Подход: Исследование в действии.
Исследование в действии
«Является ли групповая работа эффективным методом воздействия на мотивацию обучения учащихся на уроках математики» Исследование в действии Человеку многое по плечу, если имеется осознанная потребность достичь желаемого. Значит, начало любого начинания – это мечта. Насколько она будет для индивидуума важной, настолько настойчивым тот будет в стремлении ее достичь. Искать мотивацию не следует где-то извне, самая действенная та, что внутри человека – самомотивация. На языке психологов это означает, что путь к достижению желаемого человек должен проделать относительно самостоятельно, не надеясь, что кто-то укажет правильную дорогу и, тем более, решит проблему за него. Найти мотивацию обычно не очень сложно, а вот «удержать» ее, заставить «работать» с нарастающей интенсивностью – тяжело. Поэтому на помощь нашим ученикам, должны прийти мы – учителя. Сопоставляя итоги своей деятельности, меня все больше волновал вопрос: Что происходит с нашими учениками? Почему у них пропадает интерес к обучению? Что надо предпринять, чтобы помочь ученикам справиться с этой проблемой, проблемой самомотивации в обучении. Прежде всего надо изменить себя, свои убеждения. Обучение должно быть в динамике. Отсутствие изменений означает остановку в росте. Учителям необходимо чаще использовать корпоративный подход в своей деятельности, работая с другими учителями, специалистами, создавать сообщества единомышленников. Необходимо овладевать крепкими навыками в технологиях и применении технологий как эффективного инструмента преподавания. Учителю необходимо научиться рефлексировать над своей профессиональной деятельностью, чтобы учиться на своем опыте. Профессиональные обязательства учителя, помочь каждому ученику добиться успеха. Анализируя уровень достижений в обучении в классах, а так же уровень достижений школы, мы наблюдаем падение, а не динамику роста, результатов обучения. При переходе из класса в класс у учащихся пропадает мотивация к обучению, активность взаимодействия во время учебного процесса. Что это – возрастные особенности, влияние социума или результаты нашей профессиональной деятельности? Одним из приоритетных направлений способствующих развитию мотивации в обучении и развитию мыслительной деятельности учащихся является диалогическое обучение. Диалог учеников в группе, мотивирует их выражать свое мнение, честно раскрывать себя в этих речевых обменах, взаимообучаться с помощью обмена информацией, задавать вопросы в процессе оценивания. Исходя из всего выше сказанного, я поставила перед собой следующий исследовательский вопрос: «Является ли групповая работа эффективным методом воздействия на мотивацию обучения учащихся на уроках математики», т.е. является ли групповая работа, той формой взаимодействия, которая направлена на достижение определенного результата или цели, решения поставленной задачи. Исследование в действии, я хочу показать на примере одного класса, класса с неоднородным уровнем мышления. Целью исследования, стало влияние диалогического обучения на способность детей работать в группах, слушать и слышать друг друга, развивать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и как следствие продукт такой деятельности, самомотивация и самореализация личности. Работая и обучаясь в небольших группах, быстрее можно решить поставленную проблему или задачу, лучше усвоить материал, но нужен мотив. Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность». Я считаю, что надо ученикам давать больше ответственных заданий, потому что это способствует повышению мотивации, ответственности перед классом, и они пытаются развивать своё мышление. Изменения в своей практике, я начала с подготовки к уроку. Я и раньше применяла разнообразные приёмы и формы работы, но теперь, когда мы изучили идеи семи модулей, подготовка к уроку занимает достаточно много времени. Подбирая задания на уроки, старалась выбрать те, которые больше будут влиять на развитие мыслительных процессов и требовать большего взаимодействия и вклада от каждого ученика, в достижении результата, тем самым мотивируя их к собственному развитию в обучении. Учащиеся всегда стремились к взаимодействию, кто – то просто ждал, когда ему удастся переписать задание, кому – то нужна была консультация по выполнению, а кому – то признание его успехов. Но мы, учителя, постоянно пресекаем попытки учащихся взаимодействовать друг с другом, так это вызывает шум и нарушение дисциплины. В нашей практике в основном присутствует классно – урочная система, т.е. взаимодействие « Учитель – ученик»; « учитель всегда прав»; « ученик не должен ошибаться». Каково же на таких уроках ученикам? Об этом я узнала сразу же после первого урока, на котором я применила групповую работу. Рефлексивный анализ учеников показал, что учащимся нравится такая форма работы. Планируя свои уроки, в аспекте изменения своей практики преподавания, к созданию групп, я подошла с точки зрения создания коллаборативной среды обучения. Приступая к работе в группах, мною было доведено до учащихся о распределении ролей в группе, в целях достижения наилучшего результата, но в тоже время, выполняя свои обязанности, каждый должен активно участвовать в работе. Работая в группе ученики разрабатывали постеры, для создания которых, необходимо было найти информацию, обработать её и в доступной форме донести до остальных учащихся класса. Ученики рисовали, выбирали нужную информацию, обсуждали план своей защиты выполненной ими работы. Оценить свою работу на уроке, используя критериальное оценивание, так же вызвало интерес у учеников. Многим детям это было непонятно, как это можно давать указания учителю и как оценить себя, ведь практически всегда за них это делал учитель. А для меня это было важно, знать мнение учеников, чтобы спланировать свою деятельность на последующих уроках, следить за развитием детей, чтобы повышать их мотивацию к стремлению овладения навыками и путями поиска самостоятельного обучения. Для наблюдения за процессом обучения, я проводила видео съёмку своих уроков. На практике вести урок, и производить какие- то записи, не хватает времени. А вот видео материал, дает возможность взглянуть на себя со стороны и лучше проанализировать все моменты, на которые возможно во время урока и не обратил внимание. Я произвела видеозапись двух уроков в исследуемом классе, фиксируя фрагментарно основные моменты, которые возможно были наиболее важны. Просматривая видеозаписи, составляла форму наблюдения в которой отражалась работа учащихся по их взаимодействию в группе. Используя стратегию «Голос ученика», беседовала с учащимися после уроков, пытаясь выяснить их отношение к изменениям по форме проведения уроков, что им нравится, а что бы они сделали по другому. Индивидуальная беседа, создает более комфортные условия, помогающие раскрепостится и чувствовать себя в безопасности. Мотивом к обучению может служить и убеждения ученика, для кого и для чего он учится. Этот способ помог мне определить, в каком направлении надо подтолкнуть ученика, чтобы возросла его активность и мотивация в процессе самостоятельного обучения. Выполненные работы, один из традиционных способов фиксирования достижений в обучении, но не всегда отражающий стадию обучения и служит мотивом получения отметки, с точки зрения ученика, а не самооценки достижений его обучения. Сотрудничество в парах, взаимодействие в группе выступило мотивом для многих учащихся к самореализации, саморазвитию, самообучению. Данная работа учит детей мыслить на более высоком уровне мыслительной деятельности, тем самым мотивируя их к достижению самостоятельно определенных результатов. Значит, моё вмешательство в деятельность учеников принесло определенный результат. Пусть не совсем тот, что я ожидала, но все же у ребят появился интерес к изучаемому предмету, а раз появился интерес, значит появился мотив к своему развитию. Внося изменения в практику своей профессиональной деятельности, с целью повышения мотивации учащихся к собственному обучению, я планировала развивать способности учеников через групповую работу; научить их самооценке и взаимооценке не для отметки, а для оценки своего обучения. Мотивом, к запланированным действиям, послужил поиск ответа на свой исследовательский вопрос: «Является ли групповая работа эффективным методом воздействия на мотивацию обучения учащихся на уроках математики». Так что же изменила исследовательская деятельность в моей практике и что надо продолжить изменять. Проведенное исследование показало, желание всех учащихся работать во взаимодействии и сотрудничестве друг с другом. У них появился интерес к решению поставленных проблем не только в сотрудничестве, но и самостоятельно искать решения и делиться достигнутым с другими. Так же проведенное исследование отразило и отрицательные моменты. Минусом в моей работе является распределение ролей во время групповой работы, соблюдение временных рамок. Ученики практически не умеют следить за временем, увлекаясь работой в поиске наилучшего результата своей деятельности. В развитии самооценки и взаимооценки, не в полной мере им стало понятным создание критериев оценивания. Ведь они привыкли оценивать свое обучение, а не применять оценивание для обучения. Создавая критерии оценивания, ученики стремились оценить конечный результат, а не составляющие этого результата. Однако, я думаю, со временем, рефлексия на работу у учеников станет отражать анализ их обучения, а не только констатацию фактов. Сбор доказательств изменений в обучении учащихся, показал, что сотрудничество в классе является одним из основных мотивов в обучении. Проведенное анкетирование классным руководителем Тучковой М.Е., наблюдения за взаимодействием, анализ работы учащихся позволили мне сделать вывод, что сдвиг в положительную сторону в решении вопроса по мотивации к процессу обучения, все же есть.
Проведенные уроки внесли коррективы и в мою профессиональную деятельность, заставили взглянуть по - новому на весь процесс обучения, переосмыслить ценности. Так что бы я сделала на практике: во-первых обратила бы больше внимание на деятельность учащихся, имеющих низкий уровень мотивации во взаимодействии; во вторых – провела бы работу по формированию понятия формативного оценивания у учащихся, как метода для саморегуляции. Применяла больше различных стратегий развивающих данный навык. В третьих – уделять внимание общению детей во время взаимодействия в группе. В четвертых – при планировании уроков делать акцент на постановке вопросов развивающих мыслительную деятельность на высоком порядке. В пятых – выдерживанию временных рамок на каждом этапе. В шестых – больше включать заданий, которые требовали бы поиска информации в других источниках, в частности использования ИКТ. В седьмых – совместно с учащимися, просматривать видеозаписи уроков и анализировать их деятельность. Взгляд со стороны является хорошим мотивом к обучению и воспитанию. Для сбора информации о доказательстве обучения учащихся, на мой взгляд лучше привлекать коллег, которые будут вести свои наблюдения соответственно выбранного фокуса. Дублирование данного метода следует производить видеозаписью урока. Затем совместно провести анализ полученных данных, с целью дальнейшего планирования изменений в практике преподавания. Проводя исследование в действии в классе, я пришла к выводу, что данную практику я буду применять и в дальнейшем, желательно во всех классах. В будущем развивая свою практику, мне нужно разрабатывать занятия, обращая внимание на следующие моменты: • Планировать занятие таким образом, чтобы больше вовлекать участников в мыслительный процесс и взаимодействие во время групповой работы, использовать критическое мышление для аргументирования, формирования заключений и выводов. • Большего выполнения практических заданий в группах, тем самым вовлекая их во взаимодействие, сомооценивание, взаимооценивание.