Доклад для педагогов о одаренных детях


"Одаренные дети"
педагог-психолог Букова Т.А.
План выступления:
Актуальность темы "Одарённость", "одарённый ребёнок".
Виды одарённости.
Психофизиологическая основа одаренности.
Особенности одаренных детей.
Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся.
Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся.
Актуальность темы.
Слово «Талант» (Одаренность) происходит от меры веса - «талант».
В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Американские психологи выявили, что из 100 человек 98 – талантливы
Резервы огромны у младших школьников. Куда пропадает одаренность?
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности . Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: одарённость и "одарённый ребёнок", задатки способностей, способности, талант.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
Что же такое одаренность?
Одаренность — это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. А талант — это, скорее, необычная способность в какой-либо узкой специфической области. Безусловно, довольно часто одаренные дети могут быть и талантливыми одновременно.
Одаренными и талантливыми являются учащимися , обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции .
ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ есть у каждого человека - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.
СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
ТАЛАНТ – состояние и степень выраженности способностей детей.
сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности
ОДАРЕННОСТЬ - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность. Одаренность - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта
2.Виды одаренности (интеллекта)
Логико-математический интеллект, широко известный всем.
Учеников с таким интеллектом видно довольно рано. Будущего физика Льва Ландау мама находила по начерченным на асфальте задачкам. А великий учёный Блез Паскаль, которого отец планировал учить математике лишь с 15 лет, самостоятельно доказал теорему Евклида о сумме углов треугольника в 8 лет, даже не зная названий геометрических фигур. Такие дети любят всё считать, решать головоломки, у них хорошо пойдут шахматы.
Словесно-лингвистический интеллект.
Такой ученик любит играть в слова (сколько маленьких слов можно составить из одного большого), легко усваивает языки, придумывает несуществующие слова, запоминает тексты.
Пространственно-механистический интеллект.
Дети с такими наклонностями, если вы им подарить робота, будут, собрав одну модель, изобретать новые. С увлечением будут возводить высокие башни и немыслимые строения из деревянного конструктора. Они часто не рисуют, а чертят замысловатые схемы ракет и прочих механизмов. Гениальным представителем такого вида интеллекта был великий Леонардо.
Телесно-кинестетический интеллект.
Сочетает интерес к строению тела и ловкость в усвоении физических упражнений и владении своим телом. Такие дети будут с увлечением изучать анатомические атласы. Они необычайно ловкие, с хорошей координацией, прекрасные танцоры. Возможно, из такого ребенка вырастет новый Евгений Плющенко.
Музыкальный интеллект.
Дети с такими способностями легко усваивают существующие мелодии и создают свои. Для них естественным является то, что разные явления природы выражаются разной музыкой. Яркий тому пример – Вольфганг Амадей Моцарт, который способен был создать и «Реквием», и «Маленькую ночную серенаду».
Следующий вид интеллекта относится к сфере межличностно-социальной.
У таких детей легко складываются взаимоотношения, они становятся неформальными вожаками в детских играх. Вырастая, они являются лидерами, вошедшими в историю. К ним относятся Махатма Ганди, королева Елизавета I.
Внутриличностный,лидерский.
Такие ученики удивляют наблюдениями и размышлениями о природе человека. Им нравится вести дневники, сравнивать
и делать выводы. Наблюдать за изменениями в себе и окружающих.
Одаренных детей можно разделить на три группы.
Особо одаренные дети. К ним относятся дети с весьма высоким уровнем умственного развития. Для числовой конкретизации понятия «высокий» к настоящему времени разработаны адекватные математические методы, безупречные в собственно математическом и достаточно приемлемые в психологическом отношении. Это дети с особым типом возрастного развития, который очень заметно отличает их от «обычных» детей. Они видны, что называется, невооруженным глазом: на их лице, как говорится, расписался сам Господь. Сравнительно небольшую часть в этой группе детей занимают дети-вундеркинды. В этой группе много детей с выраженными трудностями личностного развития, и потому они внесены Всемирной организацией здравоохранения в группу риска.
Высокая норма. К контингенту одаренных детей относятся и дети, которые по общему типу возрастного развития близки к обычным детям, но в силу имеющегося у них полного комплекта благоприятных условий их способности развились до высокого уровня. Это дети значительно более благополучные сравнительно с особо одаренными детьми.
Высокомотивированные дети. Это дети с потенциальной, но еще недостаточно проявившейся (не ставшей актуальной) одаренностью. От «обычных» детей их отличают повышенные возможности развития, которые создаются за счет высокой мотивации к саморазвитию (объяснение ниже). Если таким детям предоставить благоприятные условия для развития, то их потенциальные возможности превратятся в реальные высокие способности. Главное в этом случае - не упустить время.
Признаки одаренности охватывают 2 аспекта поведения ребенка: мотивационный и инструментальный.
- Повышенная избирательная чувствительность к предметной, физической, познавательной, художественно-выразительной и другим видам деятельности.
- Повышенная потребность в познавательной деятельности.
- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
- Высокая требовательность к результатам собственного интеллектуального труда.
- Устойчивая склонность к повышенным интеллектуальным нагрузкам.
Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности:.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить "угасание" признаков детской одарённости.
Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Исходя из этого, в работе с детьми вместо понятия "одаренный ребенок" лучше использовать понятие "признаки одарённости ребёнка" (или "ребёнок с признаками одарённости").
3.Психофизиологической основой одаренности является межполушарная ассиметрия мозга
Разберемся в функциях левого и правого полушарий.
Каковы сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга? Левое полушарие у нас ответственно за логическое мышление.
35972751714500Правое – за интуитивно-образное восприятие мира.
Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того "вклада", который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию. Различают правополушарных, левополушарных и равнополушарныех учащиеся.
Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Большой ресурс в развитии одаренности имеется в повышении синхрости работы полушарий мозга путем мозговой гимнастики.
Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей - пространственной и математической.
Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Психолог проводит занятия по развитию межполушарного взаимодействия.
 Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
4. Проблемы одаренных детей.
Одаренный ребенок - гений в будущем?
6903720117157500 К сожалению, а может, к счастью, совсем не обязательно. Для развития способностей нужна подходящая обстановка. Переходя из детсада в школу, ребенок может испытать стресс. Или перенести заболевание и получить осложнения, несовместимые с дальнейшим развитием конкретной способности. Может попасть к непрофессиональному учителю, который погубит интерес ребенка. Или у ребенка не будет достаточной информации, позволяющей способности «расти». Но, как правило, дети с общей одаренностью находят свое место в жизни, так как отличаются сообразительностью, быстротой мыслительных процессов, способностью улавливать суть вещей и взаимосвязи явлений.
Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей:
Неприязнь к школе.
Игровые интересы.
отрицание стандартных требований.
Погружение в философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Стремление к совершенству.
Ощущение неудовлетворенности.
Нереалистические цели.
Сверхчувствительность.
Потребность во внимании взрослых.
Нетерпимость.
Низкая продолжительность сна.
Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991).
Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М. 1988).
В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).
5. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся. Один из перспективных путей развития одаренных детей" - организация исследовательской деятельности учащихся.. Выбор темы, формулировка и содержание
2. Этапы организации проектной деятельности их содержание.
А. Подготовительный этап:
формулировка темы и её осмысление;
формулировка проектного задания и анализ его содержания;
постановка проблемы через противоречие;
установление мотивации к действию:
выявление объекта и предмета исследования;
формулировка гипотезы исследования;
Б. Этап планирования:
определение направлений работы для реализации проектной задачи;
составление программы проектной деятельности;
определение источников информации и способов её сбора;
определение способов представления результатов
определение методов исследования;
В. Этап исследования (экспериментальный).
Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.
Г. Результативно- аналитический этап.
анализ собранной информации;
формулирование выводов;
Д. Отчётно-презентационный этап:
выполнение отчёта;
презентация результатов проекта.
Учителем проектная деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы проекта, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.
-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны; -различные конкурсы и викторины; -словесные игры и забавы; -проекты по различной тематике; -ролевые игры; -индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.
Принципы обучения:
индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее и воспитывающее обучение, учет возрастных особенностей.
Стратегии: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация обучения (подробное разъяснение на материале презентации).
Остановимся подробнее на активных формах организации обучения.
Активные (групповые) формы организации обучения (от латинского слова "aktivus" - деятельный) - формы, направленные на развитие у учащихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные задачи, формирование у них эффективных моделей социального поведения.
Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, , групповая дискуссия, круглый стол, мозговой штурм.
Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама
Как правило, у одаренных детей проявляются:
-высокая продуктивность мышления; -легкость ассоциирования; -способность к прогнозированию; -высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:
-непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности; -профессионально грамотным; -интеллигентным, нравственным и эрудированным; -владеть современными педагогическими технологиями; -психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; -иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; -стимулировать познавательные способности учащихся; -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; -принимать взвешенные психолого-педагогические решения; -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы « сходят на нет», другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Так скажем есть дети – вундеркинды. Вундеркинды — дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится.
Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка. Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.  Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников.
Рекомендации по работе с одаренными детьми. Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями. 
Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными. .
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
- активные формы обучения
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность обучающихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
• факультативы;
• интеллектуальные марафоны.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
• создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
• формирование и развитие сети дополнительного образования;
Я рада, что наш коллектив готов работать с одаренными детьми. Значит, каждый учитель соответствует тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными. Это прежде всего:- желание работать нестандартно - увлеченность своим делом- поисковая активность - любознательность- интеллектуальность- эрудированность
Впереди у нас много работы. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся выявить одаренных детей и помочь им развить свои способности.