Современные подходы к организации профессионального обучения для лиц с ОВЗ


Современные подходы к организации профессионального обучения для лиц с ОВЗ
Решая важнейшие задачи интеграции детей с нарушением интеллекта, профессиональное обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы в техникуме. Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система специального образования нового вида, позволяющая комплексно решать многие проблемы.На основании государственных документов, устанавливающих приоритет образования в государственной политике, определяющих стратегию и основные направления его развития, а именно: постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 г.); «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010-го года», одобренной Правительством РФ 29 декабря 2001 года. Где предусматривается создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми с ограниченными возможностями, структурная перестройка профессионального образования.Эффективность профессионального обучения во многом определяется уровнем организации учебного процесса. Наиболее существенную и сложную часть такой организации составляет методика обучения, включающая вопросы использования основных дидактических положений и построения на их основе системы знаний, вопросы проведения отдельных занятий, производственной практики, осуществления в процессе профессионального обучения дифференцированного подхода. Поэтому нам представляется интересным проанализировать механизмы регуляции деятельности и развитие идей дифференцированного обучения, как в целом, так и в системе профессионального обучения обучающихся с ВЗ, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования, как в нашей стране, так и за рубежом. Современное российское общество, вступая в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в сложных политических, экономических, социальных и культурных условиях. Поэтому в основе современной педагогической деятельности должна быть обязательно предусмотрена концепция формирования социально активной, творческой личности, способной осуществлять адекватный выбор относительно различных сфер жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Эта проблема стала актуальной.
В последнее время вопросы организации профессионального обучения обучающихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) выходят на качественно новый уровень. Наряду с тем, что в субъектах Российской Федерации открываются новые профили трудового обучения, учитывающие местные природные условия и производственное окружение, а также разрабатываются новые учебные программы и дидактическое сопровождение к ним, многие аспекты применения научно-педагогических знаний в практике обучения и воспитания в конкретных социально-экономических условиях развития общества остаются не освещенными.За последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в образовательной политике, реализуемой в отношении лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
В ходе профессионального обучения, основанного на принципах социальной реабилитации личности, обучающиеся получают профессиональную подготовку, что обеспечивает полноценное развитие личности и участие в общественно полезной деятельности. Достижение такой цели обеспечивается всей системой коррекционно-образовательного процесса, направленного на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, формирование или восстановление их социального статуса путем использования технологии уровневой дифференциации в системе профессионального образования.В концептуальном плане функционирование системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья базируется на представлении о том, что профессиональное образование для данной категории детей выступает в качестве важнейшего фактора их социальной реабилитации.
Сам процесс профессионально-трудового обучения – это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом: цели обучения воплощены в содержание обучения, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс производственного обучения для лиц с ОВЗ носит циклический характер или этапный. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения. Процесс профессионально-трудового обучения призван, в свою очередь, осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции.Теоретические основы профессионального обучения обучающихся с нарушением интеллекта, опираясь на исследования В.Д.Симоненко, и других авторов, базируются на следующих основных принципах: 1.Гуманизация и демократизация обучения – содержание данного принципа предполагает ориентацию на индивидуальное развитие личности ученика, обращение к его субъективному опыту (учет зоны ближайшего и актуального развития по Л.С.Выготскому); развитие потребности в профессиональном самоопределении, самореализации и саморазвитии; предоставление права выбора форм обучения.2. требованиям современного производства - содержание данного принципа предполагает обучение на современном оборудовании, овладение современными технологиями, методами и способами профессионально-трудовой деятельности.3.Профессиональная мобильность - содержание данного принципа предполагает формирование ключевых компетенций (социальной, информационной, коммуникативной, когнитивной), постоянное обновление содержания профессионального обучения.4.Модульность – выявление и расположение в определенной последовательности элементов профессионального обучения; составление блочно-модульных программ углубленной профессиональной подготовки и изучение учебного материала по блокам-модулям.5.Доступность и наглядность - содержание данного принципа предполагает учет интересов, способностей и возможностей обучающихся, состояния их здоровья, проведение занятий на уровне доступной трудности, широкое использование дидактических средств в обучении.6.Прочность овладения компонентами профессиональной компетентности – опора на все виды памяти и способы запоминания, обучение приемам самообучения и самоконтроля знаний, использование метода повторения изученного материала, проведение текущего и итогового контроля знаний.7. Целеустремленность, систематичность и последовательность - содержание данного принципа предполагает проектирование процесса профессионального обучения в соответствии с образовательным и профессиональным стандартами и нормативно-правовых документов Министерства Образования Российской Федерации по организации предмета технологии и углубленной трудовой подготовки. Мониторинг личностного и профессионального развития и становления учащихся, эффективность образовательного процесса. Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации целей и задач обучения, способствуют правильной постановке процесса профессионального обучения, развитию педагогического и методического мастерства. На их основе обеспечиваются сознательное, творческое отношение обучающихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов, придается творческий и продуктивный характер процессу обучения, и создаются оптимальные условия для него.На основании изложенного можно выделить специфические особенности процесса профессионального обучения обучающихся с ОВЗ (VIII вид):
ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интерес к специальным предметам и профессиональному образованию:
общая прикладная направленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умением применять полученные знания для решения практических задач;
особое значение в общем процессе подготовки к трудовой деятельности имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса;
специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание процесса производственного обучения и в условиях производства.
Исходя из выше перечисленного необходимо реально оценивать возможности данных обучающихся в получении конкретной профессии. Необходимо проводить реальные медицинские осмотры и выявлять у поступающих, в профессиональные образовательные организации заболевания не совместимы с выбранной профессией. А также расширять список профессии или адаптировать имеющиеся под тех людей, которые имеют отклонения в здоровье. Со стороны работодателей необходимо устраивать такие рабочие места, где данная категория граждан могла трудиться, приносить пользу обществу и обеспечивать себя материально. Ведь из статистики видно, что наиболее распространённые профессии для данной категории лиц с ОВЗ (VIII) - это профессия «Швея», «Штукатур», «Каменщик» и тд. Исходя из реальных экономических условий, работодателю не выгодно принимать данных выпускников, т.к. у них будет скорость выполнения операции ниже, чем у сотрудников организации, также их не поставят на более сложные и трудоёмкие операции, т.к. по своему состоянию здоровья они могут выполнять только однообразную работу (Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 515"Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и
профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»).