Статья Духовно-нравственное воспитание ребенка в современном мире

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Крюкова Е.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», п.г.т. Уренгой Пуровского района

Под духовно-нравственным воспитанием личности мы понимаем педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура семьи, в которой происходят становление и развитие личности ребенка. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи формируются представления ребенка о добре и зле, порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям, закладывается последующая социальная и духовная состоятельность личности. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Ведущую роль в становлении личности ребенка играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Поэтому так важен пример отца и матери. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье: - супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства;
- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
- нарушены родовые и семейные связи между поколениями, - традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: - культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
- растет численность совершенных абортов (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников; 4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
- не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей от совершения ими безнравственных поступков, а часто и сама провоцирует их;
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: - чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.
6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: - в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока.
- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.
Выход из сложившейся кризисной ситуации один, содействовать укреплению семьи посредством:
1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства.
2. Возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций. 3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.
4. Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо". В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Отмечая роль семьи в становлении личности подростка, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только понимания родителями своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим высокий уровень нравственной, эстетической, духовной, правовой культуры самой семьи как сферы воспитания. Именно семья призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную нравственную составляющую личности и поведения своих детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе духовные потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, порядочность, нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию. В этой связи семья сама нуждается в духовно-нравственном просвещении и оздоровлении. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.
Методика и основное содержание процесса профилактики определяются и зависят от типа семьи и уровня нравственного потенциала. В современной научной литературе выделяют типы семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка.
1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений, здоровой моральной атмосферой, в которой дети получают возможность для развития своих способностей. Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его поступки. В социально-педагогической работе с такой семьей могут использоваться советы и предостережения педагога, связанные с особенностями воспитания ребенка на определенном возрастном этапе.
2. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
3. Конфликтные семьи, в которых родители отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы. Отношения в таких семьях отличаются напряженностью, неустойчивостью, амбивалентностью. Необходимо активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье.
4. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности. Эмоциональное отношение родителей к ребенку выражено слабо, часто родители заняты решением своих проблем. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Указанные типы семей, их особенности мы учитываем при организации совместной работы администрации школы и всех служб сопровождения учебно-воспитательного процесса. В практике широко используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с несовершеннолетними и их родителями. Основные цели – повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление воспитательного потенциала семьи, а также привлечение родителей к духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Проводится следующая профилактическая работа:
- диагностика личности несовершеннолетних, их склонностей, интересов, приоритетных жизненных ценностей с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении;
- занятия по саморазвитию детей и подростков с целью изучения ими собственных волевых качеств, нравственных убеждений;
- изучение традиций и обычаев народов мира, своей страны, родного города;
- изучение традиций своей семьи, школы;
- посещение музеев, выставок, обеспечивающих встречу детей и подростков с духовно-нравственными и эстетическими ценностями нашего поселка;
- консультативная и просветительская работа с родителями и т. д.
- заседания школьного Совета профилактики правонарушений.
Приобщение к нравственным устоям семьи, таким как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, организуется через:
- проведение совместными усилиями специалистов тематических бесед на дому с семьями, находящимися в социально опасном положении;
- культурно-досуговые мероприятия, посвященные празднованию Дня семьи, Дня Матери, Дня Отца (способствуют осознанию несовершеннолетними безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству);
- праздник Чести школы
- день открытых дверей
- урок истории, посвященный 70-летию Сталинградской битвы
- посещение опекунских семей (гармонизация внутрисемейных отношений в опекунских семьях);
- организацию и проведение конкурсов детских рисунков на темы «Моя семья», «Моя Родина».
- участие в фестивале «Мы все можем», организованном для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- участие в общепоселковом мероприятии «Ямальская лыжня"
Для принятия ребенком базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций проводятся такие социально-значимые мероприятия, как День Победы, День защитника Отечества, Масленица.
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков невозможно без сотрудничества с учреждениями культуры п. Уренгой. В процессе профилактики были организованы тематические встречи для несовершеннолетних совместно с сотрудниками поселковой библиотеки, специалистами Дома культуры «Маяк».
Таким образом, мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения способствует профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних, обеспечивая готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, адекватной самооценке, выражению и отстаиванию собственной позиции, критическому оцениванию своих поступков и принятию ответственности за их результаты, способность к преодолению трудностей.








13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Заголовок 215