Конспект урока по окружающему миру Как живут животные




Ростовская область, Тацинский район, станица Тацинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



2015 – 2016 учебный год.









Тема: Как живут животные? (УМК «Школа России»
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и формы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, в парах.
Образовательные ресурсы для обучающихся: ножницы, клей для практической работы, цветные фишки, смайлики.
Образовательные ресурсы для учителя: компьютер, проектор, презентация «Как живут животные?»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты: научатся наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
- узнавать зверя по описанию (загадке), называть его детеныша.
Получат возможность научиться:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные:
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за животными живого уголка);
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах;
логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.).
Коммуникативные – формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные результаты: осознание необходимости бережного отношения к животным.
















Ход урока.
1.Организация начала урока.
Станьте ровно и красиво,
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
 Сядет тот, кто любит кошек,
А теперь- кто черепах,
С кем хомяк - обжора дружит
И весёлый попугай.
Кто животных не обидит
И от голода спасёт,
Обогреет и накормит
И домой к себе возьмёт.
 
-Вы любите животных, поэтому наш урок для вас.
( Слайд «Как живут животные» )
2.Повторение изученного.
Игра « Знатоки»
-Прочитайте слова и распределите их на две группы.

Заяц осина берёза волк лиса дуб
-Как называются эти группы? ( Растения и животные).
-Что необходимо растениям для существования? (Вода, воздух, свет, тепло).
-Почему можно сказать, что они живые? (Они растут, приносят потомство,
размножаются, погибают). Но вы не огорчайтесь, ведь они дают жизнь
другим растениям.
- Отгадайте загадку.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их (животные).
- Кто догадался, о ком пойдёт речь на уроке? (О животных)
-Каких животных вы знаете? (Ответы детей)
- Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей и даже человека. На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.
У каждой группы животных есть свои отличительные особенности, но у всех животных есть и общее. Как вы думаете, что объединяет всех животных? (Они все живые) Да, все животные живут.
( Слайд «Как живут животные?
Посмотрите на доску, там записаны ключевые слова, которые помогут вам сформулировать вопросы.
На доске: Как? Сколько? Что необходимо?
Почему мы не можем оставить на урок вопрос: Сколько живут животные? (Животных очень много, мы не можем узнать про каждого сегодня на уроке)
Итак, мы задали 2 вопроса:
Как живут животные? и
Что необходимо животным для жизни?
Подумайте, знаете ли вы ответ на эти вопросы? (Нет) Какую цель поставим себе на урок? (Узнать, как живут и Что необходимо .) Зачем нам это знать, где эти знания могут пригодиться в жизни?
Как проверить, правильные ли выводы вы сделали? ( Посмотреть в учебнике)
(Слайд. Животные двигаются, питаются, размножаются, дышат, умирают)
-Попытаемся это с вами доказать.
-Живому существу нужно питание.
-Откройте учебники на странице 50
-Рассмотрите рисунок и назовите животных.
(Слайд. Кто что ест?)

3.Работа над изучением нового материала.
Игра « Накорми животных».
-Сейчас проверим, как вы любите животных. Давайте их накормим.
-Чем каждый из них питается? Какое угощение мы им приготовим?
-Соедините линиями. Работа в парах.
Лиса Мышь
Белка Гусеница
Лягушка Орехи
Синичка Трава
Заяц Комары, мошки
- Многие животные строят жилища для себя и для своих детенышей. Соединим стрелками постройки животных. Работа в парах.
Оса Дупло
Дятел Гнездо
Ласточка Хатка
Бобер Норка
Хомяк

Проверка.
(Слайд .Появляются стрелочки) 5 раз
-Молодцы!
Игра « Хочу знать».
-Отгадайте загадку.
( Слайд. Полосатая спинка, а на спинке –щетинка.) (Звук)
-Кто это? Правильно кабан.
-Родственниками каких домашних животных они являются? (Картинка свиньи).
-Приготовьте две ладошки. Левой закройте рисунок с кабаном-папой, а правой - со свиньёй-мамой.
(Слайд. Почему детёныши кабана не рождаются с шерстью такого же цвета, как у их родителей?)
Ответ: Пока детёныши маленькие, они беззащитные. Спрятаться от врагов в траве и между деревьев им помогает полосатая раскраска.)
Показ слайда.(Кабаны и детёныши).
(Слайд. Детёныши растут, развиваются и постепенно превращаются во взрослых животных. Кабаны едят всё, что смогут найти. Но больше всего они любят .) В золотой клубочек спрятался дубочек. (Картинка )
Слайд.

-Нарисуйте для них жёлуди в рамке на странице 50.
-Все животные питаются. У живых существ появляются детёныши.
-А теперь вы будете учителями.
Динамическая игра «Помогите малышам».
Помогите малышам: Что стряслось у индюшат?
Потеряли дети мам. Почему они спешат?
Без родителей, одни, У сарая, за кадушкой,
Попадут в беду они. Червяка нашла(индюшка)
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!


Жеребёнок тонконогий -Эй, утята, вы куда?
Бойко скачет по дороге. Здесь собачья будка!
Он такой скакун хороший- Ждёт вас около пруда
Не догонит мама-(лошадь) Ваша мама(утка)

Шею вытянул гусёнок, Опустив печально хвостик,
Озирается спросонок. Маму ждёт послушны ослик
Еле-еле соню сына Целый день должна трудиться
Под крылом нашла(гусыня) Мама ослика-.. (ослица).

Верблюжонок у ворот Малыши и мамы рады -
Маму жалобно зовёт, Снова вместе, снова рядом.
Не бойся- не заблудится, И за помощь всех ребят
Придёт домой(верблюдица). Малыши благодарят.
- Молодцы!
Вывод. Слайд (Животные приносят потомство - размножаются и заботятся о нём)
4. Физкультминутка.
- Сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку
Вы видали верблюда, который летит,
Не касаясь земли ни одним из копыт? (движения крыльев птицы)
В нашем городе вы леопарда видали,
Что привык ночевать под скамьей на вокзале (наклоны вперед)
Вы видали, что в луже сидит бегемот,
Как девчонка, кривляясь весь день напролет? (приседания)
Вы видали у нас во дворе попугая,
Что летает под окнами, в мячик играя? (прыжки)

5. Работа по теме урока.
- Итак, животные приносят потомство и заботятся о нём.
Игра «Угадай-ка».
(Слайд.)
-Рассмотрите картинку, каким животным принадлежат эти части? Для чего они служат?
(Слайд. Части животных.)
(Слайд.)
-Животные передвигаются, но все по-разному: летают, бегают, прыгают, плавают. И все они хорошо приспособлены к своему способу передвижения.
(Слайд. Многие животные строят жилища для себя и своего потомства).
6. Работа в парах.
-Отгадайте загадки и соедините стрелочками это животное и его жилище .
( Слайд)
Роет, роет, Работящие зверьки
Ход подземный строит, Строят дом среди реки.
Роет – строит ловко Если в гости кто придёт,
Спальню и кладовку. Знайте, что из речки вход.


Прилетает к нам с теплом, Модница крылатая,
Путь проделав длинный. Платье полосатое.
Лепит домик под окном Ростом хоть и кроха,
Из травы и глины. Укусит – будет плохо.
Ловко вылепит гнездо
Высоко висит оно.

Носом в дерево ток, да ток,
Словно отбойный молоток.
На хвост опирается,
К жучкам подбирается.
С любой корой справится,
А красная шапка не свалится.
-Для чего животным нужен дом? (Здесь тепло.)
Карточка тепло.
7. Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко

Вдруг мы видим : у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.

На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.

Как много мы увидели:
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.

8. Закрепление изученного.
(Слайд. Многие животные строят жилища для себя и своего потомства. У каждого животного свой природный дом, например лес, река, почва.)
Мастерская моделирования «Природный дом»
Работа в печатной тетради.
-Откройте печатные тетради на странице 22.
- Поместите каждое животное в его природный дом.
- Чём отличаются дикие животные от домашних?
(Слайд. - Что нужно животным для жизни? Ответы детей.

Животным для жизни необходима пища – для питания, воздух – для дыхания, вода – для питья, тепло – чтобы не замёрзнуть, свет – для того, чтобы видеть всё вокруг.)
Дети выходят с карточками.
Пища воздух вода тепло свет
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

(Слайд. Как живут животные?)
- Перечислите признаки живых существ ( дышат, питаются, приносят потомство, передвигаются, строят жилище).
(Слайд. Питаются, размножаются и заботятся о своём потомстве, передвигаются, строят жилища; у каждого животного свой природный дом.)
- А ещё, наверняка им нужна наша с вами любовь, наше доброе отношение.
Прочитайте ещё раз все условия жизни животных. Все эти условия животным даёт природа. Эти же условия нужны не только лесным животным, но и домашним, и экзотическим, которые живут в других странах.  Но есть ещё одно условие, без которого животные не смогут жить. Оно зависит от человека.  Это забота человека о животных.  Как мы можем заботиться о животных?  Но не всегда человек должен заботиться о животных, особенно о диких животных. Есть случаи, когда нам лучше не вмешиваться в дела природы, иначе многие животные и растения погибнут. А природе нужны все: и те, кто делает мёд, и те, кто делает яд. 
8.Рефлексия.
В этом мире все нужны
Мухи, тигры и слоны.
Птицы, рыбы, комары,
Зайцы, лисы, кабаны,
Крокодилы и киты.
И поэтому все люди
Обязательно должны
Быть с животными добры.
9. Итог урока.
Учитель. Какую цель ставили на урок? Получили мы ответ на эти вопросы?
Если вы считаете, что смогли, то покажите зеленые сигналы карточек, а если вы считаете, что не нашли ответ – покажите красный сигнал.
-Молодцы! Сюрприз для вас за отличную работу.
«Весёлые слайды». (6)

Слайд «Молодцы».

Домашнее задание. В дополнительной литературе или Интернете, с помощью взрослых попробуйте найти сведения о продолжительности жизни разных животных
Придумать рассказ о своем домашнем питомце, об особенностях ухода за ним.
































Игра «Накорми животное»


Благо дарю



Вкус но



Кука реку







От лично

Умни цы



Правиль но


Спаси бо













15