Программа и методические рекомендации по организации и проведению производственной практики для студентов очного и заочного отделения СПО специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) МОДУЛЬ «ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Приморского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Приморский индустриальный колледж»
Программа и методические рекомендации по организации и проведению производственной практики для студентов очного и заочного отделения СПО специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"
МОДУЛЬ «ПМ.02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности»
г. Арсеньев
2016 г.
Рабочая программа «Производственная практика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция».
Авторы:
Алексеева И.В.: преподаватель спец. дисциплин
Программа одобрена на заседании ------------------------------
(Протокол № --- от -----------------------------------)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
МОДУЛЬ «ПМ.02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности»
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. ПОяснительная записка PAGEREF _Toc414440543 \h 42. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики PAGEREF _Toc414440544 \h 63. Тематический план и содержание «прОИЗВОДСТВЕНной ПРАКТИКИ» PAGEREF _Toc414440545 \h 64. условия реализации программы PAGEREF _Toc414440546 \h 85. Контроль и оценка результатов освоения программы ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики PAGEREF _Toc414440547 \h 96. Содержание Отчета по практике PAGEREF _Toc414440548 \h 13
1. ПОяснительная запискаПрограмма и методические рекомендации по организации и проведению производственной практики для студентов очного и заочного отделения СПО специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)" Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Приморский индустриальный колледж» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
1.1 Область применения программы «Производственная практика»
Область профессиональной деятельности выпускников - Организация и проведение коммерческой деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: товары, производимые и/или реализуемые в производственных, обслуживающих организациях; услуги, оказываемые сервисными организациями;
Менеджер по продажам готовится к следующим видам деятельности: организация и управление торгово-сбытовой деятельностью; организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности; управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров; выполнение работ по одной или нескольким, должностям служащих (приложение к ФГОС).
Рабочая программа производственной практики является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)" базовой и углубленной подготовки, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ОПД): «Организация и проведения экономической и маркетинговой деятельности» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.7 Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения
ПК 2.4 Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату
ПК 2.5 Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров
ПК 2.6 Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации
ПК 2.7 Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений
ПК 2.8 Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации
ПК 2.9 Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты
Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников для коммерческой деятельности в торговле при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Таблица 1 – Общие компетенции
ОК 1.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 1.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 1.3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 1.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 1.6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 1.7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 1.12 Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
1.2 Место производственной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Производственная практика входит в профессиональный (ОПД): «Организация и проведения экономической и маркетинговой деятельности» по специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)".
Производственная практика тесно связана с общеобразовательными и естественнонаучными дисциплинами: ЕН.1 Математика, обще-профессиональными дисциплинами: ОП.3 «Менеджмент», МДК.2.5. «Реклама» и профессиональными модулями: ПМ.1 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью», ПМ.2 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» и ПМ. 3 «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров»
1.3 Цели и задачи производственной практики – требования к результатам освоения.
Цель - овладение практическими навыками и развитие необходимых компетенций.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
расчета основных налогов; анализа показателей финансово- хозяйственной деятельности торговой организации; выявления потребностей (спроса) на товары; реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка; участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций; анализа маркетинговой среды организации.
уметь:
пользоваться нормативными документами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения; рассчитывать основные налоги; анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций; применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа; выявлять, формировать и удовлетворять потребности; обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций; проводить маркетинговые исследования рынка; оценивать конкурентоспособность товаров.
знать:
сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения; финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и методы финансового контроля; основные положения налогового законодательства; функции и классификацию налогов; организацию налоговой службы; методику расчета основных видов налогов; методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности: организацию аналитической работы;
анализ деятельности организаций оптовой и розничной торговли, финансовых результатов деятельности; составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты; средства удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров, маркетинговые коммуникации и их характеристику; методы изучения рынка, анализа окружающей среды; конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности; этапы маркетинговых исследований, их результат; управление маркетингом.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы прОИЗВОДСТВЕНной практики - 72 часа
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практикиОбъем часов и виды работ
Таблица 2 - Объем часов и виды работ
Вид работ Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
3. Тематический план и содержание «прОИЗВОДСТВЕНной ПРАКТИКИ»Таблица 3 - Тематический план и содержание МДК
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем час Уровень освоения
1. Методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения 1. Дать общую организационно-правовую характеристику предприятия. Ознакомиться с нормативными актами, положениями и инструкциями, регулирующими организацию труда, приемами менеджмента, делового и управленческого общения. Охарактеризовать стиль руководства, стиль управления персоналом.
Изучить квалификационные требования к обслуживающему персоналу; изучить задачи, стоящие перед коллективом магазина по дальнейшему стратегическому развитию. 4
2. Основные экономические показатели работы организации, цены, заработная плата Проанализировать основные экономические показатели работы организации в динамике за прошедшие два года с расчетом темпов роста по схеме формирования прибыли. На конкретном примере отразить схему формирования розничной цены и охарактеризовать метод ценообразования. 4 Ознакомиться с режимом работы, штатом работников; 2 Изучить форму оплаты труда различных категорий персонала 4 3. Оценка конкурентоспособность товаров и конкурентных преимуществ организации и реализация сбытовой политики.
Дать оценку конкурентоспособности товара на основе экспертной оценки потребительских свойств товара. 4 2,3
Выявить конкурентов торгового предприятия и сформировать комплексную оценку конкурентных преимуществ данного предприятия на основе экспертного метода. 4 Выполнить экономический анализ продаж предприятия с расчетом его динамики роста. 6 Выявить меры стимулирования продаж на предприятии. 4 4. Оценка потребности, видов спроса и соответствующих им типов маркетинга , формирование спроса и стимулирование сбыта товаров
Определить сегмент потребительского рынка торгового предприятия и на основе маркетингового исследования (социологического опроса) выявить его специфические предпочтения к ассортименту, качеству товара и обслуживанию. 4 2,3
Проанализировать потребительский спрос на основе изучения его структуры и факторов , влияющих на его формирование. 4 Проанализировать реализацию товаров;
Составить тип спроса и тип маркетинга по его формированию. 4 5.Маркетинговые исследования рынка, разработка и реализация маркетинговых решений
Выполнить маркетинговые исследования рынка.
Оценить динамику продаж конкретных групп товаров и их долю в общем товарообороте предприятия. 4 2,3
Разработать рекламную программу по продвижению товара на основе полученных данных реализации товара. 4 Изучить план стимулирования продаж и прочие акции по продвижению товара.. 4 6. Методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности. Оценить материальные, финансовые и трудовые ресурсы торгового предприятия. 4 2,3
Рассчитать налог по упрощенной системе налогообложения. 4 Оценить доходы торгового предприятия и рентабельность продаж. 4 Всего 72 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы3.1. Место проведения практики:
- в организациях на основе прямых договоров, заключаемых образовательным учреждением с каждой организацией, куда направляются студенты;
- в учебных центрах и других вспомогательных объектах образовательного учреждения;
- в организациях в специально-оборудованных помещениях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением.
3.2.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Практика отрабатывается в торговых предприятиях города. Материально-техническим обеспечением является МТБ розничного торгового предприятия.
3.2.1. Оборудование рабочих мест: оборудование торгового предприятия,
рабочие места для учащихся (столы, стулья).
3. 2.3. Наглядные средства обучения:
Натуральные – бухгалтерский баланс, образцы договоров поставки, отчет предприятия по форме 2торг; счет – фактуры.
3.2.4. Использование информационных технологий в профессиональной деятельности:
компьютер, программное обеспечение общего и профессионального назначения.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Учебная литература
Основная литература:
Сысоева С. Большая книга директора магазина/ С.Сысоева, Г.Крок.-СПб.: Питер, 2012.- 432 с.
Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности. 6-е изд., перераб. и доп. / Памбухчиянц О.В.- М.: ИТК «Дашков и Кº», 2012.- 640 с.
Дополнительная литература:
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.92г. N 2300-I – М.: Омега-Л, 2007 г.
Багиев, Г.Л.Маркетинг. Учебиник для ВУЗов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич.– СПБ: Питер, 2012.– 560 с.
Синяева, И.М. Коммерческая деятельность / О.Н. Романенкова, С.В. Земляк, В.В. Синяев.- М.: Юрайт, 2014.- 506 с.
Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для вузов.-2-е изд. / В.А. Чернов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 640 с.
Чувакова, С.Г. Управление ассортиментом магазина / С.Г. Чувакова.- М.: Дашков и Ко, 2011.- 260 с.
Шнаппауф Рудольф. Практика продаж. Справочное пособие по всем ситуациям в сбыте/Рудольф А. Шнаппауф.- М.: Интерэксперт, 2014.- 448 с.
Чкалова, О.В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование/О.В. Чкалова.- М.: ДРОФА, 2013.- 384 с.
Интернет- сайты:
Таблица 4 - Интернет-ресурсы
Название ресурса Характеристика
www. biblus.ru Каталог-рубрикатор совместно с поисковой машиной для поиска по книгам изданным на русском языке с 1552 до наших дней.
www.bookid.ruКнижная поисковая система
www.bookman.ruКнижная поисковая система
www.book.ruПопулярная электронная библиотечная система (ЭБС) современной учебной и научной литературы
Периодические издания: «Покупатель». «Пищевая промышленность», «Торговая газета», «Мясная индустрия», «Пиво и напитки», «Хранение и переработка сельхозсырья», «Спрос», «Впрок», «Витрина», «Коммерческий вестник», «Молочная промышленность», «Вино и виноград России
5. Контроль и оценка результатов освоения программы ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практикиФормы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Таблица 5 - Освоенные общие компетенции
Результаты
(освоенные общие компетенции) Формы и методы контроля и оценки
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: Отчет по практике
рассчитывать основные налоги; Отчет по практике
анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций; Отчет по практике
применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа ; Отчет по практике
выявлять, формировать и удовлетворять потребности; Отчет по практике
проводить маркетинговые исследования рынка; Отчет по практике
оценивать конкурентоспособность товаров, торгового предприятия Отчет по практике
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: Отчет по практике
методику расчета основных видов налогов; Отчет по практике
методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности Отчет по практике
составные элементы маркетинговой деятельности: Отчет по практике
средства удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров Отчет по практике
методы изучения рынка, анализа окружающей среды; Отчет по практике
конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности Отчет по практике
этапы маркетинговых исследований, их результат; Отчет по практике
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить компетенции: Отчет по практике
ПК 1. 7 Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения Отчет по практике
Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату Отчет по практике
ПК 2.5 Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров Отчет по практике
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Отчет по практике
ПК 2.7 Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений Отчет по практике
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Отчет по практике
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Отчет по практике
ПК 2.8 Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации Отчет по практике
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Отчет по практике
ПК 2.9 Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями Отчет по практике
Итог – дифференцированный зачет с защитой ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ и Квалификационный экзамен по модулю (Положение о квалификационном экзамене).
Таблица 6- Показатели оценки результата профессиональных компетенций
Профессиональные компетенции Показатели оценки результата
ПК 1. 7 Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения
. 1. Разработка схемы организационного управления предприятия.
2. Определить стиль руководства на предприятии.
3. Проанализировать должностные обязанности персонала по организации
коммерческой деятельности.
4. Изучить текущее планирование деятельности предприятия.
5. Изучить систему бухгалтерского учета на предприятии.
ПК 2.4 Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату
Рассчитать в динамике за два года все экономические показатели деятельности предприятия, позволяющие оценить рентабельность хозяйственной деятельности торгового предприятия.
На конкретном примере проиллюстрировать метод ценообразования на товары, реализуемые на предприятии.
На конкретном примере проиллюстрировать форму оплаты труда на предприятии.
Выполнить факторный анализ оплаты труда.
ПК 2.5 Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, Разработать анкету по выявлению потребностей покупателей по основным показателям потребительских свойств товара и проанализировать ее.
Выявить сезонный спрос на товар и рассчитать коэффициент сезонности его потребления.
Изучение спроса на основные группы товаров различными методами
ПК 2.5 Формировать спрос и стимулировать сбыт товаров Определение целевого рынка торгового предприятия.
Формирование заявки на поступление товара.
Разработать меры по рекламированию товара, пользующегося незаслуженно низким спросом
Оформление витрин и ценников на товары
Изучить ценовые методы стимулирования продаж товаров.
ПК 2.6 Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации Обосновать выбор средств массовой коммуникации для продвижения товара.
Разработать график подачи рекламных объявлений в СМИ.
ПК 2.7 Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений Охарактеризовать место расположения торгового предприятия.
Разработать по товарному ассортименту матрицу БКГ
Виды маркировки товаров, реализуемых в розничном торговом предприятии.
ПК 2.8 Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации Изучить технологию метода продажи товаров на предприятии.
Оценить конкурентоспособность товара экспертным методом.
Выявить основных конкурентов торгового предприятия.
Оценить экспертным методом конкурентные преимущества предприятия.
ПК 2.9 Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты Рассчитать коэффициенты установочной и экспозиционной площади торгового зала.
Рассчитать объем текущего поступления товаров в розничное торговое предприятие.
Оценить товарооборачиваемость товарных запасов за 2013 год.
Оценить платежеспособность по бухгалтерскому балансу.
Таблица 7 – Показатели оценки результата общих компетенций
Общие компетенции Показатели оценки результата
ОК.1.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней интерес 1.Эффективное выполнение самостоятельной работы при освоении профессионального модуля
2.Участие в конкурсах профмастерства по тематике профессионального модуля
3.Добросовестное выполнение учебных обязанностей при освоении профессионального модуля
4.Наличие положительных отзывов с мест практики
ОК 1.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 1.Эффективное выполнение самостоятельной работы при освоении профессионального модуля
2. Добросовестное выполнение учебных обязанностей при освоении профессионального модуля
3.Наличие положительных отзывов с мест практики
4. Организация собственной деятельность самостоятельно эффективно, используя стандарты предприятия правила торговли
5. Стремление к профессиональному росту
ОК 1.3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Своевременное и адекватное оценивание ситуацию, возможных рисков
Умение принимать решения самостоятельно и в соответствии с возникшей ситуацией
ОК 1.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи
Рациональное распределение времени на все этапы решения задачи
Совпадение результатов самоанализа и экспертного анализа разработанного плана
ОК 1.6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Использование средств установления контакта
Умение задавать различные типы вопросов (открытые, альтернативные)
Использование приемы активного слушания
Владение приемами эффективного общения
ОК 1.7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. Умение ставить цели, мотивировать свою деятельность и деятельность подчиненных
Умение организовывать и контролировать работу коллег и подчиненных с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 1.12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. Соблюдение требований действующего законодательства, нормативных документов, требований ГОСТов, Технических регламентов и технических условий
Соблюдение правил внутреннего распорядка предприятия: режим работы, характера работы предприятия, форм организации труда
6. Содержание Отчета по практике6.1 Структура отчета
По окончании практики студенты составляют и сдают отчет руководителю практики от колледжа. Отчет должен включать в себя следующие разделы:
Титульный лист (Приложение А);
Содержание задания по программе (темы 1-6 тематического плана).
Дневник по практике (Приложение В).
Характеристика – отзыв руководителя от предприятия о прохождении практики (Приложение Б).
Список литературы
Студенты-практиканты обязаны:
полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики;
соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка;
изучать и соблюдать нормы охраны труда и пожарной безопасности;
своевременно представить дневник-отчет на проверку.
Приложения к отчету
1. Лицензия на право деятельности (копию)
2. Штатное расписание и структура предприятия
3. Устав организации (предприятия) или выписку из него.
4. Устройство магазина и планировку помещений предприятия
5. Схему-планировку торгового зала
6. Сертификат, качественное удостоверение на товары (2-3).
7. Товарно-транспортную накладную
8. Заявку или договор на получение транспортных средств
9. Планограммы, фотографии торгового зала и выкладки товаров
10. Ассортиментный перечень
11. Договор (сделка) поставки купли-продажи товаров
12. Прайс-лист, спецификация к договору
13. Дополнительные изменения к договору
14. Протокол согласований цен.
15. Расчет суммы налогов
16. Анализ товарооборота, издержек обращения
6.2 Защита отчета
По окончании практики в установленный календарный срок студент представляет руководителю по практике колледжа письменный отчет, в котором в систематизированном виде излагает материалы прохождения практики в соответствии с программой. Изложение должно носить не повествовательный, а аналитический характер, с обязательными исчерпывающими выводами и рекомендациями по улучшению коммерческой деятельности предприятия.
По итогам практики руководитель-представитель торгового предприятия рассматривает отчет и дает студенту отзыв-характеристику о прохождении практики.
Отзыв-характеристика прикладывается к отчету о практике (после титульного листа) и сдается руководителю практики от колледжа.
Отчет должен содержать:
- титульный лист (Приложение А, Б);
- предписание;
- отзыв-характеристику с места прохождения практики;
- введение;
- содержание работы;
- выводы по каждой теме;
- приложения (таблицы, расчеты);
- список литературы.
Приложения номеруются в последовательности, обозначенной в тексте отчета.
Объем отчета должен быть не менее 20-25 страниц, не считая приложений.
Руководитель практики от колледжа проверяет отчет и допускает (не допускает) его к защите.
6.3 Требования к оформлению отчета
Оформление работы должно быть произведено по ГОСТ 7.32 - 2001. Объем отчета должен быть не менее 30 листов.
Формат листа А4 (210*497), размеры: левого поля - 30 мм; правого поля - 10 мм; верхнего поля - 20 мм; нижнего поля - 20 мм.
Поля: сверху – 2 см, слева – 3 см, справа и снизу – 1,5 см. Текст должен быть набранным на компьютере, размер шрифта – 14, шрифт типа Times New Romаn, величина интервала между строками 1,5.
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу, титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на титульном листе не проставляется.
Содержание включает наименование всех тем (разделов, подразделов, пунктов), выводы и предложения, приложения.
Заголовки разделов печатают строчными буквами (первая - прописная) с абзаца и без точки в конце. Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Заголовки структурных элементов работы следует располагать в середине строки.
Разделы нумеруют по порядку в пределах всего текста, например: 1, 2, 3 и т.д.
Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы и параграфа. Номер пункта включает номер главы и порядковый номер параграфа или пункта, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2 или 1.1.1, 1.1.2 и т.д.
Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Слово "Таблица" и ее номер размещают слева в одной строчке с названием таблицы. Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы, например: Таблица 1. На все таблицы в тексте должны быть приведены ссылки, при этом следует писать слово "Таблица" с указанием ее номера, например: в соответствии с таблицей 1.
Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.
Иллюстрации обозначают словом "Рисунок" и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы, за исключением иллюстраций приложений, например: Рисунок 1, Рисунок 2. Слово «рисунок» и его наименование располагают под иллюстрацией посередине строки. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2».
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А.
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения.
В процессе печатания или набора текста при переходе на следующую страницу не рекомендуется:
отрывать одну строку текста или слова от предыдущего абзаца;
начинать одну строку нового абзаца на заканчивающейся странице (новый абзац следует начинать на другой странице);
отрывать название таблицы от самой таблицы.