Реферат по индивидуальной работе Интеграция общего и дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области»
Реферат по теме самообразования:
«Интеграция общего и
дополнительного образования»
Автор: Евлампиева Г.В.,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом детского творчества
г.Ершова Саратовской области»
Дополнительное образование – неотъемлемый компонент любого образовательного учреждения. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Взаимодополняя друг друга, они должны создать целостное образовательное пространство: интегрированное, комплексное, создающее возможность для полноценного развития ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии детской одаренности. Об уровне одаренности можно судить уже в детстве по интересам и склонностям. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели и широте интересов. Им многое удается, многое по душе и поэтому хочется попробовать себя в разных сферах. Но природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей обучающихся, требующей как самостоятельной работы, так и работы в коллективе.
Одним из важнейших факторов позволяющих интегрировать является то, что учащиеся самостоятельно мотивированны на посещение и обучение на занятиях дополнительного образования. При личной мотивации к обучению у учащихся могут проявляться те качества, которые не раскрыты или не полностью раскрыты в ходе получения знаний в общеобразовательной школе. Те, кто в рамках обучения в общеобразовательной школе был стереотипно отнесен в разряд неуспевающих, могут, и действительно это делают, проявить себя как одаренные учащиеся. Тот же, кто и в процессе изучения предметов общеобразовательного цикла проявил себя, как одаренный, талантливый и интересующийся ребенок, имеет возможность получить развитие своих талантов и стремлений в получении знаний опыта и удовлетворении своих познавательных потребностей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного развития подрастающего поколения. Личностное развитие подразумевает развитие творческих способностей ребенка. Следовательно, основная задача деятельности педагога дополнительного образования- учить понимать и любить прекрасное; формировать духовно богатую, высоконравственную, образованную и творческую личность.
Литература, являясь частью художественной культуры, находится в сложном и постоянном взаимодействии с другими видами искусства. В современное время диалог искусств становится основой системой литературного образования в школе. Необходимо подчеркнуть, что сотрудничество литературы и театра поможет решить многие проблемы, а в частности научить ребёнка систематически читать художественную литературу, любить книгу, задумываться над её содержанием, иметь о ней собственное суждение. Путём театрализации художественных произведений можно достичь более глубокого осмысления текста. А это уже много.
Интеграция литературы и театра- это сложный процесс. Обязательно следует помнить о главном звене – чтении. Для того чтобы литература и театр шли вместе, необходимо соблюдение следующих принципов:
- предварительное знакомство обучающихся со средствами театральной выразительности;
- преобладание целенаправленной читательской деятельности над сценическим действием;
- системность взаимодействия читательской и сценической деятельности предполагающих несколько этапов;
Глубокое погружение в текст формирует грамотного читателя, учит понимать литературу как вид искусства, учит делать анализ произведения как художественного целого, осмыслить его в целостности, увидеть, как воплощает автор свой замысел. Опыт такой работы даёт возможность школьнику познакомиться с разнообразными художественно — идеологическими позициями автора, с неоднозначными оценками явлений, с возможностью поиска аргументов в пользу разных прочтений, что формирует критичность мышлений, умение выражать, аргументировать и корректировать собственную позицию. В свою очередь, это развивает литературный вкус, представление о критериях художественности, о классике, а также воспитывает эстетически и этически развитого читателя, который заинтересован в общении с искусством и способен самостоятельно понимать и оценивать произведения как художественную модель мира, созданную автором.
Здесь проводится поиск и постановка исполнительской задачи: что мы хотим донести до зрителя, что он должен почувствовать, понять, о чём задуматься.
Инсценирование отрывка из произведения предполагает следующие этапы: ребята делятся на группы, выбирают отрывок из произведения, при необходимости пишут текст сценария, подбирают или изготавливают костюмы, распределяют роли, учат текст, репетируют и показывают фрагмент перед классом. Опыт такой работы бесценен. Ребята учатся взаимодействовать в группе, договариваться, разрешать конфликты мирным путём, брать ответственность за свой участок работы, необходимый для общего дела, помогать друг другу, сопереживать. Я вижу, как подруга заботится о своей подруге - актрисе или друг спешит помочь своему товарищу. Имеют возможность проявить организаторские способности - каждая группа имеет своего продюсера, координирующего работу.
Главным для театрализации является выбор темы в тексте произведения. На занятиях театрального объединения ребята этому учатся. Выбирается тема, которой подчиняются все элементы композиции театрализации:
Определение главного события;
Построение событийного ряда;
Выявление действий и поступков, подчёркивающих характеры героев, качество конфликта.
Знакомство с художественным языком театра начинается с основных понятий театрального искусства. Формирование представлений о театре, сцене, афише, цвете, свете, звуке, декорации как средствах театральной выразительности занимают достаточно большое место. Процесс овладения театральными терминами долгий. На этом этапе учащиеся описывают сцену, учатся видеть не только то, что на ней, но и как это представлено.
Следующий этап - выступление перед реальными зрителями . Все, что было подготовлено, задумано, должно быть выявлено в действии. И здесь важно все: знание текста, смена декораций, музыкальное сопровождение.
Последний этап - рефлексия - переосмысление текста, чувств, эмоций, переживаний. Рефлексия способствует выходу воспринимающего из «вживания», «подражания», «поглощенности» процессом чтения, интерпретирования, во вне, «в позицию над этим процессом», чтобы можно было судить о нем и выражать теоретическое отношение к нему, по мнению современного методиста И. В. Сосновской, «именно здесь должно формироваться художественное сознание читателя». Рефлексия - это особый этап, позволяющий раскрыть как актеров, так и зрителей. У каждой группы есть своя задача: 1) для актеров (как мне удалось исполнить роль?); 2) для зрителей (что изменилось в моем понимании художественного произведения?). Последний этап театрализации дает возможность осмысливать и переосмысливать произведение, заставляет задумываться: «Почему это было?», «Что это дало?», «Что может стать для меня главным?»
Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации эпических произведений на уроках литературы основывается на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром.
Театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности педагога. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспитания.
Опытный педагог знает, что обогащать театральный опыт подростка - это значит открывать ему глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать его собственную духовную жизнь, будить его творческие способности. Юный зритель тянется на сцену, охотно становится сам «актером». Опыт подтверждает необыкновенно положительное влияние работы в драматическом коллективе на развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий; на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на формирование чувства ответственности.
В стандартах образования отмечено, что межпредметные связи развивают эмоциональную культуру личности, социально значимое отношение к миру и искусству, специальные художественные способности, творческое воображение, образное мышление, эстетические чувства, воспитывают эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественного произведения, формируют эстетический вкус.
От педагога требуется мобилизация всех его душевных сил, творческих способностей, чтобы заинтересовать ребят, чтобы они с желанием шли на занятия.
Интеграция общего и дополнительного образования расширяет спектр образовательных услуг, придает системе работы с детьми новый качественный уровень, позволяет детям выбирать свой индивидуальный маршрут обучения, воспитания и творческого развития.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Второго поколения. Базовые документы.
2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 51.
3. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. - М., 1992. - С. 37-50.
4. Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. - М., 1961.