ПРОЕКТ Интеграция этнокультурных ценностей и дополнительного образования как условие социализации детей и подростков (методологический аспект)
ПРОЕКТ
Интеграция этнокультурных ценностей и дополнительного образования как условие социализации детей и подростков
(методологический аспект)
1. Актуальность и социальная значимость проекта
Духовные ценности народа, его традиции, нормы поведения в течение многих веков играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, эстетических, трудовых и социальных качеств в целом. Поэтому в последнее время региональная культура как фактор формирования межкультурной компетенции рассматривается как одно из приоритетных направлений в содержании государственной политики, в том числе и в области образования. В своей практической деятельности многие работники образования стремятся преобразовать механизм трансляции приобретенных знаний, умений, навыков в средство развития личности, обладающей творческим мышлением, инициативностью, сформированным мировоззрением.
Анализ социо-культурной ситуации показывает, что общество переживает духовный кризис, который усугубляется и внешним влиянием ценностей западной культуры, основанной на агрессии и насилии. В этой ситуации размывания общественного сознания, отсутствия общепринятых идеалов молодому человеку трудно приобрести свою идентичность. Такой национально-культурный кризис порождает духовный вакуум. В социальной среде, особенно в среде подростков, наблюдается нигилизм к историческому прошлому своего народа, происходит деформация ценностных ориентаций, вытеснение индивидуализмом коллективных и общественных интересов, где не находится места таким понятиям как патриотизм, любовь к Родине, бескорыстие, толерантность, сострадание. Все эти духовно-нравственные ценности перестают выполнять свое воспитательное предназначение.
И здесь школа должна играть главную роль. Образование в обучении и воспитании детей призвано развиваться с учетом традиций этноса. Такое образование формирует, прежде всего, национальное самосознание, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству, к культурному наследию и традициям своего и других народов. Необходима такая межкультурная педагогика, которая рассматривает поликультурное общество в качестве условия для совместного обучения и взаимного культурного обогащения. В таком случае задача воспитания, в частности, путем привлечения воспитательного потенциала традиционной культуры и лучших традиций современной системы образования, могли бы стать эффективной теоретико-методологической базой, инструментом для формирования личностных качеств обучающегося.
В настоящее время научная и творческая общественность ведет поиск создания эффективных образовательных моделей для обеспечения оптимальных условий решения обозначенных проблем.
Как оптимальная модель для реализации межкультурной педагогики может рассматриваться система дополнительного образования. Дополнительное образование, обладая большим художественно-образовательным и воспитательным потенциалом, способно через различные виды творческой деятельности отразить своеобразие национальной культуры своего региона и ввести обучающихся в мир общечеловеческих ценностей. Однако задача по внедрению этнокультурного компонента в эту образовательную систему не всегда решаема из-за тех требований, которые выдвигаются к уровню современного образования.
Анализ научно-педагогической, методической литературы показывает, что концепция регионального компонента в культурно-воспитательном аспекте системы дополнительного образования ХМАО – Югры еще только складывается, поэтому разработана и освещена с недостаточной полнотой.
Среди наиболее уязвимых участков в деятельности учреждений этого направления являются следующие проблемы:
Отсутствие достаточного внимания к воспитательной роли этнокультурного компонента как фактора духовно-нравственного воспитания детей.
Не отработан механизм трансляции умений, знаний и навыков в средство формирования этнокультурных ценностей личности.
Не разработаны образовательные программы и методическое сопровождение, адаптированные к местным, региональным условиям, которые смогли бы системно и последовательно знакомить детей с жизнью и бытом народов коренной национальности, нет методических рекомендаций по проведению данных занятий.
Не подготовлены педагоги, способные осуществлять полноценный образовательный процесс. Как следствие, процесс внедрения этнокультурного компонента в содержание образования реализуется бессистемно. В большинстве случаев затрагиваются фрагменты чужой культуры, которые вырваны из общего контекста, поэтому воспринимаются без осмысления, теряется комплексное представление о культуре народов, проживающих в данном регионе.
Отсутствует современная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в области этнокультурной составляющей образования.
Слабая материально-техническая база или ее полное отсутствие.
Слабая информированность в сфере пропаганды традиционной материальной и духовной культуры, способствующая снижению к ней интереса общественности.
Актуальность данного проекта обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, толерантной личности, формирующейся в творческой деятельности.
2. Сформированность научной базы проекта
Степень научной разработанности данного проекта определялась эмпирическим материалом научных работ, монографиями известных этнографов, историков, трудами исследователей в области этнокультурного образования.
Теоретико-методологической основой проекта являются опубликованные работы автора, доклады, представленные на научных и научно-практических конференциях по проблемам этнокультурной составляющей в системе дополнительного образования (Красноярск, Новосибирск, Нижневартовск). Использованы материалы краеведческих чтений, исследования автора проекта.
Концепция регионального компонента в его культурно-образовательном аспекте нашла свое подтверждение в практической деятельности:
специализированный класс и ансамбль национальных инструментов «Тови» в МБОУДОД «Детская школа искусств №1»;
ансамбль национальных инструментов, национальный театр обско-угорских народов в МОСШ «№2 - многопрофильная»;
мастер-классы по обучению на национальных инструментах;
элективные курсы для студентов НГГУ на факультетах «Дополнительные профессии», «Музыкальное образование».
3. Степень соответствия направлениям государственной образовательной политики
Критериями соответствия направлениям государственной образовательной политики данной программы являются:
- соответствие с Законом об образовании РФ;
- соответствие с Концепцией развития художественного образования в РФ;
- соответствие с государственными образовательными стандартами;
- соответствие с учебными планами и программами нового поколения.
4. Цель проекта
Содействие созданию педагогических условий для распространения достижений национальной культуры через интеграцию этнокультурных традиций обских угров в системе дополнительного образования. Включение в образовательный оборот этнокультурную составляющую как воспитательный фактор в формировании морально-нравственных качеств обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды.
5. Интеграция различных видов и форм деятельности
Подготовка молодого человека к жизни в поликультурном образовательном пространстве предполагает не только наличие знаний о других народах и их культурах, понимания их своеобразия и ценностей. В формировании этнокультурной компетенции важное значение имеют такие факторы, как обучение, воспитание, творческая деятельность и общение. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетенции обучающихся можно предложить пять моделей:
1. Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам общеобразовательной школы.
2. Модульная модель предполагает включение в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальные темы модулей, которые отражают этнокультурное своеобразие региона, России и других стран.
3. Монопредметная модель предполагает углубленное изучение этнических культур, языков, истории, географии, искусства региона за счет вариативной части базисного плана.
4. Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории и краеведения, русской и родной литературы, биологии, экологии и т.д.
5. Дополнительная модель предполагает изучение школьниками национально-регионального компонента в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На первом этапе реализуется деятельность в системе основного образования, направленная на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, а также внеурочная, основная задача которой – удовлетворение потребностей обучающихся в содержательном досуге. На втором этапе обеспечиваются условия для создания единого образовательного пространства, происходят существенные изменения в системе образования – и начинает формироваться сама модель интеграции. На третьем этапе создается целостное образовательное пространство, построенное на интеграции основного и дополнительного образования.
6. Новизна проекта
Новизна проекта заключается в том, что в системе дополнительного образования впервые в условиях мало изученного вопроса, с одной стороны, и труднодоступностью информационных источников, с другой стороны, предлагается разработанная комплексная и апробированная на практике система интегрированных курсов этнокультурного компонента.
На примере двух предложенных видов внеклассной творческой деятельности: факультативный курс «Культура обско-угорских народов» и «Обучение на традиционных музыкальных инструментах», можно разработать и успешно реализовать по модульной технологии часть комплексных интегрированных программ, объединив их в систему воспитательных мероприятий общешкольного и общегородского характера. Кроме того, многоаспектное содержание этнокультурного компонента может быть представлено в виде прикладных знаний в рамках базовых дисциплин: природоведения, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, физической культуры и т.д.
7. Организация этнокультурного компонента во внеурочной деятельности
В настоящее время научная и творческая общественность ведет поиск создания эффективных образовательных моделей для обеспечения оптимальных условий решения обозначенных проблем. Можно рассмотреть реализацию регионального компонента как структурно-системную, функциональную и динамически развивающуюся модель учебно-воспитательной работы в системе общеобразовательных учреждений, где
система дополнительного образования концентрирует свою деятельность на сохранении национально-культурных традиций через вовлечение детей в различные виды и формы творчества.
Примерный перечень видов и форм
внеурочной деятельности
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В школе можно по-разному пытаться реализовать этнокультурный компонент. Например, он может развиваться как самостоятельный курс (с 1 по 4 класс), где содержательные блоки этнокультурного компонента в начальной школе могут быть определены программой «Основы национальной культуры». Содержание и структура ее может не соответствовать традиционной системе обучения, где доминирует предметный принцип формирования плана, поскольку несут в себе синкретичность и вариативность, заданные спецификой народной культуры. Такой курс может быть рассчитан на 4 года, в течение которых в процессе практических занятий перед обучающимися раскрывается характер мировосприятия, выработанный нашими предками.
Реализуя образовательно-воспитательные задачи занятий в рамках данного курса предполагается, что изучение на них фольклора и традиционной культуры не является самоцелью, это всего лишь средство воспитания и развития ученика.
Так, навыки народного пения с особой манерой звукоизвлечения для детей не обязательны, но разучивание народных песен способствует развитию голосового аппарата, дает сведения о народной музыкальной речи; умение отгадывать народные загадки не самоцель, но развивает мышление и фантазию, дает представление о структуре жанра; обрядовое действие сегодня вроде бы не современно, но актуален смысл обряда как особый, игровой способ моделирования жизненной ситуации.
Для достижения поставленных целей и задач этнокультурного компонента программой выделяются блок познавательной деятельности и блок эстетически продуктивной деятельности.
Содержание первого блока – это ознакомление с календарными обрядами (1 кл.), семейно-бытовой культурой (2 кл.), с народной словесностью (3 – 4 кл.). Основные формы реализации блока познавательной деятельности: игры, экскурсии в музеи, разыгрывание обрядов, сказок, ролевые игры, встречи с носителями традиционной культуры и т.п.
Задача второго блока - учить вслушиваться и воспринимать песенное искусство, воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства, обучать учащихся технике росписи орнамента, освоить основы народной хореографии, знать особенности покроя национальной одежды, участие в кукольном спектакле, шитье костюмов для кукол и т.д.
Сверхзадача этого блока: развивать творческие способности методом освоения различных видов народного творчества.
Для успешной реализации этнокультурного компонента в условиях образовательного учреждения важно:
1. Дать теоретико-методологическое обоснование национальной культуры коренных народов региона как фактора социализации личности обучающегося.
2. Раскрыть особенности народной педагогики в условиях образовательного учреждения.
3. Проанализировать опыт, состояние и возможности современных педагогических технологий в области этнокультурного образования.
4. Определить педагогические условия для внедрения в содержание образовательных программ этнокультурного компонента.
5. Создать учебно-методическое обеспечение, позволяющее эффективно осуществлять образовательный процесс средствами традиционного творчества.
6. Транслировать материалы этнической культуры в образовательные программы смежных дисциплин для их метапредметного взаимодействия в рамках учебного плана школы.
7. Владеть психолого-педагогическими основами формирования интереса детей к национальной культуре в процессе обучения.
8. Обеспечить квалифицированными педагогическими кадрами, владеющими методической базой и способными обучать детей с учетом традиционной народной педагогики данного региона.
9. Обеспечить необходимыми средствами обучения.
В социальном пространстве современная молодежь демонстрирует психологическую готовность к восприятию перемен во всех сферах жизнедеятельности общества, вырабатывает свою собственную культуру, формирует новые жизненные стили, стереотипы мышления. Однако следует отметить, что обращение к традициям народной педагогики в формировании этнокультурных ценностей становится действенным формирующим средством при условии, если их духовное содержание, художественно-образная система и творческий потенциал станут личным индивидуальным опытом учителя и обучающегося, если этот образовательный процесс окрашен колоритом тех мест, где ты живешь, учишься, работаешь.
Здоровьесберегающий компонент при реализации проекта
1.Наличие удобного для обучающихся расписания занятий.
2.Смена вида деятельности: пассивной - в первой половине дня на активно-творческую во второй половине дня, полезна для здоровья, особенно для обучающихся младших классов.
3.Позитивное отношение к творческим занятиям способствует устойчивому позитивному настроению обучающихся.
4.Мелкая моторика рук при игре на национальных музыкальных инструментах, в занятиях в кружках ДПИ способствует умственному развитию.
5.Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой Н. в работе над голосовым аппаратом на занятиях хора является хорошей профилактикой
простудных заболеваний.
6.Занятия народной хореографией, национальными видами спорта способствуют общему укреплению организма.
9. Учет региональных особенностей в содержании проекта
Региональный компонент является основой содержания данного проекта.
10. Тиражируемость, перспективность применения проекта в
других образовательных учреждениях
Разработан и растиражирован в типографском варианте учебно-методический комплект «Культура обско-угорских народов». Курс лекций «Обучение на традиционных музыкальных инструментах обско-угорских народов». Данный УМК прошел апробацию на факультете «Музыкальное образование» НГГУ, г. Нижневартовск 2008 г., 2009г., на факультете дополнительных профессий в 2010г., 2011г., МБОУДОД «Детская школа искусств№1» г. Нижневартовск 2010г. Была презентация УМК НГГУ, 2009г, МБУДОД «Детская школа искусств№1», 2008г.
В настоящее время успешно применяется в МОСШ г. Мегиона, пгт. Излучинска Нижневартовского района, в МБУДОД «Национальная детская школа искусств» г. Саранпауль ХМАО – Югры, в «СОШ №2-многопрофильная» г. Нижневартовска, в Центре для одаренных детей Севера г. Ханты – Мансийска, в досуговых учреждениях Нижневартовского района.
Участие в научных конференциях:
5-я Международная научная конференция – НГГУ, Нижневартовск, 2008г.;
Всероссийская научно-практическая конференция, г. Нижневартовск, 2008г;
Межвузовская научная конференция-семинар, г. Красноярск, 2009г.;
Всероссийская научно-практическая конференция, г. Новосибирск, 2010г.;
3-я региональная научно-практическая конференция, г. Нижневартовск, 2010г.
В рамках проектов Гранта Губернатора ХМАО – Югры (2009 г.) и Гранта Президента РФ (2010 г.) были проведены курсы по обучению на музыкальных инструментах обско-угорских народов для специалистов дополнительного образования ХМАО - Югры и ЯНАО.
Рецензенты УМК:
доктор культурологии, профессор Нижневартовского университета бизнеса и права Жукоцкая З.Р. г. Нижневартовск;
кандидат исторических наук, директор МУ «Музей истории и этнографии». Малоземова О.В., г. Югорск;
композитор, музыковед, инструментовед, преподаватель Ханты-Мансийского колледжа для одаренных детей Севера В. Шесталов на образовательную программу «Традиционные музыкальные инструменты обско-угорских народов».
Использованная литература
1.Ибрагимова Л.А. Теоретические основы формирования духовно-нравственной культуры молодежи. Актуальные проблемы образования в работе с детьми в поликультурной среде: сборник научных трудов/Нижневартовск: НГГУ, 2008.- с.6.
2.Полынская И.Н.: сборник научных трудов. М., Человек и образование №1. 2009. - с.101 – 102.
3.Рамзаева Т.Г. Сингвометодические принципы авторских учебников «Дополнительное образование детей для современной начальной школы». М., Начальная школа. 2006.№5 – С. 1 – 13.
4. Хазеева И.Н. Реализация регионального компонента в музыкально-педагогическом образовании. Монография / Нижневартовск: НГГУ, 2008. – 2009.- с.34-35.
Целостное образовательное пространство школы полного дня
Дополнительное образование детей
Основное
образование
Внеклассная работа
Внеурочная работа
Соединение обучающей, воспитывающей, досуговой деятельности через личные интересы детей. Построение индивидуальной траектории развития ребенка
Развитие склонностей, способностей, интересов, профессионального самоопределения через досуговую, воспитательную деятельность
Формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетенций
Удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, воспитательные функции
III этап
II этап
I этап
Национально-региональный компонент
Хоровое искусство
Национальные виды спорта обско-угорских народов
Экология
Декоративно-прикладное искусство
Народная хореография
Краеведение
Ансамбль традиционных музыкальных инструментов
Изобразительное искусство
Национальный театр
Элективный курс «Культура обско-угорских народов»