Выступление на курсах повышения квалификации


Название работы: Методическая разработка
Тема: «Формы участия родителей в организации
внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
начального общего образования»


Автор: Штанько О. В.
Место выполнения работы: МБОУ СОШ № 4
г. Липецка
Семья является основной средой, формирующей личность ребёнка. Она воспитывает отношение к миру, развивает способности и эмоционально обогащает его. Но иногда родитель не находит нужных форм общения с ребёнком, не знает, как строить свои отношения с ним. Поэтому образовательное учреждение, также являясь средой воспитания, ставит своей целью активизировать родителя, вооружить его психолого-педагогическими знаниями, привлечь его к воспитательному процессу. Слайд 1 и 2 (цели и задачи)

Слайд -3 Внеурочные   занятия  -  вид  учебно-воспитательной работы, позволяющий организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей.
Введение внеурочной деятельности является реакцией на запрос семьи, общества и государства к результатам образования, прежде всего личностным. Во внеурочной деятельности родители и дети получат возможность реализовать свой индивидуальный запрос: заниматься спортом, музыкой, искусством, изучать второй иностранный язык и так далее….
Организация взаимодействия классного руководителя и родителей предполагает изучение семьи с целью выявления её воспитательного потенциала. Слайд -4
Первый этап
Между школой и родителями должна быть информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства.
Необходимо создать банк данных о семьях учащихся. Для этого используются методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование и т.д.
Для выявления потребностей родителей проводится родительское собрание, анкетирование (родители выбирают из числа предложенных программ и высказывают собственные пожелания). Данные обрабатываются, моделируется учебный план. Стоит отметить, что без специально организованной просветительской работы около половины родителей не могут адекватно определить, какие программы необходимы их детям.
К участию во внеурочной деятельности школьников можно привлечь родителей различными способами: Слайд 5
1.  Скрытое привлечение, когда педагог включает родителей во внеурочную работу, опираясь на интересы и потребности родителей, их личностные качества, профессиональную компетентность в вопросах, изучаемых детьми на кружковых занятиях, в индивидуальной и массовой деятельности;
2.    Открытое привлечение, когда педагог не только высказывает свое желание сотрудничать с родителями ребенка, но и излагает цель и содержание данной работы.
3.    Использование комбинированного способа (сочетающего два  вышеуказанных): в этом случае педагог может высказать родителям пожелание о сотрудничестве в определенных видах внеурочной деятельности и изложить часть причин, побуждающих его к совместному труду; по мере развития сотрудничества педагог может находить и иные причины, побуждающие его подключать родителей к работе с учащимися.
Слайд -5 Второй этап, основной - практический
Необходимо, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому важно организовать психолого- педагогическое просвещение родителей, которое предлагает разнообразные формы работы: родительские лектории, круглые столы, конференции и т.д.
Слайд -6 Основные направления деятельности педагогов и родителей:
Слайд - Система работы с родителями. Формы и методы взаимодействия
Слайд 7 Формы привлечения родителей в учебно - воспитательный процесс можно разбить на три группы.
Совместная познавательная деятельность направлена на формирование интеллектуальной сферы, развивает мотивацию, навыки умственного труда. Слайд -8
Родители активно участвуют в организации познавательных и интеллектуальных игр, являясь авторами турнирных заданий и членами жюри. Проводимый ежегодно праздник проектов даёт родителям возможность оценить исследовательскую деятельность своего ребёнка и его одноклассников, приобщиться к поиску решений задач проекта вместе с ребёнком.
Родители привлекаются к проведению классных часов, связанных с их профессиями, миром их интересов и увлечений. Это цикл классных часов по основам этикета, просветительские беседы на медицинские и военные темы, мастер-классы по праздничному декорированию интерьера. Слайд -9
Совместная трудовая деятельность формирует сознательное отношение к труду и воспитывает трудолюбие. Родители вместе с детьми занимаются благоустройством школьного двора, оформлением кабинета. Сбор макулатуры не обходится без участия родителей.
Слайд – 10 Проводимая ежегодно ярмарка-распродажа осенних поделок тоже способствует вовлечению родителей в трудовую деятельность класса.
Совместная досуговая деятельность направлена на формирование эмоциональной сферы ребёнка и содействует гармонизации семейных отношений.
Слайд – 11 Она включает в себя проведение праздников, концертов, конкурсов, соревнований силами родителей или при участии родителей. Родители организуют экскурсии, походы в театр, на природу. В конце учебного года проводится концерт с участием родителей и детей, и каждой семье дарится диск с фото- и видеоматериалами событий учебного года, записанный родителями.
Своеобразно протекает сотрудничество родителей и детей в экскурсионной работе.
Слайд 12 Родители могут совместно с педагогом определить объект предстоящей экскурсии, выделить основные задачи ее проведения, а также провести перед экскурсией вводное занятие, на котором дать школьникам дифференцированные индивидуальные и групповые задания, в том числе творческого характера. В процессе проведения экскурсии родители могут выступать как экскурсоводы-обозреватели и как экскурсоводы-консультанты. А по завершении экскурсии - как аналитики, эксперты выполненных учащимися работ.
Многообразны формы сотворчества родителей и учащихся в процессе подготовки и проведения творческих мероприятий.  Слайд-13
При подготовке вечера, спектакля родители сотрудничают с детьми в написании сценариев (включая стихи и песни), в изготовлении костюмов, в оформлении сцены и зрительного зала (подготавливая совместно изопродукцию), в настройке аудиовизуальной техники, в репетициях и т.д. 
Еще интереснее проходят конкурсы, викторины, игры, если в них наряду со школьниками участвуют родители. Ребенку полезно ощущать поддержку отца или матери в совместном познавательном или спортивном состязании.
Слайд 14 Познавательные игры, викторины и конкурсы можно проводить в форме традиционных спортивных соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья». Интеллектуальная сторона внеурочной деятельности учащихся при педагогически правильной организации этих состязаний нисколько не проиграет, а, наоборот, выиграет. Родители - эрудиты усилят интеллектуальный и эмоциональный фон и подготовительного этапа, и самого соревнования.
Сотрудничество родителей осуществляется также в период подготовки и проведения выставок. 
Слайд 15 Педагогу целесообразно накануне проведения выставок оповещать учащихся о возможном приготовлении экспонатов совместимо с родителями. Это простимулирует дальнейшее сотворчество ребенка со взрослыми в семье, привлечет родителей других учащихся к домашнему сотрудничеству в различных видах деятельности. 
Целевые исследовательские домашние задания для детей и родителей позволяют открыть в домашних условиях семейный исследовательский центр, активизировать интеллектуальные силы детей и взрослых, создать дома творческую атмосферу и, как следствие, исключить глобальные семейные конфликты.
Важное место в домашней исследовательской работе занимает не только сам процесс, но и оформление и анализ полученных результатов. Педагогу целесообразно регулярно проводить консультации по вопросам организации исследования на дому и анализа получаемых результатов. Особый интерес проявляют родители к совместному с подростками и юношами выполнению познавательных заданий.
Большую пользу педагогу и учащимся приносят задания прикладного характера. Такие задания, как правило, имеют вещественно-полезную и личностно-семейную направленность. Эффективны для развития у учащихся навыка творческой деятельности декоративно-прикладные виды работ. Изделия из соломки, макраме, текстиля.
Эффективная организация работы по укреплению нравственного и психофизического здоровья обеспечивается взаимодействием педагога, ребенка, родителей и социума, системой многовариативных, многообразных и многомодельных форм работы.
 Для того, чтобы родители могли в полной мере раскрыть таланты своего ребенка и создать благоприятные условия для развития его способностей.
Слайд 16 Третий этап заключительный – рефлексия.
Цель: подведение итогов, мониторинг, анализ результатов эффективности реализации внеурочной деятельности, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
В процессе совместной деятельности школы и родителей особую актуальность приобретает наличие обратной связи, т.е. регулярное изучение мнения родителей об их удовлетворенности школьной жизнью. Сделать это можно с помощью анкетирования. Анкета позволит проанализировать степень доверия родителей к школе.
Значимость вовлечения родителей во внеурочную деятельность класса очень высока. Во-первых, участие родителей способствует сближению родителя и ребёнка. Они вместе думают, строят, творят. Они находят общий язык. Во-вторых, все мероприятия дают родителю информацию к размышлению. Своими выводами родитель делится с другими родителями, и этот обмен мнениями чрезвычайно важен в поиске решения проблем. В-третьих, совместная деятельность родителей и обучающихся создаёт в классе атмосферу сотрудничества и сотворчества, атмосферу добра и понимания. И последнее, самое главное, что участие родителя во внеурочной деятельности класса создаёт позитивное отношение к школе в целом, формирует убеждение, что школа, в которой учится его ребёнок, является благотворной и необходимой средой для его развития. И тогда, учитель и родитель при решении проблем образования и воспитания обучающегося становятся настоящими СОЮЗНИКАМИ, что является основой успешной воспитательной деятельности.