ( слайд ). И вот ваш гном у нас на уроке. Он принёс текст с заданиями.
Давайте выполним задания по тексту, но задания выбирайте самостоятельно.
На красном листочке задания повышенной сложности, на жёлтом листочке задания среднего уровня сложности, на синим листочке простые задания .Посмотрите и выберите задания, которые вы сможете выполнить
Текст.
Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят на ветках кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо – фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах берёза.
Задания на красном листочке:
Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Выпишите из 5 предложения существительные, определите склонение. Выполните синтаксический разбор указанного предложения.
Задания на жёлтом листочке:
Выпишите из 1 и 4 предложений существительные, определите род и падеж. Выполните синтаксический разбор указанного предложения.
Задания на синим листочке:
Выпишите из текста по 2 существительных мужского, женского и средного рода.
Проверяем по слайдам.
Синтаксическая пятиминутка (работа у доски)
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома.На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.Сосна – это хвойное дерево.Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Итог (составление кластера)
Много мы с вами сегодня вспомнили и повторили. Чтобы наши знания привести в систему, предлагаю вам составить кластер по теме «Имя существительное».
Рефлексия
Заполните лист самооценки.
Лист самооценки ______________________
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой я доволен / недоволен
Урок для меня показался длинным / коротким
За урок я устал / не устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / неинтересен
Достигли ли мы цели? да / нет
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»