«Формирование положительного отношения обучающихся к учебному труду, знаниям, науке через организацию интеллектуально-познавательной деятельности на уроках математики, во внеурочной деятельности в системе дополнительного образования».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Красноселовская средняя общеобразовательная школа













Доклад
Тема : «Формирование положительного отношения обучающихся к учебному труду, знаниям, науке через организацию интеллектуально-познавательной деятельности на уроках математики, во внеурочной деятельности в системе дополнительного образования».






Подготовила :
учитель математики
Покотилова А.М.


Формирование положительного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.
Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации обучающихся удельного веса внутренней мотивации к учению.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» обучающихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом

Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. Каждая из форм имеет свои недостатки и достоинства.
Характерной особенностью нашего времени является стремление многих учителей перестроить учебный процесс, активизировать обучающихся, заинтересовать их, приучить их к самостоятельной работе. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует учить всех учеников воспитывать у себя силу воли, и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы творчества обучающихся разного возраста. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Выделяют 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное.
Положительное отношение характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Процесс формирования положительного отношения к учению считаю для себя значимым и основополагающим.
Деятельностью называют процесс активности человека, характеризуемый предметом (на что направлен данный процесс), потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Под познавательной деятельностью понимается осуществление познания не только в целях учения, но и для открытия нового в науке. Для школьников познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Правильная организация познавательной деятельности основывается на потребности самих учащихся осуществлять творческое преобразование учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Одним из способов управления познавательной деятельностью учеников служит познавательная игра на уроке или во внеклассной деятельности. С самого раннего возраста дети познают мир через игру, а значит, обучаясь в школе, дети через игру смогут лучше понять на первый взгляд очень трудную тему.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Игровая деятельность на уроке многоцелевая. Она является логическим продолжением работы учащихся на обычном уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников. Она в значительной степени может компенсировать естественные недостатки урока. В игре не бывает “слабых”, нередко “слабые” и “трудные” в команде или индивидуально работают лучше, чем некоторые отличники. Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учеников рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Назову основные цели дидактических игр на уроке математики:
1) повышение интереса учащихся к математике;
2) пропаганда достижений математики;
3) выявление наиболее способных к математике учащихся и оказание им помощи;
4) активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Все виды игровой деятельности можно разделить на две большие группы: регулярную и эпизодическую.
К первому виду относятся познавательные, обучающие и поисковые дидактические игры. Примером может служить домашняя учебная работа, которая включает выполнение домашних заданий по уроку с элементами игры – это написать сочинение по теме, составить ребус, кроссворд по изученной теме, написать сказку. Сюда можно включить имитационные, деловые игры или игровые ситуации на уроке.
К эпизодическим видам игровой деятельности можно отнести тематические вечера по предмету, КВН, брейн-ринг, математическая эстафета, которые, как правило, проводятся во внеурочное время.
Идею и сценарий некоторых игр можно взять из телевизионных передач, знакомых ученикам: “Своя игра”, “Слабое звено”, “Аукцион”, “Поле чудес”.
Приведу примеры некоторых познавательных и деловых игр.
Для более успешного изучения темы “Абсолютная и относительная погрешности” можно провести урок – экскурсию в аптеку, где ученики на практике убеждаются в необходимости точных измерений. И в дальнейшем с интересом работают с приближенными числами. Ученики сами имеют возможность применить знания темы при взвешивании лекарственных средств, приготовлении растворов. Конечно же такой урок требует большой подготовки со стороны учителя, но результаты его трудно переоценить.
Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные формы ведения уроков, сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.
Задаю вопрос себе как, не меняя содержание материала, найти способы овладения им и его применения, как заинтересовать учащихся в изучении данной темы, как сформировать у них прочные знания. При изучении темы “Координатная плоскость” можно подойти творчески, по данным координатам точек можно нарисовать знакомую картинку. Такие задания увлекают детей, заинтересовывают, и многие сами затем с удовольствием составляют рисунки по координатам. Эта творческая работа носит и воспитательный характер.
Мною и детьми были составлены данные задания, а некоторые из них взяты из еженедельной учебно-методической газеты “Математика”. На координатной плоскости отмечаем точки, заданные своими координатами, в порядке их следования. А затем соединяем каждую точку с предыдущей кривой или отрезком.

Урок-путешествие – это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Мною отдается предпочтение виду игр, ставящих целью «преодоление этапов». Урок - путешествие можно отнести именно к такому виду. В течение ряда лет я применяю такие уроки в 5-6-х классах, в основном, для обобщения тем. Включая в такие урок-путешествия станции «Историческая», «полуостров Самоделкин», «Остров невыученных уроков», «Планета АССов», учу детей мыслить широко, осуществляя связь с другими учебными предметами. Часто такие уроки являются открытыми.
Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы, игра «Танграм».

Но нужно отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся интереса к предмету и учебе.
Доктор психологических наук Я. А. Пономарев в своих исследованиях, изложенных в книге «Психология творчества», показал, что основной составляющей творческого мышления является «логический механизм» и «интуитивный опыт». Таким образом, если в качестве одной из главных задач ставить задачу развития и приобретения свойств и качеств личности, необходимых для исследовательской и творческой деятельности, то основной задачей в обучении можно считать задачу формирования и развития умений мыслить.
Немаловажным является и функционирование межпредметных связей. Например, уроки математики в 5-ом классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей» кроме основных целей непосредственно по теме, содержали еще одну «Расширение знаний обучающихся об окружающем нас мире растений и диких животных именно нашей местности». При изучении физики широко используется математический аппарат: умение составлять буквенные выражения и формулы, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать в формулах основных видов одни переменные через другие. Обучающиеся 10-го класса при изучении темы «Производная и ее применение» переосмысливают формулы нахождения скорости, ускорения, силы тока с точки зрения определения производной.
Математика и история-две неразрывные области знания. Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Это происходит посредством включения их в поиск новых способов решения интересных исторических задач. Через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель, уже как воспитатель, имеет возможность познакомить учащихся, с самим понятием творчества, с творчеством в науке. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше её понять.
Основные цели математического образования, поставленные перед учителем, продиктованы настоящим временем:
- интеллектуальное развитие обучающихся,
- формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;
- овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.
Анализируя их, можно сделать следующий вывод: школа должна научить детей учиться, обеспечить качественное самообразование и самосовершенствование, ученик должен удовлетворять требованиям современного времени, сущность которой состоит в том, что нужно готовить выпускника, умеющего личностно перерабатывать нужную информацию, а не только владеть ею. Этот процесс должен совершаться в течение всей человеческой жизни.
Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.
Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Обучающиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение. Развитию познавательной активности школьников способствует использование на уроке различных форм обучения. Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.
Для развития познавательной активности обучающихся важно не только сформулировать требования к их знаниям, но и вооружить школьников общей методологией научного познания. От фактов к постановке проблемы, от выдвижения гипотезы к выводу теоретических следствий, от нахождения идеи эксперимента к его реализации.
Как результат такой деятельности – высокая качественная успеваемость в классе, результативная сдача экзаменов, повышается процент поступления обучающихся в учебные заведения для продолжения обучения.


15