Конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 6класса: «Пейзаж-большой мир.Организация изображаемого пространства».


Конспект урока изобразительного искусства для учащихся 6 класса
«Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства».
Цели урока: расширение знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства; формирование  умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.
Задачи:
образовательные:
- расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства;
- показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа;
- познакомить с творчеством русского художника А.М. Герасимова.
развивающие:
- развивать умения и навыки учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства;
- овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;
-  совершенствовать технику  работы с красками;
- развивать сенсорную сферу  учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);
-  формировать познавательный интерес учащихся к предмету;
- развивать творческую фантазию;
воспитательные:
- создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
- формировать  нравственные качества личности;
-воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование: акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, лист форматом А-3, палитра, банка для воды, интерактивная доска, проектор, компьютер,  репродукции картин, детские работы, презентация к уроку “Пейзаж в творчестве А.М. Герасимова”.План урока (40 мин):
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3мин.
Сообщение темы урока. 4мин.
Изучение нового материала. Вводная беседа с демонстрацией  презентаций. Актуализация знаний. 10мин.
Физкультминутка. 3мин.
Практическая часть. Самостоятельное изображение пейзажа.20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока
Учитель: У Ивана Бунина есть прекрасное стихотворение:
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота…
- Ребята, скажите, о каком жанре здесь идёт речь? (о пейзаже)
- Как вы считаете, всегда ли существовал пейзаж как самостоятельный жанр?
Изучение нового материала
Учитель: ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра: марина (ит. marina, от лат. marinus — морской) — один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море;  городской , сельский, парковый, архитектурный пейзаж -картина, на которой художник изобразил вид местности ( улицы, переулки, площади, маленькие дворики города.) ; архитектурный пейзаж — разновидность пейзажа , близко соприкасается с городским пейзажем ( разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой); промышленный (индустриальный) пейзаж-изображение предприятии промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса; лирический пейзаж (пейзаж – настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.
Жанр пейзажа гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в далеком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век. Считать его самостоятельным художественным явлением история начинает лишь с XVII века, только в этот период  появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.  В XVIII веке на арену европейского искусства вступает Россия. В России появились замечательные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: Семен Щедрин, Федор Алексеев, Максим Воробьев. XIX век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон Констебль и Камиль Коро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи.  В России – Сильвестр Щедрин, Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Федор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан и другие.Сегодня мы познакомимся с творчеством  нашего замечательного земляка, Народного художника  СССР, -  Александра Михайловича Герасимова.           ( Ученик читает заранее подготовленное сообщение в сопровождении презентации).
ГЕРАСИМОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1881–1963), русский художник. Родился в Козлове (ныне Мичуринск) 31 июля (12 августа) 1881г. Его отец из среды крепостных крестьян, небогатый прасол, до сорока лет работал по найму, занимался торговлей, арендовал помещичьи сады. Он видел в сыне лишь будущего помощника «по торговому делу», но у Александра были свои думы о будущем. В семилетнем возрасте мальчика отдали учиться в церковноприходскую школу. Спустя три года он продолжил свое образование в Козловском уездном училище, сдав экстерном экзамены за курс гимназии. В 1903 году Герасимов по совету художника-академиста С. И. Криволуцкого, открывшего в Козлове частную художественную школу, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали В.А. Серов, В.Васнецов, К.А.Коровин. Будущий художник стремился усвоить строгий рисунок Серова, красочное буйство Архипова, живописность К. Коровина.
Каникулы юноша проводил в Козлове, помогал отцу, писал этюды, каждый год привозил в училище много новых работ, лучшие из которых экспонировались на ученических выставках.
В 1911 году А. М. Герасимов окончил портретно-жанровый класс и поступил на архитектурное отделение. В 1915 году он окончил училище и получил звание художника первой степени и звание архитектора.
В области архитектуры А.М. Герасимов работал мало: он выполнил проект, по которому в Козлове было построено здание городского театра  ( в этом здании до сих пор находится Мичуринский драматический театр).
С первых шагов Герасимов становится известен как пейзажист, жанрист, портретист, художник исторических картин. После службы в армии Герасимов с 1918 по 1925 год почти безвыездно жил в Козлове, много рисовал, работал художником-декоратором в театре, организовал "Коммуну творчества Козловских художников".
Несколько лет, проведенных в родном городе , окончательно сформировали его как художника и как общественного деятеля.  Вернувшись в 1925 году в Москву, он вступил в АХРР и участвовал в VIII выставке АХРР, а многими работами: «Степь»,  «Сад в цвету», «Сенокос», «Цветущие пионы», «Портрет Мичурина» Герасимов утверждает себя как бодрый, жизнерадостный художник, как живописец весны, солнца, молодой природы.  Безграничность пространств, грандиозную широту степей, вольные просторы рисуют композиции, в которых взор зрителя увлекается вдаль: «Большак», «Тройка», «Степь цветет», «Озимь». Все они написаны темпераментной кистью. Иногда его пейзажи складываются в целые серии под общим названием, например, цикл «Рожь». В картине «Мокрая терраса» («После дождя») чувствуются насыщенность воздуха влагой, прохладная тяжесть мокрых кустов , особенная тишина, которая ненадолго устанавливается после только что прошедшего ливня. В ней — обаяние тепла и уюта человеческого жилья, приятие мира. Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо. Эта картина считается одной из лучших работ художника. Многочисленны портреты Герасимова. Это целая галерея политических деятелей, мастеров театра, писателей, художников. Художником был создан и ряд групповых портретов.
Герасимов — мастер акварельной техники. Он много путешествовал — Турция, Египет, Греция, Италия, Франция, Индия. Итогом этих поездок были многочисленные альбомы и акварельные листы. Герасимов принимал участие в организации Союза художников СССР , был президентом Академии художеств СССР (1947—1957). В 1943 году ему было присвоено звание народного художника СССР.
А.М.Герасимов почти ежегодно на всё лето приезжал в родной город  где много работал, встречался с мичуринскими художниками. Он любил старый отцовский дом, где продолжали жить его родные.
Очень многие картины писались в Козлове-Мичуринске или создавались на местном материале: портреты И.В. Мичурина,  "Прасол",  "Женщина в платке",  "Крестьянин с рыжими усами"; тематические полотна  "Тройка",  "Зимняя дорога",  "Бойня",  "Деревенская баня",  пейзажи "Большак",  "Рожь",  "После дождя",  "Мокрая терраса",  "Домик в Панском" и многие другие.Умер А.М. Герасимов 23 июля 1963 года в Москве, похоронен в столице на Новодевичьем кладбище.
Творческое наследие выдающегося советского живописца, народного художника СССР, первого президента Академии художеств СССР, лауреата четырех Государственных премий СССР Александра Михайловича Герасимова значительно и разнообразно. Оно включает около двух с половиной тысяч произведений, которые хранятся в крупнейших музеях нашей страны - Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее - художественных музеях и галереях городов и частных собраниях.
Многое из того, что создано А.М.Герасимовым, стало классикой изобразительного искусства советского периода. В своем творчестве он продолжал и развивал на новом историческом этапе лучшие традиции русской реалистической живописи. Его произведениям присуждали награды на Всемирных выставках в Париже и Брюсселе.
В Мичуринске на тихой улочке, носящей теперь имя художника, сохранился дом, где прошло его детство, куда он любил приезжать. В 1977 году здесь открыт мемориальный музей-усадьба А.М. Герасимова. Восстановлены жилые интерьеры, сохранилось много вещей, которые принадлежали и самому художнику, и членам его семьи. В бывшей летней мастерской восстановлен рабочий уголок Герасимова. Восстановлена также ранее утраченная деревянная терраса, с которой была  написана  известная картина "После дождя. Мокрая терраса".
Актуализация ( вопросы по увиденному материалу)
- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины?
- Какая картина А. М. Герасимова вам больше всего запомнилась?
- Почему?
- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?
- Чем отличается фотография  от живописного полотна художника-пейзажиста?
Физкультминутка
Упражнение «Мельница»:
Исходное положение – стоя. Руки слегка согнуты в локтях и подняты в стороны.
Легко качают руками перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими в стороны.
Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно увеличивая её. При небольших круговых взмахах учащиеся слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения становятся энергичными, одновременно ученики поднимаются на носки.
Взмахи постепенно уменьшаются и останавливаются.
Практическая работа
Учитель: На уроке вам предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Можно изобразить любое время года в одном из состояний  природы.
Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции, с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.
Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.
Третий этап: Прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.
В работе особое внимание необходимо уделить таким понятиям как:
-линия горизонта;
-точка схода;
-воздушная перспектива.
Ученики пишут пейзажи. Учитель показывает приемы работы на листе бумаги , а так же делает целевые обходы:
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполняемой работы.
Коллективный просмотр работ учащихся
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Завершить работу.