Программа для организации внеурочной деятельности: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ: разбор заданий третьей части с развернутым ответом»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № Х города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
Председатель НМС МБОУ СОШ №Х г.Бирска,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
_____________/И.О.Фамилия/
Протокол № 1 . от «27» августа 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № Х г. Бирска ______________ /Фамилия И.О. /
Приказ № _ХХХ-К___от «31» августа 2015 г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к ЕГЭ: разбор заданий третьей части с развернутым ответом»
по информатике и ИКТ для обучающихся 11 классана 2015-2016 учебный годcоставила учитель математики Фамилия Имя Отчество
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей математики и информатики и ИКТ МБОУ СОШ № Х г. Бирска
Протокол № 1 от «25» августа 2015 года
Руководитель ШМО _________/Фамилия И.О. /
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа Федеральный закон от 29декабря №273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации»
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)
Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ МБОУ СОШ № Х г. Бирска от 10 апреля 2015 г. № 51-К «О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году»;
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
Основная образовательная программа среднего общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 7 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (Приказ от 30.08.2013г. №95-К )
Учебный план МБОУ СОШ № Х г. Бирска на 2015-2016 учебный год, Приказ от 21.08.2015 №ХХХ-К;
Календарный учебный график на 2015-2016 учебный год МБОУ СОШ №7, Приказ от 21.08.2015 №ХХХ-К;
Положение о рабочих программах по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № Х города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания Примерная программа среднего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Сведения об УМК Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Угринович Н.Д. для 10-11 класса общеобразовательных учреждений
Цель и задачи учебного курса Цель курса – расширение содержания среднего образования по курсу информатики для повышения качества результатов ЕГЭ.
Задачи курса:
формирование и развитие у учащихся аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
расширение и углубление курса информатики;
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
изучение структуры и содержания контрольных измерительных материалов по информатике и ИКТ;
повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;
формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.
отработка навыка решения заданий части В и С ЕГЭ;
Общая характеристика учебного курса В структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела:
«Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»,
«Тематические блоки»
«Тренинг по вариантам».
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит обучающимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Содержание раздела «Тематические блоки» включает основные темы курса информатики и информационных технологий: «Информация и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии», «Технологии программирования».
Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам, аналогичным КИМам текущего учебного года. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по информатике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:
с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;
с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим.
Для развития этнокультурных образовательных потребностей обучающихся в рабочую программу заложена дидактическая база, в процессе решения которой, ведется работа по ознакомлению с этнографическими особенностями региона. Часть материала по основам традиционной русской и башкирской культуры представлены в виде бесед во время решения задач практического содержания на базе местного материала.
Место учебного курса в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования Рабочая программа для 11 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Представленная программа предусматривает изучение информатики и ИКТ в 10 классе общеобразовательных учреждений: 35 часов (1 час в неделю).
Результаты изучения учебного курса (личностные, метапредметные, предметные) Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся.
Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.
Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.
Технологии обучения: информационные, проектные, исследовательские. Занятия носят проблемный характер. Предполагаются ответы на вопросы в процессе дискуссии, поиск информации по смежным областям знаний.
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.
ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 класса. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
2.2. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
2.3. Тематический блок «Основы логики»
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (ин версия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
2.4. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.
2.5. Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»
Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме.
2.6. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации»
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель».
2.7. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах»
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.
2.8. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»
Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.
2.9.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
2.10. Тематический блок «Технологии программирования»
Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).
Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
3.1. Единый государственный экзамен по информатике.
Выполнение тренировочных заданий части А, В и С. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ Четверть Количество недель в четверти Количество часов в неделю Количество часов в четверти
I четверть 9 1 9
II четверть 8 1 8
III четверть 10 1 10
IV четверть 7 1 7
Итого в год 34 34
Особенности класса Общеобразовательный
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование Изменения в примерную программу не вносились
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся Владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:
понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
основные алгоритмические конструкции;
основные элементы программирования;
основные элементы математической логики;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования
использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
оценивать результат работы известного программного обеспечения
анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием
уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:
суммирование массива;
проверка упорядоченности массива;
слияние двух упорядоченных массивов;
сортировка (например, вставками)
поиск заданной подстроки (скажем, "abc") в последовательности символов
поиск корня делением пополам;
поиск наименьшего делителя целого числа
разложение целого числа на множители (простейший алгоритм)
умножение двух многочленов
реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования
Календарно-тематический план
№ урока в году № урока в разделе Название раздела, тема урока Дата Примечание
Планируемая Фактическая I четверть
1. Разбор заданий С1 01.09 – 04.09 2. Разбор заданий С1 07.09 – 11.09 3. Разбор заданий С1 14.09 – 18.09 4. Разбор заданий С1 21.09 – 25.09 5. Разбор заданий С2 28.09 – 02.10 6. Разбор заданий С2 05.10 – 09.10 7. Разбор заданий С2 12.10 – 16.10 8. Разбор заданий С2 19.10 – 23.10 9. Разбор заданий С2 26.10 – 30.10 II четверть
1. Разбор заданий С4 05.11 – 06.11 2. Разбор заданий С4 09.11 – 13.11 3. Разбор заданий С4 16.11 – 20.11 4. Разбор заданий С4 23.11 – 27.11 5. Разбор заданий С4 30.11 – 04.12 6. Разбор заданий С4 07.12 – 11.12 7. Разбор заданий С4 14.12 – 18.12 8. Разбор заданий С4 21.12 – 29.12 III четверть
1. Разбор заданий С1 14.01 – 15.01 2. Разбор заданий С1 18.01 – 22.01 3. Разбор заданий С2 25.01 – 29.01 4. Разбор заданий С2 01.02 – 05.02 5. Разбор заданий С3 08.02 – 12.02 6. Разбор заданий С3 15.02 – 19.02 7. Разбор заданий С3 22.02 – 26.02 8. Разбор заданий С3 29.02 – 04.03 9. Разбор заданий С4 07.03 – 11.03 10. Разбор заданий С4 14.03 – 24.03 IV четверть
1. Решение КИМа ЕГЭ 04.04 – 08.04 2. Разбор и анализ ошибок при решении КИМа ЕГЭ 11.04 – 15.04 3. Решение КИМа ЕГЭ 18.04 – 22.04 4. Разбор и анализ ошибок при решении КИМа ЕГЭ 25.04 – 29.04 5. Решение КИМа ЕГЭ 02.04 – 06.05 6. Разбор и анализ ошибок при решении КИМа ЕГЭ 09.05 – 13.05 7. Решение КИМа ЕГЭ. Разбор и анализ ошибок при решении КИМа ЕГЭ 16.05 – 20.01 Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя 1. Самылкина Н.Н. и др. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.
2. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.
3. ЕГЭ - 2008. ИНФОРМАТИКА. Методические материалы. М.: Эксмо, 2008.
4. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. П.А. Якушкин, С.С.Крылов. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.
5. Репетитор по информатике для подготовки к ЕГЭ/ Молодцов Валерий, Рыжикова Наталья - М., Феникс, 2007
6. ИНФОРМАТИКА. ЕГЭ-это очень просто!/ Молодцов В.А. - М., Феникс, 2008
Литература, рекомендованная для учащихся Гуденко Д.А., Петроченко Д.В. Сборник задач по программированию. - СПб.: Питер, 2003.
Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е. Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
Милов А.В. Основы программирования в задачах и примерах: Учебный курс. Харьков: Фолио, 2002.
Николаев А.Б. и др. Турбо-Паскаль в примерах: Кн. для учащихся 10-11 кл.- М.: Просвещение, 2002
Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю. и др. “Логика в информатике”. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001
Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: учебник.- М.: Мастерство, 2002.
edu.of.ru/attach/17/6967.doc
http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm