ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ











ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ
ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»





ПАСПОРТ
программы «Психолого-педагогическое сопровождение
введения ФГОС НОО второго поколения »

Наименование программы
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС НОО второго поколения

Разработчик программы
Методический кабинет отдела образования управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района

Объект психолого-педагогического сопровождения
Обучающиеся начальной школы, педагогический коллектив

Цель и задачи Программы
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения
Задачи:

·
·систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

·
·создать оптимальные социально-психологические условия личностного и интеллектуального развития обучающихся начальной школы, в т.ч. соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;
создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС НОО

Сроки и этапы реализации Программы
г.г..
I-III этап (2011-2012 уч.год):
– оценка исходного уровня сформированности универсальных учебных действий у детей при поступлении в школу;

– первичная адаптация детей к школе, обеспечение условий успешной преемственности формирования УУД;
– психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.
IV этап (2011-2014 г.г.)
-контроль динамики результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий;
-коррекционная и развивающая работа с обучающимися, имеющими трудности в освоении универсальных учебных действий.
V этап (2014-2015 уч. год)
– итоговый мониторинг результатов освоения обучающимися основной образовательной программы


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС НОО второго поколения в общеобразовательных учреждениях Ивнянского района, с учётом профессиональных возможностей и потребностей каждой школы;
Психологизация учебно-воспитательного процесса в свете требований ФГОС НОО;
Улучшение качества психолого-педагогической поддержки педагогов в условиях введения ФГОС НОО

Механизм экспертизы Программы
Итоговый мониторинг интеллектуального и личностного развития обучающихся по окончании начальной школы, готовности к обучению в средней школе.


Характеристика проблемы
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного педагога-психолога.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:

·
·систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

·
·создать оптимальные социально-психологические условия личностного и интеллектуального развития обучающихся начальной школы, в т.ч. соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;
создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС НОО

·
Обязательные составляющие, которым уделяется внимание при организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО:
1. методологические и содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к программе духовно-нравственного развития и воспитания (на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования)
2. ценностно-нравственное и системообразующее значение образования в социо-культурной модернизации общества, удовлетворение актуальных потребностей личности и общества
3. системно-деятельностный подход (воспитание и развитие качеств личности, отвечающей тенденциям современной жизни; стратегия проектирования и конструирования, определяющая пути достижения желаемого результата; ориентация на результаты, где развитие личности происходит на основе усвоения универсальных учебных действий; решающая роль содержания и способов организации деятельности, направленной на личностное, социальное, познавательное развитие; учет индивидуальных особенностей и разнообразие видов деятельности и форм общения для достижения воспитательных результатов)
4. обеспечение преемственности на всех ступенях
5. развитие  индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития обучающихся, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса, что обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.









































Преемственность формирования универсальных учебных действий.
 



Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.
Готовность детей к обучению в школе при переходе от дошкольного к начальному общему образованию необходимо рассматривать как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовности.
Физическая готовность определятся состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.
Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.
Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:
         ориентации на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
         четкого представления о планируемых результатах обучения на каждой ступени обучения;
         целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе.

Преемственность результатов формирования УУД
Сформированность УУД у детей при поступлении в школу
Планируемые результаты
на конец 1 класса
Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы

Личностные:

Развитие личности

Понимает смысл понятия «семья»
Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»
Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм
Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению.
Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,
Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение

Коммуникативные:

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.
Имеет первоначальные навыки работы в группе
 
Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем исверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия;

 
Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре)
Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений
Умеет задавать учебные вопросы;
 
Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;
 

Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим
Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
 
Владеет способами разрешения конфликтов:
выявляет, идентифицирует проблему,
находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,
принимает решение и реализует его;

Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
Умеет договариваться
Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия;

Поддержать разговор на интересную для него тему
Строит простое речевое высказывание
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные:

Общеучебные

 
Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя;
Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель;

 
Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя;
Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию;

 
Находит информацию в словаре;
Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 
 
Структурирует знания;

 
Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;
Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме;

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;
 
Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

 
Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя;
Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты;
Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты;
Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

 
 
Осуществляет выбор вида чтения в зависимости от цели;

 
Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;
Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

 
 
Определяет основную и второстепенную информацию;

 
 
Свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

 
 
Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации;

 
Умеет работать по предложенному учителем плану;
Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

 
Использует знаково-символические действия;
Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему
 
Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Логические

Умеет следовать образцу, правилу, инструкции;
Разбивает группу предметов и их образы по заданным учителем признакам;
Анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Умеет увидеть целое раньше его частей;
Группирует предметы и их образы по заданным признакам;
Проводит синтез (составляет целое из частей, в том числе самостоятельно достраивает и восполняет недостающие компоненты)

 
 
Выбирает основания и критерии для сравнения;

 
Классифицирует объекты под руководством учителя;
Классифицирует объекты;

 
 
Подводит под понятие, выводит следствие;

Задаёт вопросы: как?, почему?, зачем? (интересуется причинно-следственными связями);
Устанавливает последовательность основных событий в тексте;
Устанавливает причинно-следственные связи;
 

 
Оформляет свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;
Строит логические цепи рассуждений;
 

 
Высказывает своё мнение;
Доказывает;

 
 
Выдвигает и обосновывает гипотезы.

 
Формулирует проблемы с помощью учителя;
Формулирует проблемы;

Постановка и решение проблемы

 
Включается в творческую деятельность под руководством учителя;
Самостоятельно создаёт способы решения проблем
творческого и поискового характера.

Исследовательская культура

 
 
Умеет анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать знаково-символические средства, владеет действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач

Регулятивные

Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности
Принимает и сохраняет учебную задачу;
 
Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,и того, что ещё неизвестно;

Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила,
Умеет выбирать себе род занятий,
Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале

 
Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
Умеет планировать, т.е определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий

Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности
Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную
Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

 
Осваивает правила планирования,
контроля способа решения;
 
Умеет вносить необходимые дополнения и изменения
в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

 
Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату
Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном

Проявляет умения
произвольные предметные действия.

Овладевает способами самооценки выполнения действия,
адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Умеет вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

 
 
Умеет выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения;

 
 
Владеет способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и умеет преодолевать препятствия.

 
 
Умеет самостоятельно организовывать поиск информации.
Умеет сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.


Характеристика результатов формирования УУД на каждом этапе
обучения в начальной школе 

Класс
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД

1 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
 

2 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
 

3 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

 
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,
а, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
 

4 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.


Оценка результативности психолого-педагогического сопровождения

Основой разработки критериев и методов оценки психологических показателей сформированности универсальных учебных действий и социальной адаптации младшего школьника является мониторинговый блок психолого-педагогического сопровождения. Планируемые результаты, этапность формирования УУД определяют показатели, по которым предполагается оценка качества формирования у обучающихся УУД с первого по четвёртый класс с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка:

Личностные УУД
- ценностные ориентации младших школьников;
- личностные смыслы;
-мотивы;
- социальная адаптация (сформированность умения выполнять различные социальные роли- «я-природа», «я и общество», «я и другие люди», «я и я»)

Регулятивные УУД
Умение учиться:
- способность целеполагания;
- учебная мотивация;
-способность к рефлексии;
- самоконтроль и саморегуляция в деятельности и поведении;
-критичное отношение к результатам собственной деятельности

Познавательные УУД
-развитие творческого мышления;
- развитие познавательной активности, учебного интереса;
-сформированность операций мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
- развитие других познавательных процессов (память, внимание, воображение)

Коммуникативные УУД
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование навыков общения( знание правил общения);
- сформированность устной и письменной речи;
- навыки регулирующей речи (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения), как показатель интериоризации.

Содержание программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС НОО на каждом этапе реализации

2010-2011 учебный год
1 класс
I этап– оценка исходного уровня сформированности универсальных учебных действий у детей при поступлении в школу. Он начинается в феврале-мае одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в сентябре.
Стартовая диагностика покажет основные проблемы, характерные для большинства первоклассников, и в соответствии с приоритетами данного класса на определенный период выстроится система работы по преемственности.
Предпосылки для формирования универсальных учебных действий определяются прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы. (Приложение 1)

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации подготовки ребенка к школьной жизни. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.
II этап – первичная адаптация детей к школе, обеспечение условий успешной преемственности формирования УУД.
Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
2. Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по организации обучения с учётом индивидуальных психологических особенностей и возможностей каждого ребёнка, выявленных в ходе диагностики, по организации преемственности в системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. Психолог реализует систему развивающих занятий в период адаптации. Цель адаптационного курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Организация групповой развивающей работы педагогов с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
4. Диагностика процесса адаптации, направленная на изучение самочувствия ребёнка в школе, уровня тревожности, самооценки, эмоциоанального отношения к новой социальной роли, процесса формирования произвольности и школьной мотивации, отношения к учителю и одноклассникам. А так же логопедическая диагностика, направленная на изучение сформированности языковых средств, словарного запаса, звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи.
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.
4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.
5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
6. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей  с особыми образовательными потребностями в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.
7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

2011-2014 г.г.
IV этап
Контроль динамики результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий. Может осуществляться на этапе промежуточного контроля и оценки при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов). Показателями эффективности работы является учебная самостоятельность в выполнении домашней работы в ГПД и в домашних условиях, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля. Т.е., по сути дела, цель сопровождения на данном этапе - создание системы мониторинга. Осуществляя задачи развивающего обучения, учителя начальных классов школы накопили многие приемы формирования общеучебных умений. Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений. Психолог использует арсенал психодиагностических методик (приложения1, 2).
Коррекционная и развивающая работа с обучающимися, имеющими трудности в освоении универсальных учебных действий.
В ходе психолого-педагогической диагностики выявляются проблемы в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД индивидуально у каждого ученика. В соответствии с выявленными проблемами планируется коррекционно-развивающая работа, направленная на оказание психолого-педагогической помощи слабому ребёнку. Такая работа ведётся в индивидуальной и групповой формах по следующим направлениям:
Развивающие занятия с детьми, направленные на укрепление позиции школьника, развития положительной самооценки, учебной мотивации, познавательных процессов, необходимых для успешного овладения учебной программы.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми, проявляющими стойкую неуспеваемость по причине задержанного психического и речевого развития или недостатков интеллектуальной деятельности. Здесь обязательно тесное взаимодействие специалистов ПМПк, направленное на обеспечение комплексной коррекционной помощи. В сложных или спорных случаях или отсутствии положительной динамики – взаимодействие с ЦПМПК.
Консультативная и просветительская работа с родителями, направленная на повышение психолого-педагогической грамотности, разъяснение целей и смыслов коррекционно-развивающей работы, а так же предполагаемых результатов.
Методическая и консультативная работа с учителями начальных классов по вопросам результатов психодиагностики, результатов и содержания коррекционно-развивающей работы с учениками. Оказание методической поддержки педагогов по вопросам возрастной психологии, организации обучения детей с особыми образовательными потребностями.

2014-2015 учебный год
V этап – итоговый мониторинг результатов освоения обучающимися основной образовательной программы
Психолого-педагогическая диагностика сформированности УУД у каждого обучающегося в соответствии с требованиями модели выпускника начальной школы, качественный анализ на основе изучения корреляции показателей по четырём группам УУД и результатов учебной деятельности. На основе диагностических и аналитических данных на каждого ребёнка составляется заключение и общая психолого-педагогическая характеристика, что поможет в дальнейшем планировать работу с ребёнком, исходя из его достижений. Такой подход обеспечивает преемственность между начальной школой и средней школой.
Изучение динамики развития профессионально-педагогических компетенций педагогов в ходе реализации ФГОС НОО нового поколения, анализ педагогических затруднений.
Изучение мнения родителей, удовлетворённости результатами работы школы в условиях реализации ФГОС НО нового поколения.
Корректирование системы психолого-педагогического сопровождения с учётом аналитических данных мониторинга.


План реализации программы



Направления деятельности
Сроки и периодичность

ответственные
результат

Диагностика и мониторинг

1
Определение психофункциональной готовности к обучению в школе
Апрель-май 2011 г.
Педагог-психолог
Информация о зоне актуального развития ребёнка

2
Определение готовности педагогов к введению нового ФГОС НОО
Апрель-май 2011 г.
Зам. директора по УВР
Информация о педагогических затруднениях, организация методической помощи

3
Определение психологической и информационной готовности родителей к обучению детей в школе
Май 2011 г.
Зам. директора по УВР, педагог-психолог, учитель-логопед, соц.педагог
Психолого-педагогическое просвещение родителей

4
Повторная диагностика готовности к обучению в школе
Сентябрь
2011 г
Педагог-психолог, учитель
Информация о зоне актуального и ближайшего развития ребёнка


5
Изучение особенностей социальной ситуации развития ребёнка
Сентябрь-октябрь 2011 г.
Социальный педагог, учитель
Информация о семьях с неблагоприятным социально-психологическим климатом


6.
Изучение особенностей процесса адаптации первоклассников к школе
Октябрь 2011 г.
Педагог-психолог, учитель
Информация о факторах и причинах дезадаптации, определение группы риска

7
Групповая и индивидуальная диагностика исходного уровня сформированности УУД
сентябрь-ноябрь 2011 г.
Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель
Информация о зоне актуального и ближайшего развития ребёнка, информация о детях ,нуждающихся в логопедической и психологической коррекции

8.
Контрольная диагностика по итогам коррекционно-развивающих занятий с первоклассниками с затруднённой адаптацией
Январь-март 2012 г.
Педагог-психолог, учитель
Информация о результатах коррекционной работы с детьми с затруднённой адаптацией

9.
Диагностика развития письменной речи
май 2012 г.
Учитель-логопед
Информация о детях, нуждающихся в логопедической коррекции

10.
Изучение динамики процесса формирования УУД
(мониторинг)
Январь 2011 г.-май 2015 г.
(постоянно)
Учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, ПМПк
Выявление причин затруднений в формировании УУД и корректирование образовательного процесса

11.
Диагностика готовности к переходу в среднюю школу (сформированности УУД)
Апрель-май 2015 г.
Учитель, педагог-психолог, учитель-логопед
Выявление группы детей, нуждающихся в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении в 5 классе

12.
Выявление и изучение профессиональных затруднений педагогов, в т.ч. по причине эмоционального выгорания(мониторинг)
2011-2015 г.г.
(постоянно)
Зам. директора по УВР, педагог-психолог
Информация о динамике и качественном состоянии профессионального развития учителей начальных классов

Коррекция и развитие

1
Коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками, проявляющими недостаточную готовность к обучению
Сентябрь 2011 г. и далее по плану коррекционной работы в 2011-2012уч. г.
Педагог-психолог
Формирование навыков произвольного поведения, развитие познавательной и мотивационной сфер

2
Адаптационные занятия
Октябрь 2011 г. и далее по плану работы в 2011-2012 уч.г.
Педагог-психолог, учитель
Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер, социализация

3.
Коррекция и развитие устной речи
Сентябрь 2011-май 2013 г.
Учитель-логопед, учитель
Профилактика дисграфии, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений звукопроизношения

4.
Коррекция и развитие письменной речи
2013-2015 г.г.
Учитель-логопед, учитель
Развитие письменной речи, развитие оптико-пространственных представлений, обогащение словарного запаса

5.
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими проблемы в формировании УУД
2011-2015 г.г.
(постоянно)

ПМПк, учитель
Устойчивая положительная динамика результатов учебной деятельности

Методическая работа

1.
Практический семинар для учителей «Профилактика эмоционального выгорания как одно из условий развития профессиональной мотивации педагога»
Май 2012 г.
РМО педагогов-психологов
Актуализация проблемы сохранения психологического здоровья учителя в условиях ииновационной деятельности

2.
Мониторинг результатов диагностики, коррекционной и развивающей работы, методические рекомендации учителям начальных классов
2011-2015 г.г.
постоянно по плану МО
Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог
Методические рекомендации педагогам

3.
Обмен практическим опытом по организации различных форм развивающей работы
2013-2015 г.г.
По плану РМК
Педагог-психолог, учитель –логопед, социальный педагог


Психолого-педагогическое просвещение

1.
Освещение вопросов возрастной психологии младшего школьника, вопросов психолого-педагогичекого сопровождения УВП в начальной школе (педагогические советы, заседания МО)
2011-2015 г.г.
Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог
Просвещение педагогов

2.
Тематические родительские собрания по вопросам психологии возраста, психофункциональной готовности к обучению в школе, адаптации, по вопросам причин неуспеваемости и т.д.
2011-2015 г.г.
(постоянно)
Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог
Просвещение родителей

3.
Размещение информации по теме на сайте школы
2011-2015 г.г.
(постоянно)
Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель
Просвещение педагогов, родителей








Приложение 1
Диагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению
Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты
(показатели развития)
Основные критерии оценивания
 
 
Типовые диагностические задачи
Предшкольная ступень образования
(6,5–7 лет)
Типовые диагностические задачи
Начальное образование
(10,5–11 лет)

Самоопределение

 
Внутренняя позиция школьника
 
положительное отношение к школе;
чувство необходимости учения,
предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
адекватное содержательное представление о школе;
предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;
предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)
Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т.А.
Эльконин Д.Б.
Венгер А.Л.)
 
 
 
 
 

Самооценка
дифференцирован-ность,
рефлексивность
регулятивный компонент
 
Когнитивный компонент:
широта диапазона оценок;
обобщенность категорий оценок;
представленность в Я-концепции социальной роли ученика.
Рефлексивность как
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;
Регулятивный компонент
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием
 
Методика «10 Я» (Кун)
 
 
Методика «Хороший ученик»
 
 
 
 
 
 
 
Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Смыслообразование

Мотивация учебной деятельности
 
Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
интерес к способу решения и общему способу действия;
сформированность социальных мотивов;
стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
сформированность учебных мотивов
стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью
«Незавершенная сказка»
«Беседа о школе»
(модифицированный вариант) (Нежнова Т.А.
Эльконин Д.Б.
Венгер А.Л.)
 
 
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)
 
Опросник мотивации
 
 
 


Диагностика нравстенно-этической готовности ребенка к школьному обучению
Действие нравственно-этического оценивания
Основные критерии оценивания
Задачи для предшкольной стадии
Задачи для начальной школы

1. Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме
Ориентировка на моральную норму
(справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
«Раздели игрушки»
(норма справедливого распределения)
После уроков
(норма взаимопомощи)

2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм
Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными
 
Опросник Е.Кургановой

3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации
 
 
 
Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы.
Учет мотивов субъекта при нарушении нормы.
Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма.
Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
 
Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев)
«Невымытая посуда» (учет чувств героев)
 
 
«Булочка»
(модификация задачи Ж.Пиаже)
(координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации

4.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы
Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения
Все задания
Все задания

5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы
Уровень развития моральных суждений
Все задания
Все задания

 
Особую сложность в дошкольный период и у первоклассников вызывает осмысление целевого компонента деятельности. В таблице приведены индикаторы сформированности  целеполагания, исследовать которые возможно только методом наблюдения.



Диагностика сформированности целеполагания учащихся
 
Уровень
Показатель сформированности
Поведенческие индикаторы с сформированности

Отсутствие цели
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования)
Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал

Принятие практической задачи
Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется
Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

Переопределение познавательной задачи в практическую
Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется
Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

Принятие познавательной цели
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи
Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

Переопределение практической задачи в теоретическую
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней
Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа

Самостоятельная постановка учебных целей
Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы
Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия







Уровни развития контроля
 
Уровень
Показатель сформированности
Дополнительный диагностический признак

Отсутствие контроля
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок
Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

Контроль на уровне непроизвольного внимания
Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий
Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания
Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет
В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания
В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок
Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям

Потенциальный рефлексивный контроль
Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы
Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

Актуальный рефлексивный контроль
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы
Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

 






Уровни развития оценки
Уровень
Показатель
Поведенческий индикатор

Отсутствие оценки
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя
Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

Адекватная ретроспективная оценка
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия
Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников

Неадекватная прогностическая оценка
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия
Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи

Потенциально адекватная прогностическая оценка
Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий
Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

Актуально адекватная прогностическая оценка
Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия
Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения










Приложение 2
 Для диагностики и формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-         участие в проектах;
-         подведение итогов урока;
-         творческие задания;
-         зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
-         мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
-         самооценка события, происшествия;
-         дневники достижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
-         «найди отличия» (можно задать их количество);
-         «на что похоже?»;
-         поиск лишнего;
-         «лабиринты»;
-         упорядочивание;
-         «цепочки»;
-         хитроумные решения;
-         составление схем-опор;
-         работа с разного вида таблицами;
-         составление и распознавание диаграмм;
-         работа со словарями;

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
-         «преднамеренные ошибки»;
-         поиск информации в предложенных источниках;
-         взаимоконтроль;
-         «ищу ошибки»
-         КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-         составь задание партнеру;
-         отзыв на работу товарища;
-         групповая работа по составлению кроссворда;
-         «отгадай, о ком говорим»;
-         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
-         «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание... Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».



Универсальные учебные действия

Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.


  Регулятивные УУД
1)   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
2)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 


Познавательные УУД
1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, 2)   освоение способов решения проблем;
3)   освоение начальных форм познавательной рефлексии;
4)  использование знаково-символических средств представления информации
5)   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, , установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
6)  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
7)   овладение  понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами;

Коммунивные УУД
1)  освоение начальных форм  личностной рефлексии;
2)       активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий;
3)         использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
4)       овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое и письменное высказывание;
5)    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
6)    определение общей цели и путей ее достижения;, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
7)     готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон



Заголовок 115