ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО КООРДИНАТОРА С ДЕТЬМИ С ПОВЫШЕННОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ В ГИМНАЗИИ №4 Г. КУРСКА В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО КООРДИНАТОРА С ДЕТЬМИ С ПОВЫШЕННОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ В ГИМНАЗИИ №4 Г. КУРСКА В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Российская молодежь сегодня - это около 37 млн. человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 34 процента трудоспособного населения страны. В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России.
Для решения данной проблемы приняты первостепенные нормативные документы: Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295) федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (направление «Поддержка талантливой молодежи»).
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы» направлена на создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны.
В ходе реализации программы «Развития образования» продолжается финансовое обеспечение, методическое и информационное сопровождение традиционных федеральных мероприятий, связанных с поддержкой талантливых детей: система проведения предметных олимпиад школьников, участия школьников в международных предметных олимпиадах, государственная поддержка талантливой молодежи в возрасте от 12 до 25 лет, в том числе и премия Президента Российской Федерации.
Обеспечена поддержка проведения всероссийской олимпиады школьников и учебно-тренировочных сборов по подготовке кандидатов в сборные команды Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также олимпиад школьников в части их экспертно-методического сопровождения.
Наряду с поддержкой интеллектуально одаренных детей развивается система выявления и поддержки талантливых и одаренных детей в творческой (художественной, музыкальной), социальной, научно-технической, спортивно-технической областях.Обеспечена поддержка образовательных организаций и педагогов, успешно реализующих программы выявления и поддержки молодых талантов, обучения детей с высоким уровнем мотивации к обучению.
Реализуются меры по организации и проведению летних и зимних школ для одаренных и мотивированных детей в различных сферах деятельности в субъектах Российской Федерации с участием ведущих вузов.
Получают поддержку федеральные экспериментальные площадки по работе с одаренными детьми и молодежью, стажировочные площадки и ресурсные центры на базе лучших образовательных организаций.
Стимулирование названных мер обеспечивается посредством выделения субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных проектов, программ по поддержке молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению.
В последние годы быстрыми темпами совершенствуется система образования Курской области и города Курска в соответствии с принятыми целевыми программами:
областная целевая программа «Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области» на 2011-2014 годы (подпрограмма «Одаренные дети»)»;
ведомственная целевая программа «Развитие образования в городе Курске на 2013-2015 годы», утвержденная приказом комитета образования города Курска о 14.09.2012 года.
Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель, позволяющую обеспечить познавательные запросы, интересы, развитие способностей и склонностей каждого школьника.
Так в соответствии с целевой программой «Развитие образования в городе Курске на 2013-2015 годы» для развития системы поддержки одаренных и талантливых детей принято решение об осуществлении сетевого взаимодействия по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией.
В педагогической практике понятие «сеть» как горизонтальное взаимодействие по использованию и распространению функционала и ресурсов используется уже с конца ХХ века. Сама идея сетевого взаимодействия возникла в системе общего образования в конце 90-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит Александру Изотовичу Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Образовательную сеть А. И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Казалось бы, сам процесс создания сетей не является чем-то новым для педагогической практики. Если следовать за выделенными выше характеристиками этого явления, то мы уже давно в образовании занимаемся сетевым взаимодействием через организацию совместных семинаров, конференций, дискуссий и встреч по обмену опытом и проблемным вопросам.
Повышенный интерес к сетевому взаимодействию в современной образовательной практике связан с появлением в 2002 г. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой выделяются модель внутришкольной профилизации и модель сетевой организации. Именно тогда было впервые озвучено о необходимости проектирования сетевых образовательных программ для обеспечения доступного качественного образования на старшей ступени школьного обучения.
Организация сетевого взаимодействия стало реальностью после выхода нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ), в котором закрепляется сетевая форма реализации образовательных программ. В статье 15 указанного законодательного акта, раскрываются возможности для освоения обучающимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом, называется широкий круг возможных партнеров по реализации образовательных задач: научные и медицинские организации, учреждения культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления современного образования.
Итак, сетевое взаимодействие в настоящее время организуется, обычно, по следующим направлениям:
организация профильного образования;
обучение по индивидуальным учебным планам;
дистанционное обучение детей инвалидов;
проектирование и реализация образовательных программы в целях обучения, производственная практика и осуществление иных видов учебной деятельности;
работа с детьми с повышенной учебной мотивацией.
Об опыте работы в этом направлении следует сказать следующее:
В соответствии с приказом комитета образования города Курска от 4 марта 2013 года №126 «Об организации сетевого взаимодействия по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией» разработана модель организации сетевого обучения, включающая в свою структуру: комитет образования города Курска, МКУ «Научно-методический центр г. Курска», муниципальных координаторов, ресурсные центры, образовательные учреждения города Курска.Определены компетенции участников сетевого взаимодействия
Комитет образования города Курска:
- разрабатывает и утверждает по согласованию с муниципальными координаторами Положение о сетевом взаимодействии по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией в образовательных учреждениях города Курска в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие образования города Курска на 2013-2015 годы»;
- утверждает план работы муниципальных координаторов,
- контролирует исполнение мероприятий (муниципальные координаторы предоставляют информацию о своей работе);
- заслушивает отчет о работе муниципальных координаторов на коллегиях комитета образования города Курска;
- осуществляет финансирование мероприятий муниципальных координаторов согласно ведомственной целевой программе «Развитие образования города Курска на 2013-2015 годы»
Муниципальное казенное учреждение «Научно-методический центр г.Курска»:
- оказывает методическую помощь муниципальным координаторам по вопросам нормативно-правового и психолого-педагогического обеспечения работы с детьми с повышенной учебной мотивацией;
- предоставляет методическую литературу, диагностические материалы по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией;
- ведет базу данных о детях с повышенной учебной мотивацией в соответствии с информацией, предоставленной образовательными учреждениями;
- содействует сетевому взаимодействию муниципальных координаторов с другими образовательными учреждениями города Курска.
Образовательные учреждения, являющиеся муниципальными координаторами:
- руководитель образовательного учреждения назначает ответственного за работу муниципального координатора из числа своих квалифицированных работников, имеющих высшее педагогическое образование и опыт практической деятельности в сфере образования;
- ответственный за работу муниципального координатора совместно со специалистом комитета образования города Курска, ответственным за работу с детьми с повышенной учебной мотивацией, организуют работу интенсивных школ (мастер-классы, презентации, семинары, конференции, в том числе и в дистанционной форме) в течение учебного года, а также осуществляют:поиск педагогических кадров для работы в интенсивной школе;
связь с высшими учебными заведениями;
методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с повышенной учебной мотивацией;
составляют сводный график проведения интенсивных школ, мероприятий, информируют заинтересованных лиц.
Определены муниципальные Координаторы: по социально-гуманитарному профилю – МБОУ «Гимназия № 4»; по филологическому профилю – МБОУ «Гимназия № 44»; по физико-математическому профилю – МБОУ «Лицей № 6»; по естественнонаучному профилю – МБОУ «Лицей № 21»; по информационно-технологическому профилю – МБОУ «Гимназия № 25»
Основная цель Координаторов – предоставление качественной образовательной услуги детям с повышенной учебной мотивацией по закрепленным направлениям с привлечением преподавателей учреждений профессионального образования, педагогических команд образовательных учреждений, других организаций и объединений.
Для организации дистанционного обучения детей в рамках сетевого взаимодействия определены ресурсные центры: МБОУ «Гимназия № 25», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №27», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №29», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35».
Ресурсные центры:
- участвуют в планировании мероприятий, проводимых в дистанционной форме;
- организуют в дистанционной форме образовательный процесс, регламентируемый федеральными и региональными нормативными правовыми актами, учебными программами, внутренними приказами и другими локальными актами ОУ;
- предоставляют оборудование для проведения мероприятий, ведут их учет, определяют эффективность;
- участвуют в подготовке отчета по результатам работы ресурсного центра в конце учебного года;
Предпосылки создания координационного центра на базе гимназии №4
Гимназия № 4 – одно из старейших учебных заведений города Курска. В разное время ее закончили знаменитый композитор Георгий Свиридов, известный писатель Евгений Носов, заслуженный архитектор России Марк Теплицкий, Герои Советского Союза Иван Минаков и Николай Пигорев, сотни выпускников имеют ученые степени, работают руководителями, администраторами, врачами, инженерами, учителями.
МОУ "Гимназия № 4" признано лучшим учреждением социальной сферы города Курска в 2001 году;
В 2004 году гимназия признана победителем городского и областного этапов всероссийского конкурса "Лучшие школы России";
В 2006 году выиграла гранд в 1 миллион рублей на улучшение материально-технической базы;
В 2012 году на базе гимназии открыты обучающие стажерские площадки для педагогических работников города Курска и Курской области;
С 1 сентября 2013года в гимназии введен «Электронный классный журнал/дневник»
2014 год на основании приказа Федерального электронного реестра "Доска Почета России" МБОУ "Гимназия №4» признано соответствующим стандартам Реестра предприятий и организаций, подтверждающих свои устойчивые позиции, надежность и конкурентоспособность, высокие показатели безупречного качества предоставляемых услуг.
вошло в список топ-500 лучших школ России-2014 Министерства образования и науки Российской Федерации.
Результаты мониторинга обученности учащихся гимназии в течение последних лет свидетельствуют о стабильном высоком уровне успеваемости и качества знаний.
Основными показателями успешности работы гимназии являются:
Выполнение федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Стабильность роста успеваемости (в том числе по результатам ЕГЭ), качества знаний учащихся.
Увеличение числа учащихся – победителей олимпиад, призеров конкурсов и соревнований.
Поступление выпускников в ВУЗы и успешное обучение в них.
Выпускники гимназии имеют современный уровень образования. Качество знаний по итогам 2011-2014 гг. в целом по гимназии составляет 76 %. Ежегодно выпускники получают высокие баллы по результатам государственной итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации выпускников
11-х классов в форме ЕГЭ в 2013, 2014 годах
Предмет 2013год 2014 год Средний балл по России
Средний
балл Средний балл по ОУ Курской обл. Средний балл Средний балл по ОУ Курской облМатематика 67 49,6 59 46 39,6
Русский язык 76 63,6 76 64 62,5
Информатика 71 61,1 66 54 57
Биология 71 57,8 70 56 54
Обществознание 68 56,1 62 52 53
Литература 74 63,5 61 57 54
Химия 74 65,6 70 57,6 56
История 79 56,8 65 46,9 45
Английский язык 67 61 67 59 61
Физика 60 49,4 56 45 46
По итогам учебы и аттестации в 2013-2014 учебном году выпускники гимназии были награждены:
1. Аттестатами об основном образовании с отличием - 10 человек
2. Медалью «За особые успехи в учении» - 17 человек
3. Аттестатами о среднем общем образовании с отличием – 17 человек
Ежегодно около 40 обучающихся гимназии становятся победителями олимпиад на муниципальном и региональном уровнях.
Победители и призеры регионального этапа всероссийской олимпиады и областных олимпиад школьников в 2013-2014 учебном году
Фамилия, имя победителя/призера Наименование олимпиады Класс
Губарев Данила (победитель) региональный этап всероссийской олимпиады школьников 2013-2014уч. года по математике 10
Левшакова Евгения (призер) по истории 10
Гребнев Алексей (призер) по истории 11
Климентьева Анна (призер) по обществознанию 10
Комова Елена (победитель) по обществознанию, по праву 11
Комова Елена (призер) по английскому языку 11
Гринько Валерия по основам безопасности жизнедеятельности 10
Григорян София (призер) областная олимпиада школьников по математике 4
Пилипчук Виктория (призер) областная олимпиада школьников по русскому языку 4
Выпускница гимназии 2014 года Комова Елена стала Лауреатом премии Президента Российской Федерации В. В. Путина для поддержки талантливой молодежи.
Елена абсолютный победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву, победитель регионального этапов олимпиады по обществознанию, призер регионального этапа олимпиады по английскому языку, получила 100 баллов на ГИА – 2014 по русскому языку и истории.
Исходя из результатов мониторинга занятости обучающихся в объединениях дополнительного образования МБОУ «Гимназия №4», около 70% обучающихся пользуются спектром предоставляемых услуг.
Учащиеся 7-11 классов вовлечены в проектную деятельность по различным предметам в рамках работы научного общества «Эрудит». Результатом такой работы являются учебные проекты. Презентация лучших из них проходит на празднике "Блеск интеллекта" в присутствии почетных гостей - известных людей нашего города. Авторы лучших проектов становятся лауреатами премии Семена Яковлевича Гренадера.
В наряду с учащимися средних и старших классов исследовательскую деятельность осуществляли ученики начальной школы в рамках работы научного общества «Совенок».
Членами научного общества являются педагоги, учащиеся 1-4 классов и их родители, изъявившие желание активно заниматься поисково-исследовательской, научно–экспериментальной деятельностью, победители и призёры олимпиад разных уровней.
Лучшие работы и проекты отмечены на церемонии награждения победителей и призеров научных слушаний «Интеллектуальные звездочки».
Гимназисты являются участниками Всероссийской научно-практическая конференции школьников «Ломоносовские чтения» на базе Ломоносовской школы – Зеленый мыс в городе Москве.
В 2014 году победителем в секции "Точные науки" стал ученик 6 Б класса Багликов А. (руководитель Коваленко Г.А.); победителем в номинации "Первые шаги в науку" в секции "Естественно-научный цикл" стали Жданов Д., Малышев И., 6В класс (руководитель - Рыжкова С.И.)
На Международном чемпионате «Интеллект» в городе Москве учащиеся начальной школы Дубич Е. и Пилипчук В. - 1 место; абсолютным чемпионом среди 9-11 классов стала Теплова А.
По итогам III областного конкурса научных работ «Формирование молодежной научно-технической элиты России», который прошел в Курском государственном университете, награждены:
дипломом за 1-е место Брежнева Анна, 11А класса (рук. Махова А.А.) за работу «Тема дуэли в судьбах и произведениях русских писателей» и Мыцких-Коробанова Александра 10Б класс (рук. Суслова О.Е.) за работу «Разработка устройства бесконтактной передачи механической энергии и амортизатора с изменяемым коэффициентом жесткости на основе эффектов электромагнитной левитации и взаимодействия постоянных магнитов»;
дипломом за 3-е место награжден Кононова Игорь, 11В кл. (рук. Погребцова Т.А.) за работу «Иррациональность в построении арок, куполов и фасадов».
В ВУЗах выпускники гимназии, продолжают заниматься научной работой, выступают на различных конференциях России, являются лауреатами Всероссийского Выставочного Центра, участниками Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», включены в состав участников Национального соревнования молодых ученых Европейского Союза.
Выпускник гимназии Долгих Николай Сергеевич стал Лауреатом премии Президента Российской Федерации В.В.Путина для поддержки талантливой молодежи. Благодарность за усердие и трудолюбие в достижении высоких результатов, получивших национальное признание, Николаю Сергеевичу выразил также губернатор Курской области А.Н.Михайлов.
Этапы организации сетевого взаимодействия на базе гимназии №4
Шаг 1. Определение целей, задач, направлений деятельности по организации сетевого взаимодействия;
Шаг 2. Определение участников сетевого взаимодействия;
Шаг 3. Формирование образовательных ресурсной базы для организации сетевого взаимодействия
Шаг 4. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг
Шаг 5. Создание системы психолого-педагогического сопровождения
Шаг 6. Информационное сопровождение;
Шаг 7. Реализация плана сетевого взаимодействия
Шаг 1. Определение целей, задач, направлений деятельности по организации сетевого взаимодействия
Цель – предоставление качественной образовательной услуги детям с повышенной учебной с привлечением преподавателей учреждений профессионального образования, педагогических команд образовательных учреждений, других организаций и объединенийЗадачи:
создание условий для проявлений и развития индивидуальных дарований детей;
организация педагогической и психологической поддержки одаренных детей;
сопровождение научно-исследовательской работы учащихся;
подготовка учащихся к предметным олимпиадам, интеллектуальным и творческим конкурсам различного уровня (муниципальным, региональным, всероссийским, международным и т.д.);
воспитание у учащихся устойчивого интереса к самообразованию и самосовершенствованию;
развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;
организация в образовательном пространстве системы сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, культурными и образовательными площадками высших учебных заведений Курска и Курской области и другими социальными партнерами
проведение мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов, работающих с мотивированными детьми;
разработка научно-методического обеспечения работы с мотивированными детьми;
развитие учебно-методических связей с учебными заведениями, научно-методическими структурами и культурными центрами города;
создание программы изучения образовательных запросов учащихся и их родителей.
Основные направления деятельности:
- организация взаимодействия образовательных учреждений, общественных организаций, объединений, осуществляющих работу с детьми с повышенной учебной мотивацией;
- обеспечение возможности участия детей с повышенной учебной мотивацией в конкурсах, олимпиадах, турнирах в городе Курске, Курской области, России;
- повышение доступности услуг в сфере образования, направленных на развитие способностей детей с повышенной учебной мотивацией, проживающих на территории города Курска;
- организация и проведение городских форумов достижений детей с повышенной учебной мотивацией города Курска;
- методическое сопровождение педагогов, осуществляющих работус детьми с повышенной учебной мотивацией, с привлечением ведущих преподавателей учреждений профессионального образования города Курска, педагогических команд иных организаций и объединений;
- первичное консультирование родителей (законных представителей) детей с повышенной учебной мотивацией, в том числе в дистанционной форме;
- создание и постоянное обновление раздела «Одарённые дети» на сайте комитета образования города Курска с размещением базы данных, дистанционных образовательных ресурсов, информации об образовательных услугах для детей с повышенной учебной мотивацией в различных областях;
- подготовка информационных материалов для специалистов и родителей по различным направлениям работы с детьми с повышенной учебной мотивацией.
Шаг 2. Определение участников сетевого взаимодействия:
создание рабочей группы на базе МБОУ «Гимназия №4»:
создание банка данных о мотивированных детях.
База участников формируется из числа обучающихся 8, 9, 10-х классов образовательных учреждений города, являющихся:
победителями и призерами научно-практических и научных конференций школьного, муниципального и регионального уровней;
победителями и призерами школьного, муниципального, регионального этапов всероссийской олимпиады школьников;
победителями и призерами конкурсов (школьный, муниципальный, региональный уровни).
В 2014 году была сформирована база мотивированных обучающихся по предметам социально-гуманитарного профиля в количестве 180 человек из 23 школ города (№№ 1,6,7,10,13,15,17,18,25,27,28,35,40,41,43,45,46,48,52,55,57,59),..
привлечение социальных партнеров: Курский государственный университет, ОКУ «Государственный архив Курской области», Курский краеведческий музей, музей археологии, Курская областная библиотека для детей и юношества, Курская областная научная библиотека им. Н.Н.Асееваформирование сообщества педагогических работников образовательных учреждений города, курирующих участие детей в мероприятиях, проводимых муниципальным координатором
Шаг 3. Формирование ресурсной базы для организации сетевого взаимодействия:
Нормативно-правовые ресурсы
Для успешной реализации муниципального координатора в МБОУ «Гимназия №4» разработаны и утверждены в установленном порядке следующие документы:
Концепция работы с одаренными детьми;
Программа развития МБОУ "Гимназия №4" на 2013-2018 учебные годы "Система работы с талантливыми детьми в условиях введения ФГОС второго поколения в инновационном образовательном учреждении";
План работы с одаренными детьми;
Положение о координационном центре;
Положение об организации сетевого взаимодействия;
Положение о проведении интеллектуального марафона «Гордость провинции»;
Положение об организации интенсивной школы;
Договора об организации сетевого взаимодействия
Кадровые ресурсы
Педагогический коллектив МБОУ «Гимназия №4» - творческий коллектив, активно осуществляющий поиск современных образовательных технологий, позволяющих реализовать качественное современное образование.
100 % включены в инновационную деятельность;
85 % имеют квалификационные категории;
14 % педагогических работников имеют стаж работы до 2 лет;
30 % педагогические работники в возрасте до 30 лет;
100 % владеют ИКТ и широко используют их на практике;
97 % владеют современными образовательными технологиями, реализующими системно–деятельностный подход.
Мотивационные ресурсы
Наличие творческих групп, позволяющих коллективно решать возникающие проблемы. Благоприятный социально-психологический и нравственный климат в коллективе, его стабильность, уровень творческой активности.
Наличие соответствующих условий для выполнения должностных обязанностей членами педагогического коллектива.
Наличие соответствующего уровня квалификации у основной части педагогического коллектива.
Материальное стимулирование работы с одаренными детьми.
Организационные ресурсы
Создание рабочей группы для координации работы по осуществлению сетевого взаимодействия;
Разработка нормативно-правовых документов;
Создание базы данных мотивированных детей;
Совершенствование материально-технической базы;
Создание условий для повышения квалификации педагогических работников.
Информационно-аналитические ресурсы
Банк данных О ДОСТИЖЕНИЯХ УЧАЩИХСЯ;
Банк данных об уровне квалификации педагогов;
Информация об уровне преподавания предметов;
Банк данных о программно-методическом обеспечении предметов;
Информация об инновационных процессах в образовательном учреждении;
Информация об интересах и склонностях учащихся;
Банк данных об успешности участия школьников в интеллектуально-творческих конкурсах.
Научно-методические ресурсы
Научно-методический ресурс как главный ресурс развития гимназии включает в себя:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
- обобщение опыта педагогической деятельности;
- участие в системе школьной методической работы;
-обеспечение возможности встреч с успешными людьми и известными педагогами;
-своевременное обеспечение информационными потоками;
-обсуждение и принятие норм, правил, требований как оснований для единых педагогических позиций;
-создание условий для самообразования, повышения уровня квалификации и переподготовки;
- систематическая диагностика затруднений и успешности педагогов;
- обмен опытом работы на разных уровнях, участие в конкурсах педагогического мастерства;
- наличие творческих групп;
- диагностика профессиональных потребностей педагогов и образовательных потребностей города;
- организация исследовательской, внедренческой деятельности, моделирования и проектирования образовательного процесса.
Материально-технические ресурсы
Гимназия оборудована в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и требованиями ФГОС.
Шаг 4. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг
Рабочей группой совместно со старшим методистом МКУ «Научно-методический центр города Курска» Михайловой Э.М. был сформирован перечень сетевых образовательных услуг. Стараясь соблюсти баланс интересов всех школ – участников сетевого взаимодействия, необходимо было определение реального объема образовательных услуг, которые могут быть выполнены при сетевом взаимодействии.
На наш взгляд, это один из ключевых моментов последующей организации работ. Слишком малый объем мог оказаться не привлекательным, слишком большой – не обеспеченным.- цикл дистанционных лекций;
- занятия в школе олимпиадного резерва;
- подготовка к участию в многопрофильных олимпиадах в ВУЗах города, в интеллектуальных интернет конкурсах;
- подготовка проектов для участия в научно-практических конференция;
- организация и проведение интеллектуального марафона «Гордость провинции»;
- организация информационного сопровождения
Шаг 5. Создание системы психолого-педагогического сопровождения
Создание банка диагностических методик для изучения личности школьников, психологических процессов;
организация консультативной помощи для учащихся в целях их творческой самореализации и профессиональной ориентации;
подготовка мероприятий по социализации и формированию коммуникативных навыков учащихся;
тренинговые занятия по развитию эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса в экстремальных ситуациях.
Шаг 6. Информационное сопровождение;
Информационная поддержка осуществлялась с помощью сайта гимназии. На сайте гимназии №4 создана страница координационного центр со своей эмблемой, на которой размещен план работы, регулярно обновляется информация о работе муниципального координатора, во время проведения интеллектуального марафона «Гордость провинции» размещаются задания, правильные ответы, рейтинги участников по каждому этапу и т.д. В течение года страницу координационного центра посетили около 2 тысяч человек.
Шаг 7. Реализация плана сетевого взаимодействия
В ходе работы, проводимой в течение 2013-2014 учебного года, были организованы: цикл лекций по предметам социально-гуманитарного профиля (история, обществознание, право, экономика) в режиме телеконференции по темам: «Политические системы современности», «Многообразие социально-экономических структур в современном мире», «Общество и научно-технический прогресс», «Личность в истории», «Народы мира и их взаимоотношения сегодня», «СССР в предвоенные годы», «Социально-экономическое и политическое развитие России в период перестройки», «Великая Отечественная война», «Финансовая система. Деньги и их функции. Инфляция, виды инфляции».
Во время школьных каникул работала школа олимпиадного резерва.
Получили новое развитие партнерские отношения с Курским государственным университетом. Мотивированные учащиеся приняли участие в многопрофильной предметной олимпиаде, в областном конкурсе научных работ «Формирование молодежной научно-интеллектуальной элиты России». В рамках реализации программы «Каникулы с КГУ» стали участниками интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», побывали на экскурсии в криминалистической лаборатории, посетили: лекции «Демографические проблемы Курска и Курской области», «Культурно-исторические памятники России»; мастер-класс «Культурно-просветительский туризм».
Одним из наиболее ярких и запоминающихся мероприятий, организованных муниципальным координатором «Гимназия №4» был интеллектуальный марафон «Гордость провинции», который состоял из нескольких этапов и проводился в соответствии с Положением о конкурсе:
1 этап: «Тестовый мониторинг знаний по основным темам обществоведческого цикла»;
2 этап: «Я - историк»;
3 этап: «Я - обществовед».
Эти этапы проводились заочно. По электронной почте в школы были направлены задания по предметам история, обществознание, экономика и право. Комиссия проверяла ответы и составляла рейтинг участников. В марафоне приняли участие около 150 учащихся из 22 образовательных учреждений города Курска.
За ходом проводимого мероприятия, обучающиеся образовательных организаций Курска, следили на сайте гимназии www.kursk4gym.org.ru.
Заключительный (очный) этап интеллектуального марафона «Гордость провинции» состоялся в марте 2014 года на базе МБОУ «Гимназия №4». В нем приняли участие 25 обучающихся, набравших наибольшее количество баллов в заочных этапах, из 8 школ города (школы№1,15,40,41,43, 59, гимназии №4, 25). Обучающие познакомились с новой формой работы с определениями (составление филворда), выполнили практическое задание.
Итоги марафона были подведены на торжественной церемонии награждения призеров и победителей, на которой присутствовали почетные гости – председатель комитета образования города Курска Сергей Иванович Белкин, преподаватели КГУ, а так же учителя, участники марафона, учащиеся, которые не смогли попасть в финалВсе участники заключительного этапа и учителя, подготовившие их, были награждены дипломами и значками участника интеллектуального марафона «Гордость провинции».
Данная форма работы в ходе сетевого взаимодействия позволила повысить уровень знаний по предметам социально-гуманитарного профиля, способствовала развитию интереса к изучаемым предметам, актуализации знаний при подготовке к предметным олимпиадам, формированию умения контролировать эмоциональное состояние в период конкурсных испытаний.
В 2014-2015 учебном году в рамках сетевого взаимодействия муниципальный координатор «Гимназия №4» планирует кроме уже традиционных мероприятий провести Конкурс для учителей истории и обществознания по разработке заданий для интеллектуальных конкурсов.
В гимназии разработан Проект для участие в конкурсе, проводимом Курским городским собранием на грандовую поддержку инновационных учреждений. В нем разработана (представлена) нетрадиционная форма работы с мотивированными детьми – интенсивная школа.
Интенсивная школа – это процесс получения новых знаний и практического опыта за короткий промежуток времени.
Интенсивная школа станет частью интеллектуальной, информационной и психологической подготовки учащихся к интеллектуальным соревнованиям различного уровня. В программе школы будут организованы занятия по проектной, научно-исследовательской деятельности по предметам социально-гуманитарного профиля, с решением задач олимпиадного типа. Для занятий с учащимися в группе олимпиадной подготовки будут приглашены высококвалифицированные специалисты, члены предметно-методических комиссий и др. На занятиях преподаватели-инструкторы научат нестандартному подходу к пониманию материала, что позволит решать задачи повышенного уровня сложности, а также у учащихся появится возможность пообщаться с обучающимися, имеющими опыт выступления на Всероссийских олимпиадах. Школьники проведут увлекательные и плодотворные дни с учебными занятиями, популярными лекциями, спортивными и интеллектуальными соревнованиями (олимпиадами), играми, конкурсами, викторинами.
Занятия в интенсивной школе будут сопровождаться развлекательными и игровыми ситуациями.
Условия успешной организации работы с мотивированными детьмиНакопленный опыт организации образовательной деятельности одаренных обучающихся, осознание проблем и противоречий в работе с одаренными детьми позволяют определить условия необходимые для успешной работы муниципального координатора:
1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива.
2. Создание и постоянное совершенствование:
- методической системы гимназии;
- психолого-педагогического сопровождения учащихся;
- условий для самореализации и стимулирования педагогических работников;
- современной материально-технической базы и информационного сопровождения.
3. Включение в работу с мотивированными детьми в первую очередь педагогических работников, обладающих определенными качествами (ответственность, компетентность, привлекательность, состоятельность, интеллектуальность, инициативность т.д.).
4. Постоянная работа по совершенствованию образовательного процесса с целью неуклонного повышения качества знаний учащихся и снижения учебной и психологической перегрузки.
5. Создание атмосферы «успешности» для каждого участника образовательного процесса.
6. Понимание актуальности и необходимости создания системы сетевого взаимодействия и поддержка со стороны родителей обучающихся.
7. Расширение социальных связей и партнерских отношений.
8. Соблюдение необходимых условий психологической безопасности (защита психического здоровья обучающихся и педагогических работников, позитивного психологического климата в семье и образовательном учреждении).