Движение электронов в атоме.
План – конспект урока по химии 10 класс № 3
Дата проведения _________
Класс ___10____
Сабақтың тықырыбы/Тема урока: Движение электронов в атоме.
Сабақтың мақсаты/Цель урока:изучение понятий электронное облако и орбиталь; познакомиться с квантовыми числами и их ролью в характеристике состояния электронов в атоме, установить закономерности между расположением атомов в периодической системе и значением квантовых чисел;
Міндеттер/Задачи:
1) білімділік/образовательная – научить школьников записывать электронные конфигурации атомов элементов I-IV периодов.
2) дамытушылық/развивающие - сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к данной теме; развить интеллектуальные способности учащихся, диалектическое мышление; углубить знания о взаимосвязи строения атома и структурой.
3) тәрбиелік/воспитательная – содействовать воспитанию учащихся, умения организовывать взаимопомощь, развить познавательный интерес к устройству окружающего мира.Құрал жабдық/Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, классная доска, презентация “Составление электронных формул строения атомов”.
Өткізу/Методы: Методы организации учебно-познавательной деятельности – словесные (эвристическая беседа), наглядные (таблицы, рисунки), практические (выполнение упражнений).Сабақтың түрі/Тип урока: изучение нового материала.
Сабақ жоспары/План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Задание на дом.
6. Подведение итогов урока.
Сабақтың барысы/Ход урока:
1. Ұйымдастыру бастамасы/Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Постановка целей урока.
2. Негізгі білімді оңтайландыру/Актуализация опорных знаний.
Каждый урок мы всегда начинаем с повторения первоначальных химических понятий. Сегодня мне хотелось бы повторение провести в форме кроссворда.
335851582867500294894082930900
Вещества, образованные атомами одного вида.
Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой.
Соли угольной кислоты.
Мельчайшая частица простого или сложного вещества, сохраняющая его состав и химические свойства.
Вещества, которые под действием растворов кислот и щелочей изменяют свой цвет.
Мельчайшие химически неделимые частицы вещества.
“Химическая эстафета”.
1. Найти количество протонов, нейтронов, электронов.
Название элемента Количество протонов, рКоличество нейтронов, n Количество электронов, е
БорБромКалийЦинкКислородФторХлор
2. Найти ядро заряда атома по химическим знакам элемента:Cu , Ca, O, H, Si, Pb, Sn.
3. Количество протонов атома калия: а) 21; б) 18; в) 20; г) 39; д) 19.
4. Найти элемент, у которого 30 протонов:а) медь; б) цинк; в) магний; г)Олово; д)Свинец.
5. Элемент, у которого 11 протонов:а) Сu; б) K; в) Na; г) B; д) Br.
3. Жаңа деректерді танып білу/Изучение нового материала.
Вам уже известно, что все вещества состоят из атомов. В химических реакциях атомы не изменяются, а только переходят из одного вещества в другое. То есть атом является химически неделимой частичкой.
Определение сложного строения атома
Первые экспериментальные подтверждения сложного строения атомов появились в конце Х1Х столетия, когда выяснилось, что некоторые вещества при определенных обстоятельствах испускают лучи, представляющие собой поток электронов – отрицательно заряженных элементарных частиц. Атомы других веществ могли излучать и другие частички. Это однозначно свидетельствовало о том, что атом имеет сложное строение и внутри есть меньшие частички, в частности, электроны.
У атома нет электрического заряда, значит, кроме электронов, в нем должны содержаться и положительно заряженные частички.
Наибольших успехов в изучении атома достиг английский ученный Эрнест Резерфорд. В 1909 году он провел свой знаменательный эксперимент, в котором бомбардировал очень тонкую золотую фольгу положительно заряженными альфа-частицами. Большинство из них, проходя через фольгу, отклонялись от первоначального направления, некоторые сильно изменяли траекторию движения, а отдельные отражались от фольги и летели в обратном направлении. На основании этого эксперимента он доказал, что положительный заряд в атоме не распределен равномерно, а сконцентрирован в центре атома в очень небольшом объеме, который он назвал ядром.
Ядро- тяжелейшая, но одновременно и наименьшая часть атома.
Атом- электронейтральная и химически неделимая частица, состоящая из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него отрицательно заряженных электронов.
Электрон – это частичка, масса покоя которой me=9,1*10-31 кг, заряд - qe=-1,6*10-19 Кл.
Электрон имеет элементарный электрический заряд, которому условно приписывают значение 1 и знак «минус». Знак заряда ядра отличается от знака заряда электрона, условно считают, что заряд ядра имеет знак «плюс».
В начале XX века была принята планетарная модель строения атома, предложенная Резерфордом, согласно которой вокруг очень малого по размерам положительно заряженного ядра движутся электроны, как планеты вокруг Солнца. Следовательно, в атоме есть траектории, по которым движется электрон. Однако дальнейшие исследования показали, что в атоме не существует траекторий движения электронов. Движение без траектории означает, что мы не знаем, как электрон движется в атоме, но можем установить область, где чаще всего встречается электрон. Это уже не орбита, а орбиталь. Двигаясь вокруг атома, электроны образуют в совокупности его электронную оболочку.( Видел № 2)
Давайте выясним, как движутся электроны вокруг ядра?
Беспорядочно или в определенном порядке?
Исследования Нильса Бора – основоположника современной атомной физики, а также ряда других ученых позволили сделать вывод: электроны в атомах располагаются определенными слоями – оболочками и в определенном порядке.
Строение электронных оболочек атомов имеют важную роль для химии, так как именно электроны обуславливают химические свойства веществ. Важнейшей характеристикой движения электрона на определенной орбитали является энергия его связи с ядром. Электроны в атоме различаются определенной энергией, и, как показывают опыты, одни притягиваются к ядру сильнее, другие слабее. Объясняется это удаленностью электронов от ядра. Чем ближе электроны к ядру, тем больше связь их с ядром, но меньше запас энергии. По мере удаления от ядра атома сила притяжения электрона к ядру уменьшается, а запас энергии увеличивается. Так образуются электронные слои в электронной оболочке атома. Электроны, обладающие близкими значениями энергии образуют единый электронный слой, или энергетический уровень. Энергия электронов в атоме и энергетический уровень определяется главным квантовым числом n и принимает целочисленные значения 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 иногда их обозначают буквами K.L.M.N.O.P.Q. Чем больше значение n, тем больше энергия электрона в атоме. Максимальное число электронов, которое может находиться на том или ином энергетическом уровне, определяется по формуле:
N = 2n2
Где N – максимальное число электронов на уровне;
n – номер энергетического уровня на котором расположен электрон, характеризующее энергию электронов, называется главным квантовым числом.
Установлено, что на первой оболочке располагается не более двух электронов, на второй – не более восьми, на третьей – не более 18, на четвертой – не более 32. Заполнение более далеких оболочек мы рассматривать не будем. Известно, что на внешнем энергетическом уровне может находиться не более восьми электронов, его называют завершенным. Электронные слои, не содержащие максимального числа электронов, называют незавершенными.
Число электронов на внешнем энергетическом уровне электронной оболочки атома равно номеру группы для химических элементов главных подгрупп.
Номер уровня Максимальное количество электронов Подуровни
1 2 S
2 8 s,p3 18 s,p,d4 32 s,p,d,f5 50 s,p,d,f,g4. Жаңа деректерді ұғып білу/Закрепление нового материала.
5. Үйге тапсырма/Задание на дом §1,3 Упр1-7,11-12
Сабаққа қорытынды жасау/Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Урок окончен, можете быть свободны.