Статья Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы


Компьютерные технологии в обучении русского языка и литературы.
Без процесса информации образования уже невозможно представить современную школу. Компьютерные технологии применяются практически во всех областях образования, в т.ч. и в преподавании гуманитарных дисциплин.
При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие занятия оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, художественным словом, с книгой.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ – информационные компьютерные технологии.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий позволяет формировать навыки работы с информацией, развивать различные виды мышления, усиливать практическую ориентацию в обучении. Изменяются структуры и содержание учебного занятия, повышается темп урока за счет увеличения объема самостоятельной работы учащихся, осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения. Обучение больше не сконцентрировано в рамках классной комнаты, наоборот, учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам, возможность работать совместно над интересующей их проблемой.
Компьютерные технологии позволяют разработать систему тестов, которые дадут возможность определить уровень предварительной подготовки обучаемых и успешность реализации программы.
При проблемном обучении учащихся для ответа на основополагающий вопрос осуществляют поиск и сбор информации, опираясь на современные информационные технологии.
Создание проектов, презентаций, работа в различных программах требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.
В последние годы активно в обучение внедряется метод проектов. Некоторые ученые и методисты относят его к технологиям XXI века. Метод проектов дает возможность учителю организовывать подлинную исследовательскую работу с использованием многообразий форм и методов самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся.
Компьютерные технологии способствуют реализации проектного метода на всех его этапах. На компьютере оформляется вся сопроводительная документация, а также создается конечный «продукт» проекта. Чаще всего итогом работы является мультимедийная презентация.
Примером такой деятельности может служить проект по творчеству любого писателя.
Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чем он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в современном научном мире. Сложный этап – определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о ее результатах. Видение перспектив работы в будущем. Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы.
Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за ней сейчас принято обращаться в Интернет в первую очередь и в библиотеку - во вторую.
Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся, на страницах Интернета.
Отдельного разговора требует работа в форуме. На страницах Интернета существуют форумы, в которых можно обсудить любую тему с другими пользователями. Стоит создать тему, и тут открываются огромные поисковые возможности: проведение опроса в форуме, изучение общественного мнения. Проводя опрос на форуме, можно попросить указать возраст, профессию, пол и сделать выводы с учетом этих данных.
Можно задать какой-либо вопрос или обратиться с просьбой. К примеру, выясняя, не появляются ли в наше время новые фразеологизмы, попросить оставить сообщения о новообразованиях в области фразеологии. Провести опрос, какие фразеологизмы ныне популярны, какие не используются. Затем обработать собранный материал.
Таким образом, компьютерные технологии используются на всех этапах школьной исследовательской деятельности. Работа с использованием ИКТ увлекательна, она захватывает своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие юным исследователям.
ИКТ активно используется при подготовке и проведении литературных гостиных, внеклассных мероприятий, а также при проведении интегрированных уроков (литература-информатика).
Обширный дополнительный материал можно найти через Интернет, что позволяет создать банк дидактических материалов, критических статей, рефератов.
На уроках литературы используется такой вид работы, как прослушивание художественной литературы в электронном варианте.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные сведения, которые также используется при подготовке и проведении уроков русского языка и литературы.
На уроках можно активно использовать видеоматериалы.
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы приводит к целому ряду положительных результатов, а также позволяет:
-наполнить уроки новым содержанием;
-развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
-формировать элементы информационной культуры;
-идти в ногу со временем.