Консультация для педагогов Этика общения с родителями
Сегодняшние папы и мамы – это зачастую успешные люди, всего добивающиеся немалыми усилиями, озабоченные профессиональным и карьерным ростом. Семья для них далеко не всегда является главной жизненной ценностью. Такие родители не согласятся на роль безответного ученика, они не видят в учителе авторитета, которому они готовы беспрекословно подчиняться. Многие родители в неудачах своих детей готовы обвинять исключительно школу, не признавая, что существенная доля ответственности за ребёнка лежит и на их плечах.
Конфликтность усугубляет также введение в обиход понятий «заказчик» и «исполнитель». Буквальное и однозначное восприятие значения этих слов ожесточает одних и дает почву для необоснованного высокомерия другим. Это во многом определяет характер взаимоотношений педагогов и родителей: борьба амбиций, а ребёнок лишь повод для выяснения отношений. И тогда центром внимания становятся вовсе не проблемы и интересы ребёнка.
Немаловажную роль в формировании отношений между семьёй и школой (как, собственно, и вообще во взаимоотношениях людей) сыграли так называемые «пять М»:
маркетизация (всё имеет свою цену);
маргинализация (неравный доступ к образовательным ресурсам);
медикализация (увлечение постановкой диагнозов, стремление медикаментозным способом решить все проблемы);
мобилизация (готовность к противодействию, борьбе вместо поиска конструктивного решения проблем);
милитаризация (агрессивные формы социального поведения).
Как правило, «неадекваты» — «профессиональные» скандалисты: они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника. В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило: отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В школе с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.
Примеры ошибочных мыслей, взглядов, восприятий со стороны учителя по отношению к своей работе:
Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников.
Я как учитель должен быть компетентным и высоко профессиональным в любой сфере педагогической деятельности, иначе я — никудышний работник.
Некоторые родители моих учеников — плохие люди и они должны быть за это наказаны. Хороших же родителей надо поощрять.
Это ужасно, если на работе у меня что-то идёт не так, как я хочу. Это делает меня несчастным человеком, принося мне моральные страдания. Потому что на работе всё должно быть так, как я этого хочу. Просто потому, что я так хочу.
Я как педагог должен найти подход к любым ученикам и их родителям, а если это не получается, то я — никудышный педагог и несчастный человек.
Если родители моих учеников имеют ко мне какие-то претензии, недовольны моей работой с их детьми, жалуются на меня, то это потому, что они хотят помотать мне нервы, выставить меня перед всей школой в дурном свете и подорвать мой учительский авторитет.
Уж я-то знаю, как надо работать и с учениками, и тем более, с их родителями. У меня — высшее педагогическое образование, и этим всё сказано.
Я как человек порядочный должен быть эмоционально вовлечён в свою работу вообще и в работу с родителями учеников, в частности. "Сердце отдаю детям и их родителям!" — таков мой лозунг, мой девиз, моё профессиональное кредо. Если я не переживаю за свою работу, то я — чёрствый, бессердечный человек.
Я всегда должен быть идеальным педагогом. Конфликты с родителями учеников — недопустимы. Недовольства родителей — это результат моего непрофессионализма.
беспроигрышные взгляды, мысли, восприятия.
Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться не могут. Все люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это — нормально.
Я работаю добросовестно, но бывают в моей работе и ошибки, и трудности, и неудачи; не всегда всё получается, как мне этого хотелось бы. Я — не совершенство и не идеал, и ничто человеческое мне не чуждо.
Конечно, хорошо, если бы не было на моём учительском пути "трудных" учеников и "трудных" родителей, но в реальной жизни всё-таки встречаются и те, и другие. Но это вовсе не означает, что я плохо работаю, и уж тем более, никакие "трудные" люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье.
Учитель может быть прав, а может быть и нет, лишь бы он не был глуп и туп.
ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всё. У них — свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы.
Родители моих учеников — все люди разные. Я никого не сужу, не критикую и не осуждаю, но стараюсь каждого из них понять.
На работе порой случается, что что-то идёт не так, как мне этого хотелось бы. Но, это ни в коем случае не делает меня несчастным страдальцем. Ничего страшного! Работа есть работа.
Разумеется, хорошо, если у учителя получается найти подход ко всем ученикам и их родителям, но так в реальной жизни бывает не всегда. Но, жизнь есть жизнь, и я её принимаю такой, какая она есть.
Если родители моих учеников имеют ко мне какие-либо претензии, недовольны моей работой с их детьми, жалуются на меня, то это вовсе не означает, что они что-то имеют против лично меня. Это лишь означает, что родители заботятся о своих детях, обеспокоены какими-то их проблемами и мучительно ищут решения. А я могу и должна им в этом помогать.
Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать и нравиться.
Конечно, замечательно, если у учителя хорошие отношения со всеми родителями учеников. Но люди все разные и отношения с ними складываются по-разному. И это — вполне естественно.
У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.
У каждой профессии, у каждой работы есть свои сложности. Работа с "трудными" родителями — одна из сложностей моей профессии.
Как работать с "трудными" родителями учеников?
На самом деле в этом вопросе кроется подтекст. Мне кажется, он такой: "Как мне сделать свою производственную жизнь простой, бесконфликтной и приятной?" Пытаться делать это, уважаемые коллеги, разумеется, можно. Но сделать такое в реальной жизни, наверное, не всегда. Любая работа требует усилий, энергии, отдачи. И главное, любую работу, чтобы она была сделана, надо просто делать. Постоянно делать и всё!
Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба — продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться.
Причины, обусловливающие типичные ошибки, которые допускают педагоги:
незнание техник общения;
жесткие ожидания по отношению к родителям;
оценивание родителей;
директивная позиция по отношению к родителям;
суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;
использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;
приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);
агрессивность, напористость;
равнодушие, унылость.
Практические советы,
позволяющих в большинстве случаев нейтрализовать агрессию собеседника и направить разговор в позитивное русло:
Не ведите беседу в приказной форме и не указывайте на то, что и как нужно делать вашему собеседнику. Сопровождайте свои слова доброжелательным выражением лица и жестами;
Не игнорируйте собеседника и активно участвуйте в разговоре, поскольку именно это позволит вам контролировать его поведение и вовремя выйти из патовой ситуации;
Мягкая манера разговора зачастую позволяет избежать проявления агрессии со стороны вашего вольного или невольного собеседника. Если человек согласился хотя бы с одним из ваших доводов, то вы можете считать, что общение движется в нужном направлении;
Иногда полезно применять метод так называемой «интимной» беседы. В этом случае рекомендуется использовать фразы типа «все будет хорошо», «у нас все получится», «мы обязательно все исправим» и пр.
Если речь идет о сотруднике, и вы чувствуете, что конфликт нарастает, постарайтесь немедленно прекратить общение, чтобы не сожалеть впоследствии о сказанном или сделанном.
Среди приемов работы с родителями можно отметить следующие:
говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии;
быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;
быть активным (родители не должны брать интервью у педагога);
учитывать эмоциональное состояние родителя;
отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;
предварительно планировать содержание беседы с родителем;
быть доброжелательным;
защищать интересы клиента (родителя), а не становиться инструментом в руках администрации, других сотрудников;
сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей, и др.
Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?
Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
Выскажите свое понимание и сожаление по поводу ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.
Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.