Проект «Методическое сопровождение введения ФГОС в ДОУ».


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №27 «Журавушка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан





Проектная работа


«Методическое сопровождение введения ФГОС  в ДОУ».
(наименование темы)
по результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Проектирование эффективных моделей государтвенно-общественного управления дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»



Выполнили:
Слушатели
Ковальчук Людмила Николаевна
Батова Валентина Александровна



Проектная работа допущена
к защите руководителем заведующей МБДОУ №27 «Журавушка»
Пимурзина И.В
«22» марта 2014 г.



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калина»



МИНИ-ПРОЕКТ
«Методическое сопровождение введения ФГОС  в ДОУ».
 
1.   Паспорт проекта
Наименование проекта
Методическое сопровождение введения ФГОС  в ДОУ (Организационно-подготовительный этап)

Основания для разработки
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
приказы
- Министерства Образования и науки от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», от 30.08.2013 г. № 1014 - «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Цель проекта
Разработка плана перехода на ФГОС на организационно-подготовительный этап, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности

Задачи проекта
1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению ФГОС и выявить профессиональные затруднения.
2. Организовать методическое сопровождение педагогов.
3. Определить перспективы деятельности ДОУ

Сроки и этапы реализации
1 этап.  Организационно-подготовительный.
(14.10 2013 – 31 05.2014)

Назначение проекта
Проект является целеполагающим документом деятельности ДОУ №4 «Калинка»  на 2013 -2014 г.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта
Профессиональная готовность педагогов ДОУ к введению ФГОС.
 

Система организации контроля за исполнением проекта
Контроль в рамках проекта осуществляет заведующая ДОУ.

 
2.  Актуальность
 
     Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
     Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
        В настоящее время в соответствии  с  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
 От 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (вступает в силу с 01.01.2014 г.) 

В структуру ФГОС включены требования 
к психолого-педагогическим условиям,
к развивающей предметно-пространственной среде
к кадровым условиям реализации
к материально-техническим условиям реализации,
к финансовым условиям реализации.
В Стандарте дошкольного образования определены требования к результатам к основной общеобразовательной программе. В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте в законе запрещено, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
 
   Что же касается педагогов:
        Педагогами, как и прежде, будут составляться индивидуальные планы саморазвития, в которых прописывается изучение нормативных документов, участие в семинарах, подготовка открытых просмотров, выступления на заседаниях методического объединения, курсовая переподготовка, взаимодействие с педагогами, членами РМО. Это позволит планомерно повышать педагогическую компетентность педагогического коллектива.
Результатом введения ФГОС  в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе этих данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
      ФГОС призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования.
Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности.   
     Реализация проекта является приоритетным направлением в деятельности коллектива ДОУ №4  на переходный период  в 2013-2016   году.
  
3. Ресурсное обеспечение проекта.
 
Ресурсы
Наличие
Способ получения ресурса

1. Материально-
техническое
обеспечение
проекта
-Наличие нормативных документов ФГОС
 

2. Трудовые ресурсы
1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов  - на основе которого и будет выстроена работа.
2. Привлечения специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров.
- В пределах имеющейся сметы расходов, предусмотренных на организацию курсовой подготовки проведение семинара для педагогов ДОУ;
-Обучение пройдут  8 – 10 педагогов
  -Выступление  педагогов  о полученных знаний в ДОУ
- Возможно обучение отдельных педагогов на вебсеминарах  и организация трансляции их опыта.

3.Информационные ресурсы
- Имеется  выход в Интернет, стационарная  и сотовая  телефонная связь, электронная почта.
-  официальный сайт  ДОУ
- сетевая связь через официальный сайт  
с Министерством образования и науки  РМЭ, МУОО
 

 
4. Анализ возможных рисков и способы их преодоления
 
Планируемый риск
Возможный способ преодоления

Сопротивление отдельных педагогов нововведениям
Использовать возможности  по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику

- часть педагогов формально принимают стандарты, но на деятельность это не выходит;
- часть не вникают в суть предстоящих изменений
Практическая реализация основных мероприятий.

Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов
 

Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения
Привлечение ГОУ ДПО (ПК)С

 
5. Этапы реализации проекта

Содержание этапа:
этапы
пакеты работ
сроки
ответственные
результат

Анализ состояния готовности  ДОУ и педагогов к внедрению ФГОС
разработка индивидуальных планов самообразования
14.10.2013 – 31.05.2013 г.
педагоги
индивидуальный план


анкетирование педагогов ДОУ (определение готовности педагогов к переходу к ФГОС)
10.12.2013 г.
Старший воспитатель
анализ анкет

создание банка данных по внедрению ФГОС
Изучение приказов От 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
В течение года
Старший воспитатель
пакет нормативных документов

изучение опыта работы
участие в работе ГМО.
Открытые НОД по теме: «Детская проектная деятельность, как образовательная форма работы с дошкольниками»
Март 2014 г.
Старший воспитатель
Воспитатели Гасанбекова В.З,
Александрова Н.А.,
Вагина Е.В.
Презентации,
Открытые просмотры

совершенствование методической работы с педагогами
участие в мероприятиях ГМО
анализ методического обеспечения ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
В течение года
Старший воспитатель
электронная база методического, информационного обеспечения

 
 
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
 
1.    Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий
2.    Повышен уровень сформированности мотивационно- профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработаны новые ценности, принципы взаимодействия и общения с дошкольниками..
3.    Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.
4.    Повышение качества образования.
 
     Мы должны хорошо осознать, что введение в действие ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Трудностей, конечно, будет много. Это и нехватка научно-методической литературы и отсутствие условий для соответствия определенным выдвигаемым требованиям к организации предметно-развивающей среды. Но, тем не менее, всем дошкольным учреждениям в новом учебном году необходимо провести поэтапную работу по переходу к ФГОС.



















15