Программа школьного историко-краеведческого музея Возрождение на 2015-2020 годы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 5»
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по воспитательной работе
___________Т. Г. Линд
«____»__________2015 г. «УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ «Лянторская СОШ №5»
___________Л. Г. Емелева
«____»_________2015 г.
Программа
работы школьного историко-краеведческого
музея «Возрождение»
на 2015 - 2020 годы
«Школьный музей: историческая реконструкция»
Автор: Карчина Виктория Викторовна
Педагог-организатор
МБОУ «Лянторская СОШ №5»
г.п. Лянтор
Сургутский район
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Электронный адрес: lschool5@mail.ruТелефон/ факс: 8 (34638) 28-5-17
г. Лянтор
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы: «Школьный музей: историческая реконструкция»
Автор: Карчина Виктория Викторовна, руководитель школьного историко-краеведческого уголка «Возрождение»
Организация-исполнитель: МБОУ «Лянторская СОШ №5»
Целевые группы: учащиеся 3-11 классов школы
Цель программы: создание условий для развития школьного
музейного движения в образовательном пространстве.
Профиль школьного уголка: историко-краеведческий
Срок реализации программы: 5 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьное историческое краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы. Его развитие и жизнеспособность определяется важной ролью в учебно-воспитательном процессе. Школьное историческое краеведение является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов. Через свои собрания и формы деятельности школьный историко-краеведческий уголок связан с преподаванием конкретных дисциплин, с дополнительным образованием, другими учреждениями культуры и общественными организациями.
Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного историко-краеведческого уголка от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.
Новый стандарт образования предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, к ориентации на развитие личности обучающихся на основе Универсальных Учебных Действий (УУД). Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Данная программа предусматривает разработку и реализацию нескольких проектов, связанных с реконструкцией исторических предметов и событий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью данной программы является создание условий для развития школьного
музейного движения в образовательном пространстве.
Образовательная цель программы: реконструкция исторического материала
посредством изучения исторических источников.
Воспитательная цель программы: формирование у молодого поколения ориентиров
для гражданской, этнонациональной и культурной сомоиндефикации.
Развивающая цель программы: развитие навыков исследовательской работы
учащихся, творческих способностей детей и коммуникативных качеств личности.
Задачи:
изучение материала по темам «Коренные жители Югры», «Югра многонациональная»
«Великая война в судьбе края», «Чёрное золото Югры», «Защитники земли русской», «Школьный перекрёсток»;
создание макетов, диорам, фотовыставок по изученным темам;
пополнение и обновление историко-краеведческого уголка материалами, связанными с историческими событиями;
организация проведения конкурсов, викторин, походов и экскурсий;
укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями
дополнительного образования, фольклорными коллективами;
привлечение к работе родителей учащихся, общественности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:
достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, технологии;
увеличение количества экспонатов школьного историко-краеведческого уголка, появление новых экспозиций;
пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
участия в поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работе;
создание условий для творческой самореализации каждого ученика;
осуществление программы всем педагогическим коллективом, родителями
и общественностью города.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ Наименование этапа Содержание этапа Сроки выполнения
1. Информационно-аналитический Анализ воспитательной деятельности школы.
Определение приоритетных направлений развития.
2015 г.
2. Проектировочный Разработка концепции Программы
Разработка Программы
Организационная работа 2015 г.
3. Операционно-деятельностныйПоисково-собирательная работа и работа с музейным фондом.
Работа с активом историко-краеведческого уголка
Поисковая научно-исследовательская работа.
Экскурсионно-просветительская работа.
Творческая работа
Методическая и консультативная работа 2016 – 2019 г.г.
4. Корректировочный Анализ данных мониторинга.
Внесение изменений в содержание Программы. 2017 – 2019 г.г.
5. Аналитико-обобщающий Анализ результатов реализации Программы.
Формулирование проблем и перспектив развития 2020 г.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом 1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
2. Ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.
4. Создание нормативных актов и документов по деятельности историко-краеведческого уголка.
5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.
6. Составление картотеки музейных предметов.
7. Создание условий для хранения экспонатов.
Работа с активом музея 1. Обучение актива основам музееведения.
2. Распределение между активистами историко-краеведческого уголка определенных участков работы.
3. Совместная практическая и теоретическая работа в историко- краеведческом уголке.
4. Участие в издательской деятельности.
Поисковая научно-исследовательская работа 1. Организация проектной деятельности по созданию экспозиций
«Югра многонациональная» «Коренные жители Югры», «Защитники земли русской», «Великая война в судьбе края», «Чёрное золото Югры», «Школьный перекрёсток».
2. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.
3. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции.
Экскурсионно-просветительская работа 1.Организация постоянных (с изменением и дополнением) и
временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.
2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.
3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, мастерами и другими интересными людьми.
4. Дни открытых дверей.
5. Творческие отчеты.
6. Использование музейных предметов на уроках («Музейные уроки») и во внеклассной работе.
Творческая и проектная работа 1. Проведение в школьном историко-краеведческом уголке занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.
2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.
3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.
4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, города, области.
5. Организация и проведение театрализованных исторических реконструкций, мастер-классов.
Организационная работа 1. Организация актива школьного историко-краеведческого уголка
2. Планирование работы историко-краеведческого уголка.
3. Создание творческих групп.
4. Составление программы исследовательской деятельности.
5. Оснащение и оборудование школьного историко-краеведческого уголка.
Методическая и консультативная работа 1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.
2. Обучение и подготовка активистов историко-краеведческого уголка для проведения экскурсий.
3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.
4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.
5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками. Обмен опытом с музеями других школ.
6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного историко-краеведческого уголка.
Материально-техническая база 1. Изготовление стендов, витрин, макетов.
2. Ремонтные и технические работы.
3. Приобретение технических и канцелярских средств.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Уроки истории, литературы, музыки, искусства, изобразительного искусства, уроки технического и художественного труда.
Интегрированные уроки.
Краеведческие экскурсии и походы.
Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, города, области.
Организация и проведение театрализованных исторических реконструкций.
Популяризация результатов своей деятельности через средства массовой информации
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель
образовательного учреждения, заместитель директора по УВР, руководитель
объединения и Совет школьного историко-краеведческого уголка.
Совет школьного историко-краеведческого уголка:
- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации
Программы;
- координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы;
- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и
повышению эффективности ее реализации.
СОТРУДНИЧЕСТВО
Школьный историко-краеведческий уголок «Возрождение»
Городские школы Городская администрация Городские библиотеки
Предметные методические объединения школы Городской совет ветеранов Лянторский хантыйский этнографический музей
ДШИ Городской архив Центр детского творчества
Лянторское ТВ, Лянторская газета
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому обеспечению
1. Организация работы школьного историко-краеведческого уголка «Возрождение» сентябрь Администрация школы
2. Подготовка и издание локальных актов регламентирующих работу школьного историко-краеведческого уголка «Возрождение» сентябрь Руководитель школьного историко-краеведческого уголка
3. Паспортизация школьного школьного историко-краеведческого уголка октябрь Отдел образования района и администрация школы
4.. Заседание Совета школьного историко-краеведческого уголка 1 раз в четверть Руководитель школьного историко-краеведческого уголка
5. Проведение семинаров, "круглых столов", консультаций для руководителей кафедр гуманитарного цикла в течение периода действия программы Руководитель школьного историко-краеведческого уголка и руководители методических объединений школы
2. Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической деятельности
1. Методические материалы. (Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.) в течение периода действия программы Руководитель школьного историко-краеведческого уголка
3. Информационно - аналитическое обеспечение
1.Популяризация результатов своей деятельности через средства массовой информации. Совет школьного историко-краеведческого уголка
2. Размещение на сайте презентаций работы школьного историко-краеведческого уголка в течение периода действия программы Совет школьного историко-краеведческого уголка
3.Проведение и анализ данных мониторинга.
Внесение изменений в содержание Программы. апрель-май
2017-2018гг. Руководитель школьного историко-краеведческого уголка
4. Мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев и историко-патриотических уголков
1. Смотр - конкурс школьных музеев и историко –патриотических уголков 1 раз в год Руководитель школьного историко-краеведческого уголка
2.Участие в научно-исследовательских конкурсах «Шаг в будущее», «Поиск», « Лянторский летописец». Руководитель школьного историко-краеведческого уголка
3. Презентация работы школьного историко-краеведческого уголка В течение периода действия программы Актив школьного историко-краеведческого уголка
4.Участие в акции «Память» 2 полугодие Руководитель школьного историко-краеведческого уголка, Актив школьного историко-краеведческого уголка
5. Участие в городских и районных мероприятиях, слетах. В течение периода действия программы Руководитель школьного историко-краеведческого уголка, Актив школьного историко-краеведческого уголка
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ
« Школьный музей: историческая реконструкция»
на 2015-2016 годы
№ Темы Теоретические занятия
(кол-во часов) Практические занятия
(кол-во часов) Всего
1. Организация работы школьного музея 2 6 8
2. Музееведение. 20 15 35
3. Проектная деятельность в школьном музее. 4 40 44
4. Экскурсионно-просветительская работа в школьном музее 5 22 27
5. Научно-практическая деятельность 12 20 32
6. Участие в городских, районных,
окружных мероприятиях и слетах. 0 9 9
7. Анализ мероприятий 2,5 0 2,5
Всего: 45,5 112 157,5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
на 2015 – 2016 годы
Организация работы школьного музея.
Понятие «Школьный музей». Функции школьного музея. Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.
Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, председателя Совета школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Подготовка проектов.
Музееведение.
Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в поселении, ветеранами педагогического труда, родителями. Комплектование фондов школьного музея. Учёт и хранение краеведческих материалов. Учёт и описание музейных предметов. Экспозиция школьного музея. Содержание экспозиции музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор музейных материалов, написание текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок. Работа с архивами. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний и записей. Требования к ведению краеведческого дневника.
Проектная деятельность в школьном музее.
Проект и проектная деятельность. Виды проектов во внеурочное время: практико-ориентированный, творческий, игровой проект, информационный , социальный. Типы проектной деятельности: групповой (коллективный) и индивидуальный. Работа над проектом:
1. Определение темы проекта
2. Подбор информации
3. Распределение роли каждого участника проекта
4. Составление этапов (плана) проекта
5. Представление самого проекта (защита проекта)
Проекты: «Защитники земли русской», «Моя малая Родина», «История
школы в лицах и судьбах», «От гусиного пера до компьютера», «Уголок советского школьника», «Красота рукотворная», «О чём рассказывают вещи»
3.1. Краеведение.
Изучение материала по темам: «Коренные жители Югры»,
«Археологические памятники Лянтора»,
«Великая война в судьбе края», «Чёрное золото Югры».
Создание проектов по данной тематике.
Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.
3.2. Школьный перекрёсток.
Тематическое занятие «Школа вчера и сегодня».
Проект" История школы в лицах и судьбах"
3.3. Герои нашего времени
Сбор и изучение материала по данной теме
Тематическое занятие «Великая война в судьбе края».
Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию Дня Победы
Участие в акции «Память»
Оформление фотовыставки «Равнение на учителей!» (фотографии учителей, служивших в рядах СА и РА)
Экскурсионно-просветительская работа в школьном музее.
Теоретические занятия
4.1. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Прием сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.
Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Проведение экскурсий.
4.2. Организация встреч с интересными людьми. Проведение мастер-классов, дискуссий, семинаров. Сотрудничество со СМИ.
Научно-исследовательская деятельность.
Подготовка научно-исследовательских работ. Знакомство с основами исследовательской деятельности:
понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа);требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.
Выбор и определение темы исследования.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня.
(«Шаг в будущее», « Юниор», «Поиск», « Лянторский летописец»).
Участие в школьных, городских, районных, окружных мероприятиях.
«День открытых дверей», передвижные выставки, конкурсы экскурсоводов и музейных экспозиций и т.д.
7. Анализ деятельности групп на протяжении учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2015 -2016 учебный год
Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.
Классы Содержание деятельности Ответственные
Начальные классы Проект «По сказкам народа ханты» (создание макетов, рисунков, кукол, экспонатов своими руками)
Подготовка мероприятий к 85-летию ХМАО Создание музейной экспозиции
«Традиций древних новизна…» Сбор материала для экспозиции «Бессмертный полк» Тематические экскурсии: «Мы живём в Югре»,
«Бессмертный полк»
Руководители методических объединений начальных классов, Актив школьного музея.
Куратор: руководитель объединения «Возрождение»
5-7 классы Проект «Коренные жители Югры» (создание макетов, диорам, экспонатов своими руками)
Подготовка мероприятий к 85-летию ХМАО Создание фотовыставки «В кадре Югра»
Сбор материала для экспозиции «Бессмертный полк» Тематические экскурсии:
«Мы живём в Югре»,
«Школьные годы чудесные»,
«Бессмертный полк» Руководители методических объединений основной школы,
Актив школьного музея.
Куратор: руководитель объединения «Возрождение»
8-11 классы
Проект
«Археологические памятники ХМАО»
(создание карты – путешествий по ХМАО)
Подготовка мероприятий к 85-летию ХМАО
Создание карты путешествий по Югре, Создание музейной экспозиции
«История школы в лицах и судьбах»
Сбор материала для экспозиции «Бессмертный полк
Участие в акции «Память» Тематические экскурсии
«Мы живём в Югре»,
«Мой учитель герой войны»,
«Бессмертный полк»,
«История школы в лицах и судьбах»
Руководители методических объединений старшей школы,
Актив школьного музея.
Куратор: руководитель объединения «Возрождение»
ЛИТЕРАТУРА
Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
Юренева Т.Ю. Музееведение, М., 2003
Поправко Е.А. «Музееведение» М.,2008
Велтковская Г.В. Краеведческая работа в музеях. Юный краевед. – 2009. - №1.
Дик Н. Е., Валишин Ю. И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея, Москва 1989
Краткий словарь музейных терминов. – Новосибирск, МОРОНО, 2008. – 32 с..История ХМАО с древности до наших дней. НПМП «ВОЛОТ» , г.Екатеринбург, 2006 .
Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010
Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения "Мы - дети природы", 2012