Выступление на курсах повышения квалификации.
Выступление на курсах повышения квалификации.
Конечная цель воспитания - счастливый ребёнок. Определение счастья, данное однажды в фильме: «Счастье – это, когда тебя понимают», стало уже классическим. Что же об этом думают современные дети? Были опрошены воспитанники театральной студии «Alter ego» в возрасте от 9 до 16 лет. Вот какие варианты ответов были получены «Это мир во всем мире; когда ты радуешься каждому лучику солнца, каждой капельке дождя; когда тебя любят; это хорошие оценки в школе; это подарки и радостные вести, которые долго ждала; это когда дома порядок». Самый распространенный ответ- когда есть хорошие друзья, когда тебя понимают, когда радуешься вместе, когда не грустно и не скучно. Я не могу говорить за всех, но сама в суматохе, в каждодневном заданном ритме подчас забываешь задуматься о главном. А
что означает это слово лично для вас? В моем представлении счастливым можно назвать того, кто уверен в себе, умеет организовать свою жизнь, владеет собой в любой ситуации и обречен на успех в любом начинании.
Как же здорово, что у меня в руках есть инструменты ,которые помогают обрести друзей, понимание, уважение и разумное, полезное проведение досуга. Их много, этих инструментов - актерское мастерство, сценическая речь, пластика и хореография, а, в общем – театральное искусство. Оно помогает не только вырастить актера, но и Человечного Человека, уверенного в себе, выдающегося, успешного, а, значит, счастливого.
Театр начинается с вешалки, а любое занятие с атмосферы. Она должна быть с первой встречи непринужденной, обязательно доброй и светлой, лучше радостной, легкой, где могут свободно парить детские мысли и чувства, где загораются глаза и рождается интерес, а, значит, и творчество. Но откуда взяться этой атмосфере, если на первом занятии чужие, незнакомые люди? Здесь есть свои хитрости - сразу после знакомства садимся в круг и играем в «Комплименты». Я начинаю, задавая ритм и настроение: «У тебя очень добрая улыбка!». И началось: кто-то подхватывает на лету, кому-то нужно время подумать, но справляются все. Пока хвалят внешность, одежду, украшения. Иногда получается что-то вроде «У тебя крутые чешки» или «Ну, веснушки у тебя прикольные». Вроде пустяк и звучит неуклюже, ан нет- налажен контакт глазами и как-никак комплимент произнесен, а это всегда приятно. Забегая вперед, хочется сказать, что если поиграть в эту игру хотя бы через пару месяцев, ребята, узнав друг друга получше, одарят комплиментами уже черты характера друзей. Этот первый контакт необходим как воздух, ведь театр- искусство коллективное и именно дружный, творческий коллектив способен сформировать неординарную личность. Движемся дальше в заданном направлении: « Печатная машинка», «Задания на счет», «Я тебе подарю», «Молекулы», «Превращалки». Именно с этих небольших, несмелых, совместных шагов начинается долгий путь создания работоспособного, творческого коллектива. И на каждом занятии, как молитва, слова: «Каждый из вас уникален, неповторим, у каждого своя жизнь, своя история. Вы - необработанный драгоценный камень. Нужно приложить усилия и со временем вы засияете всеми гранями своего таланта». В доказательство, пожалуйста, «Ассоциации на музыку», «Я- вещь», «Скульптор и глина». Как же так случилось? Задание у всех одно, а выполнил его каждый так, как ему подсказала фантазия, каждый по своему. Именно в этот момент пускает ростки творческое начало, желание проверить себя, заинтересовать друзей. Ведь так просто самоутвердиться среди сверстников, когда ничто не сдерживает твое воображение и изначально все на равных. Больших же результатов добьется тот, кто сумеет победить свой страх перед аудиторией, выйти и показать всем свою работу, сумеет адекватно реагировать на критику, поверит в свои силы, сможет внятно и понятно объяснить свою идею. И не имеет здесь и сейчас значения стоимость телефона или одежды, только внутренний мир, умение получать удовольствие от своей работы и работы товарища, умение слушать, созерцать, импровизировать. Дети легко принимают это негласное правило, поэтому никакое социальное неравенство не нарушает создавшуюся атмосферу.
Социологическое исследование ,проведенное педагогами дало любопытный результат. За день в среднем, ребенка хвалят всего 2 минуты, а ругают в 15 раз больше. Остальное время не обращают на него внимания или сами дети избегают общения с взрослыми. А на занятии общение не просто приветствуется- оно необходимо! Ведь актер, как и любой человек должен уметь общаться. Это не так просто. Для этого нужно научиться не только самому действовать, но и воспринимать действия другого, ставить себя в зависимость от партнера, быть чутким, податливым и отзывчивым по отношению ко всему, что исходит от партнера, подставлять себя под его воздействие и радоваться всякого рода неожиданностям, неизбежно возникающим при наличии настоящего общения. Мало смотреть на партнера- нужно его видеть. Нужно, чтобы живой зрачок живого глаза отмечал малейшие оттенки в мимике партнера. Мало слушать партнера- надо его слышать. Надо, чтобы ухо улавливало малейшие нюансы в интонации партнера. Мало видеть и слышать- надо понимать партнера, отмечая непроизвольно в своем сознании малейшие оттенки его мысли. Мало понимать партнера- надо его чувствовать, улавливая тончайшие изменения в его чувствах. Именно такого чуткого общения не хватает в обычной жизни, поэтому так ценятся слушатели и собеседники, настроенные на одну волну. Обучаться общению помогают этюды- ведь в них обязателен конфликт. «Ожидание», «Ссора», «Фальшивый друг». После показа обязательно обсуждается поставленная проблема и способы ее решения без конфликта, основываясь на навыках общения. Театр помогает ребятам рассмотреть ситуацию с разных сторон, встать по обе стороны баррикад, посмотреть на себя со стороны, чтобы докопаться до истины и лучше чувствовать и понимать окружающих людей.
Огромное значение для становления личности, высвобождении творческого потенциала ребенка играет музыка. Она проходит красной нитью через все занятие и задает ему ритм и настроение. Если во время разминки и физического тренинга используются современные ритмичные мелодии, то в таких тренингах, как «Зеркало», «Зарядка каноном», «Композиция под музыку», «Игра в мяч с удовольствием», «Ассоциации», «Немое кино», «Танец с предметом», используется музыкальный материал всевозможных жанров и направлений: классика, бардовские песни, народная и инструментальная музыка, мюзиклы, музыка кино и спектаклей. Тренинг под музыку помогает эффективно бороться с мышечными зажимами и стеснением, помогает понять и принять свое тело, учит управлять им. Занятия пластикой так же помогут ребенку укрепить дыхание, саморегуляцию, умение расслабляться и концентрироваться. Заодно обогащаем культурный багаж детей: запоминаем названия произведений и их авторов. Обычно уже к концу года каждый ребенок имеет довольно много любимых мелодий.
Еще один вид искусства, расширяющий кругозор и, как ни странно, словарный запас- изобразительное. Не только описать изображенного человека, но и ,используя фантазию , внимание и подсказки, данные художником, рассказать всю жизнь персонажа или прочитать от его имени монолог. «Живая картина», «Найди отличие», «Кто я?»- эти задания призваны пополнять не только культурный запас, но и речевой. К сожалению, зачастую именно он бывает недостаточным и описания, и монологи получаются довольно односложными, но по мере работы с произведениями литературы и над техникой речи, снимаются интеллектуальные и эмоциональные зажимы, позволяя ребенку свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства.
Условно говоря, все вышеперечисленное можно отнести к теории, а практикой назвать процесс создания спектакля: репетиции и выступления. Вот здесь в полной мере формируются навыки, необходимые для привлечения успеха: стремление к достижению общей цели, настойчивость, пунктуальность, терпение. Репетиции процесс долгий и увлекательный. И пусть не все роли главные, пусть сегодня кто- то готовит реквизит- не забыть сказать особое спасибо тем, кого не увидят зрители, но кто трудится ради общего дела. За пять лет существования студии «Веснушки» у нас появилось 4 спектакля: «Большой секрет для маленькой компании», «Снежная королева», «Буратино», «Золушка» и «золотое» правило: кто посещает все репетиции - обязательно выступает.
Я не тешу себя напрасными надеждами, что все мои воспитанники дружным строем отправятся покорять театральные ВУЗы. Может быть таких будут единицы, а может и вовсе никого, но я уверена, что соприкосновение с миром прекрасного ,приобретенные навыки не канут в лету. Все ребята найдут свое место в жизни и станут гармоничными, яркими, самодостаточными, культурными, успешными, очень счастливыми, но самое главное - добрыми, человечными людьми .
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15