ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ «МИР ВОКРУГ НАС»
Онищенко Юлия Юрьевна
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ «МИР ВОКРУГ НАС»
Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»
Динской район
Требования к современной системе образования направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. За всю свою историю человечеством накоплен огромный опыт в области науки, культуры и искусства. Образование дает возможность постигать человеку этот опыт, через призму новых идей и открытий, расширять свои представления о мире.
Современный этап развития нашего общества требует качественно нового подхода к организации образования подрастающего поколения, а, следовательно, возрастает и ответственность образования за подготовку человека, способного жить в новых условиях. Обогатить содержание и формы учебной деятельности, сблизить процессы воспитания, обучения и развития, предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам, создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями, решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников – вот те задачи, которые призвано решить в ближайшее будущее основное и дополнительное образование путем сотрудничества и конструктивной интеграции.
Для того чтобы быть успешным в современном мире выпускник должен мыслить ярко, неординарно, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность. И надо его этому учить не на пороге экзаменов, а с самой первой ступени образования. Одним из наиболее эффективных методов развития и способов формирования разнообразных навыков и умений обучающихся является, на мой взгляд, внедрение в образовательный процесс методик раннего обучения в начальной школе в условиях внедрения ФГОС начального образования. В БОУ СОШ №1 МО Динской район успешно реализуется авторская программа раннего обучения географии «Мир вокруг нас», разработанная мною, учителем географии Онищенко Ю.Ю. Данная программа дает возможность, как поэтапной реализации поставленных перед современным образованием задач, так и составления на ее основе авторской программы клуба «Всезнайка», занятия в котором в условиях внедрения ФГОС начального образования приобретают новую метапредметную актуальность и обеспечивают полноценную внеурочную деятельность. Многоступенчатость программы на каждом этапе ее реализации позволяет уникальным образом интегрировать основы базисного географического образования с возможностями донести эти знания в условиях внеурочной деятельности, инструментарий которой и направлен на развитие способности создавать продукт, доводить дело до логического заключения, способствуя осмысленному восприятию младшими школьниками сведений о мире и являющийся начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Особая роль в этом процессе отводится, на мой взгляд, именно учителю предметнику, географу, имеющему прочную базу методики и специфики преподавания предмета, использующему разнообразные географические методы и средства преподавания. В нашей школе различные формы занятий клуба «Всезнайка» позволяют ребятам выбрать область интересов, развить свои способности, а учителю осуществить взаимосвязь и преемственность начального, общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением позволяют воспитанникам клуба расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира, формируют правильную и цельную географическую картину мира. С большим увлечением на каждом занятии пополняется созданная руками ребят «Книга о Мире», на страницах которой отражен каждый новый этап знакомства с окружающим географическим пространством: в виде рисунков, творческих заданий, созданных руками ребят моделей, макетов и с такой любовью написанными географическими сказками. Немаловажную роль играет на занятиях практическая и инструментальная направленность в организации деятельности: проведение экскурсий, работа с географическими картами, атласами, компасами, видеоматериалами, познавательными мультфильмами, интерактивными моделями, коллекциями с использованием средств ИКТ, что в совокупности развивает наблюдательность ребенка, внимательное отношение к окружающему миру и во многом определяет линию его нравственного развития. Результативность деятельности клуба определяется ростом познавательной активности воспитанников, личностному росту через участие в творческой и научно-исследовательской деятельности. Ребята неоднократно становились участниками, призерами и победителями районных и всероссийских предметных конкурсов, победителями районной научно-практической конференции младших школьников, неоднократно принимали активное участие в экологических и природоохранных мероприятиях. Но самое главное, что каждый из них открыл для себя во всей красе удивительный и уникальный мир науки под названием «География».
Педагогическая практика свидетельствуют, что сочетание основного и дополнительного географического образования в условиях ФГОС начального образования расширяют границы базового школьного образования, позволяют воспитанникам подойти к стандартам основной общей школы в условиях целостного развития личности каждого ребенка. Личности, имеющей четкие представление о социально-географической картине мира, способной принимать решения в ситуациях выбора и нести ответственность за них перед собой, своей страной и человечеством в целом.
15