Урок: ПРАВА РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (9класс)

Урок: ПРАВА РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Цели урока:
На основе положений Конвенции о правах ребенка выучить содержание прав ребенка и их особенности. Показать необходимость защиты прав детей в современном мире. Проследить связь законодательства России в сфере прав ребенка с международно-правовыми стандартами.
Развивать умение работать с документами, сравнивать и анализировать, аргументировано выражать свою точку зрения. Формировать навыки применения правовых знаний в повседневной жизни. Воспитывать понимание того, что ребенок является наивысшей ценностью государства, не только объектом заботы и опеки, но и субъектом права.
Оборудование:
1) документы: Конвенция ООН о правах ребенка (сокращенный вариант); Конституция Украины (Статья 52); (найдите соответствующие статьи в Конституции России!)
2) таблица "Международные стандарты в сфере прав ребенка";
3) таблица "Современное правовое положение детей";
4) памятка "Где можно защитить свои права»;
5) карточки разных цветов;
6) листы бумаги большого и малого формата, фломастеры.


Тип урока: Интерактивный
Методы: "Мозговой штурм", работа в группах, презентация, "микрофон".
Подготовка к уроку:
За неделю до проведения занятия создаю из учеников экспертную группу в составе юристов и социологов, которые будут помогать в раскрытии темы.

Ход урока
1. Вступительная часть

1. Подготовка учеников к уроку
В классе формируются четыре группы, по 5-6 человек. Используется методический прием "Времена года". После расчета на "Зима", "Весна", "Лето", "Осень" ученики группируются вместе. Каждое "время года" получает символ - бумажный цветок определенного цвета: "Зима" - белого, "Весна" - зеленого, "Лето" - красного, "Осень" - желтого.
2. Актуализация опорных знаний.
Игра "Правовой калейдоскоп":
Учитель задает ученикам вопрос. Если группа дает правильный ответ, цветок соответствующего цвета прикрепляется к калейдоскопу - большому картонному кругу с подвижной осью.

Вопросы:
1. Что такое права человека?
2. Что является источником прав человека?
3. Какое отличие между понятиями "права человека" и "свободы человека"?
4. Какие права человека называются неотъемлемыми?
5. В каком международном документе закреплен перечень основных прав человека?
6. Как классифицируются права человека согласно с Всеобщей декларацией прав человека?
7. На чем базируется перечень основных прав и свобод человека?
8. Является ли Всеобщая декларация прав человека юридически обязательным документом?
9. В чем историческое значение принятия Декларации?
10. Распространяется ли действие Декларации и других международных документов на детей?
11. Чем ребенок отличается от взрослого человека?

Выводы:
Действительно, ребенка никоим образом нельзя приравнять к взрослому человеку, в частности, и в правовых аспектах. Ребенок должен быть обеспечен особенной защитой, наделен особыми правами. Особые права ребенка - это "права роста", предопределенные его физической, умственной и духовной незрелостью. Эти права нуждаются в специальной защите, государством должны быть созданы и обеспечены возможности для свободного и полноценного развития детей.

II Основная часть.

Мотивация учебной деятельности:
Сообщение темы, цели и заданий урока.
План изучения нового материала:
1. Мировое движение по защите прав детей.
2. Права детей в Украине.
3. Содержание Конвенции о правах ребенка.
4. Нарушение прав ребенка и их защита.
1. Мировое движение по защите прав детей.
Вопрос раскрывает подготовленный ученик - юрист.
Права ребенка - это права человека, который не достиг 18-ти лет. Движение в защиту прав детей началось в начале 20-го века. Первыми государствами, которые стали на защиту прав детей своих стран, были Англия и Бельгия. На международном уровне этот вопрос нашел свое решение лишь после первой мировой войны.
Дальше показывает таблицу "Международные стандарты в сфере прав ребенка"

Учитель:
Вспомните определение правовых сроков "декларация" и "конвенция". Какое между ними отличие?

2. Права детей в Украине.
Учитель:
В Украине не существует специального законодательства для несовершеннолетних. Их права размещены в отдельных статьях Семейного, Гражданского, Криминального, Криминально-Процессуального кодексов. Эти права регулируются также законами Украины: "Об охране детства", "О предупреждении насилия в семье", "О социальной работе с детьми и молодежью".
За соблюдение прав ребенка в Украине призваны отвечать Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, различные государственные организации. Большую работу проводят многочисленные общественные организации, выявляя нарушения прав детей и оказывая им квалифицированную помощь.
Найдите соответствующую информацию для России!
3. Содержание Конвенции про права ребенка.
"Мозговой штурм" - "Что нужно всем детям, чтобы стать счастливыми?"
Подготовительный этап "штурма" - записать на доске вопрос, который рассматривается.
Первый этап "штурма" - подобрать слова, какие бы дали ответ на поставленный вопрос.
Ученики выдвигают предложения. Учитель записывает на большом листе.
Второй этап "штурма" - учитель ставит задание сгруппировать предложения в потребности и прихоти (подчеркнуть разными цветами).

Вопросы:
Без чего вы не можете обойтись - без потребностей или прихотей?
Какие потребности являются одинаковыми для всех?
Учитель:
Подобный перечень потребностей был составлен Организацией Объединенных Наций и впоследствии перерос в Конвенцию о правах ребенка. Ее подписали представители 191 страны, в частности и Украины. Конвенцию называют "мировой конституцией прав ребенка". Это свидетельствует о ее наивысшей силе. Рассмотрим основные положения Конвенции.

Проработка преамбулы:
Учитель:
На какие важные аспекты в сфере прав ребенка указывает преамбула? Кого, согласно с Конвенцией, называют ребенком?

Работа в группах:
По заданию учителя каждая группа внимательно перечитывает Конвенцию и классифицирует права по таким принципам:
Группа "Зима" - права "заботьтесь обо мне" (права, которые дают доступ к определенным благам и услугам).
Группа "Весна" - права "не издевайтесь надо мной" (права быть защищенными от определенных негативных действий).
Группа "Лето" - права "я имею собственное мнение" (права на самовыражение).
Группа "Осень" - права специальных потребностей (права детей, которые нуждаются в особенном внимании и беспокойстве).

Каждое время года выписывает права на карточках соответствующего цвета. Докладчик из каждой группы прикрепляет их в виде цветка на большом листе, формируя венок прав детей и комментируя каждое из них.
Работа с документом:
Проработка Конституции Украины.

Задание:
1. Проанализировать основные положения статьи 52 Конституции Украины (найдите соответствующие статьи в Конституции России!)
2. Сравнить их с соответствующими положениями Конвенции ООН о правах ребенка.
Какой вывод можно сделать?


4. Нарушение прав ребенка и их защита
Учитель:
Один классик сказал: "Счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка". Но всегда ли человечество измеряет свое счастье слезами детей? К сожалению, нет. Сложной проблемой современности является недостаточная защищенность прав детей во всем мире. Попробуем в этом убедиться.

Ученик-социолог демонстрирует таблицу "Современное правовое положение детей", объясняя ее содержание.

Беседа с классом:
Какие мысли вызывают у вас эти статистические данные?
К каким следствиям это может привести?
Что должно делать общество, чтобы предотвратить нарушение прав детей?
Дети отвечают на вопрос методом "микрофон".

Вопросы:
Оказывались ли лично вы в ситуации, когда нарушались ваши права?
Как вы отстаивали свои права?
К кому вы обращались за помощью?
Учитель раздает каждому ученику памятку "Правовая помощь детям", где отмечены адреса организаций, которые оказывают правовую помощь детям.

III Заключительная часть.

Закрепление изученного:
Беседа:
Какой документ в сфере прав ребенка называют "мировой конституцией"?
Какие положения Конвенции о правах ребенка, по вашему мнению, являются важнейшими? Почему?
Что вы понимаете под дискриминацией?

Творческое задание:
Изобразить на рисунке свое счастливое детство, используя три права из Конвенции.
Итоги урока:
Оценивание работы учеников.

Домашнее задание:
Составить проект идеального человеческого общества, в котором каждый ребенок чувствовал бы себя счастливым и защищенным.

Приложение А

Международно-правовые стандарты в сфере прав ребенка.
в 1923 г. - Международный совет защиты детей разрабатывает и утверждает Женевскую декларацию прав ребенка.

в 1924 г. - Пятая Ассамблея Лиги Наций принимает Женевскую декларацию и призывает руководствоваться ее принципами (5 принципов).

в 1959 г. - Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка и выдвинула 10 обобщенных прав каждого ребенка.

в 1989 г. - 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию о правах ребенка, инициированную правительством Польши.

1991 г. - 27 сентября Украина ратифицирует Конвенцию о правах ребенка (найдите соответствующую информацию для России!)

Приложение Б

Современное правовое положение детей в Украине (если хотите, можете найти соответствующую информацию для России)

Нарушения права
В мире
В Украине

На достойный уровень жизни
250 млн.
7,5 млн.

На образование
30 млн.
3,75 тыс.

На жизнь и развитие
5 млн.
2,1 тыс.

На защиту от насилия
180 млн.
13,5 тыс.



Памятка "Где можно защитить свои права»
Составьте список организаций в Вашем городе, районе и т.д., где могут помочь детям в случае нарушения их прав