Формы работы сетевого взаимодействия в системе начального образования


Слайд 1
Формы работы сетевого взаимодействия
Глотова О.В., учитель начальных классов, МКОУ Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа № 4.
Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель, позволяющую обеспечить познавательные запросы, интересы, развитие способностей и склонностей каждого школьника.
В наше время невозможно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, которую бы не затрагивали современные информационные технологии. Помимо чисто информационных, они имеют и ряд других характеристик, которые делают их чрезвычайно важными в образовательном процессе.
Необходимо отметить, что практически обязательной частью использования современных IT являются сетевые технологии, построенные как на использовании глобальной сети интернет, так и глобальных сетей. Естественно, что пренебрежение подобным в образовательным процессе, лишает и учителя и учеников многих возможностей, доступных сейчас при наличии данных технологий. Это касается не только чисто информационной компоненты, позволяющей быстро находить нужные материалы в интернете, но и взаимодействия с другими образовательными учреждениями, учителями и учениками. Подобную систему можно отнести к сетевому взаимодействию.
Слайд 2
Согласно определению, выработанному российской академией образования, сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Слайд 3
Практика показала, что сетевое взаимодействие имеет ряд преимуществ:
Гибкость. Возможность заниматься в удобное время, в удобном месте и темпе.
Адресность. Деятельность ориентирована на индивидуальные потребности любого педагога. Реализуется дифференцированный подход.
Доступность. Организуется без выезда  в методический центр.
Экономичность. Снижение затрат на  транспортные расходы.
Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Добровольность. Вступление во взаимодействие, исходя из собственных убеждений.
Слайд 4 
К основным формам сетевого взаимодействия можно отнести:
системы дистанционного обучения,
обмен опытом с коллегами,
дистанционный контроль успеваемости,
доступ к цифровым педагогическим ресурсам, а также
совместные заседания методических объединений учителей,
сетевые методические семинары,
отработка теоретических вопросов,
мастер – классы,
индивидуальные консультации и групповые занятия,
проблемные и творческие группы,
открытые уроки и межшкольные внеклассные мероприятия, мастерские,
выставки методических разработок,
профессиональные конкурсы.
Слайд 5
Примером систем дистанционного обучения и повышения квалификации могут являться дистанционные курсы и конференции. Хорошей практикой является проведение веб семинаров.        
Слайд 6
Важной частью сетевого взаимодействия является возможность представлять свои собственные наработки и получение материалов. Самым удобным способом представления является создание общедоступного персонального сайта, на котором можно размещать подготовленные учебные материалы. Персональный сайт, таким образом, становится не только «визитной карточкой» учителя, но и даёт возможность широкого общения с заинтересованными учителями. Важной особенностью такого взаимодействия является наличие обратной связи, т.е. возможности не только представлять собственные наработки и материалы, но и узнавать различное мнение о них.
Слайд 7        
Социальные сети также дают возможность обмена опытом и одновременно, средством дистанционного контроля за успеваемостью обучающихся. Примером такого использования социальной сети является сайт dnevnik.ru, с помощью которого у учителя есть возможность дистанционно входить в контакт с учениками даже во внеурочное время. Необходимо отметить, что подобная функция, без сомнения, не может заменить полноценного общения между учителем и учениками непосредственно в ходе очного учебного процесса.
Слайд 8       
В определённой степени могут помочь в решении задач сетевого взаимодействия и «стандартные» социальные сети, такие, например, как «в контакте», хотя как правило, они не предназначены для взаимодействия в столь специализированном смысле, кроме того, участие в таких сетях в настоящее время требует от учителя определённого опыта работы в детской и молодёжной интернет-среде, например, использование особенностей письменно-речевой коммуникации, принятой в молодежной среде, активно взаимодействующей в интернете, тщательное обдумывание и быстрая отправка сообщений, соблюдение сетевого этикета и установленных режимов взаимодействия.
Слайд 9     
Проведение дистанционных олимпиад (таких, как например, интернет-олимпиада «Эрудиты планеты»), также может является формой учебной работы и контроля знаний.
        Формой сетевого взаимодействия можно считать и ознакомление с учебными материалами в сети интернет, включая как коллективные сайты, так и личные странички учителей, о чём уже говорилось выше, а также уже ставшую традиционной такую форму взаимодействия, как электронную переписку.
        Все вышеперечисленные формы сетевого взаимодействия апробированы и успешно реализуются в учебной работе. Технологии сетевого взаимодействия продемонстрировали свою эффективность, они вносят разнообразие при подготовке учебных материалов и помогают решать вопросы проведения занятий на современной технической основе, с использованием передового педагогического опыта, при существенной экономии времени и средств.

Разумеется, основным фактором успешности занятий остаётся и будет оставаться фактор мастерства педагога. В то же время, информационные технологии и средства сетевого взаимодействия могут органично дополнять классические формы организации учебного процесса.
Слайд 10   
На сегодняшний день моделью образовательного пространства - «Школьный округ». В рамках сетевого взаимодействия на базе нашей школы образованы межшкольные методические объединения учителей, участниками, которого являются учителя близлежащих школ: Зеленопоселковая ООШ, Филппенковская ООШ, Елизаветинская ООШ, ООШ № 3,ООШ № 5. Заседания МО проходят в форме семинаров, дискуссий, обмена опытом, используется мультимедийное сопровождение.
Рассматриваются различные вопросы, коллеги постоянно делятся своими теоретическими и практическими наработками по использованию инновационных технологий в процессе обучения, также изучаются нормативные документы.
Слайд 11   
Организовано сетевое взаимодействие с МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11 с целью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса, социально-культурной адаптации дошкольников к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения.
Слайд 12    
В 2012 г  был проведен совместный семинар учителей района на тему «Современный урок в рамках ФГОС». Открытые уроки показали Вербицкая О.А., Сербина И.П. Был дан анализ современных инновационных технологий, которые учителя использует в своей деятельности .Слайд 13   
25 октября 2013 г - семинар на тему «Системно - деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС».
Слайд 14    
15 ноября 2013г - муниципальные мастер-классы «Представление наработанного опыта по организации учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО».
Слайд 15   
На осенних каникулах - окружной фестиваль патриотической песни «С любовью к России».
В феврале планируется научно-практическая конференция по работе с одаренными детьми, где пройдет защита проектных и исследовательских работ. Возрастная категория 1-11 классы.
Таким образом, сетевая модель организации методической работы учителей является необходимым условием обновления образовательных стандартов, поддержки талантливых детей, развития учительского потенциала, а также развития школьной инфраструктуры.
Слайд 16 Спасибо за внимание!