Использование компьютерных технологий на уроках русского языка
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка с целью повышения орфографической грамотности.
(из опыта работы учителя русского языка
МБОУ СОШ № 66 Г. Краснодара
Немцевой Ольги Борисовны)
Изменения, происходящие на современном этапе развития России, переход страны к информационному обществу привели к необходимости коренных преобразований в системе общего образования. Возникла потребность в быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную личность, обладающую общечеловеческой культурой, широким кругозором и мышлением.
С этой целью в современной школе активно внедряются компьютерные технологии.
Обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и ее результаты. Способность компьютера хранить в памяти огромный объем языкового материала, моментально находить и выдавать нужную информацию, различным образом перерабатывать ее (сравнивать, классифицировать, перекомпоновывать) и особенно вести с учащимися языковой диалог открывает возможности очень эффективной организации классных занятий и самостоятельной работы по изучению русского языка.
Я считаю, что первостепенной задачей при изучении предмета является повышение уровня орфографической грамотности. Необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер. В работе с учеником он способен выявить пробелы в его грамотности и методично искоренять их до полной ликвидации.
Кроме того, компьютер позволяет наиболее эффективно предупреждать орфографические ошибки. Компьютерная программа построена так, чтобы ошибочное написание на экране не появлялось. Машина указывает на ошибки: она подчеркивает то место, где была допущена ошибка. Обучение ориентирует на запоминание только правильных зрительных образов.
Но обучение русскому языку с использованием компьютера сопряжено с определенными трудностями, связанными с неумением учащихся внимательно считывать информацию, правильно на нее реагировать, самостоятельно выполнять требования компьютера. Поэтому в данной области я продолжаю работать, чтобы поставить процесс обучения на должный уровень.
Компьютеризация обучения орфографии связана с решением такой проблемы, как моделирование языковой среды с помощью систем мультимедиа. Компьютер становится инструментом, меняющим условия обучения.
Мультимедийные гипертекстовые продукты являются мощным средством индивидуализации обучения. Работа с ними формирует и развивает способность к самостоятельной деятельности по получению и развитию знаний и умений.
Мультимедийная система – это еще и особый вид наглядности, перешедший на качественно новый уровень. Она позволяет использовать различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов. В электронном пособии используется система мультимедиа, которая подключает комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация) восприятие информации. Ученики не только воспринимают наглядные образы, но и управляют ими, что способствует активизации процесса формирования орфографических умений и навыков.
Методические основы применения этих технологий в процессе обучения отвечают современным требованиям общества к подготовке школьников, когда цель методической системы направлена в первую очередь не на усвоение готовых предметных знаний, а на их творческую переработку и самостоятельное использование.
Активно использую в своей работе мультимедийный курс «1С: Репетитор. Русский язык», все части которого: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, объединенные на основе гипертекста, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета. В учебник входит материал всех разделов курса русского языка. Кроме самостоятельного использования учащимися данного курса, электронный учебник активно используется мною на уроках при изучении нового материала, закреплении и контроле изученной темы.
Так, в 6 классе при закреплении темы «Имя существительное» использую тесты: «Не с разными частями речи», «Падежные окончания существительных». При изучении морфологического разбора разных частей речи применяю планы разборов, помещенных в мультимедийном курсе. Пользуюсь сводной таблицей при изучении разрядов частей речи.
Обучение орфографии учащихся является длительным процессом накопления и развития знаний о системе языка, формирования и совершенствования орфографических умений и навыков.
Эффективность обучения орфографии с применением компьютера обусловливается адекватностью избранного метода.
При компьютерном обучении орфографии использую частично-поисковый, эвристично-алгоритмический, репродуктивный, поисковый, объяснительно-иллюстративный методы.
Частично-поисковый метод реализуется при работе над орфографическим правилом.
Приведу фрагмент урока при изучении темы «Н и нн в суффиксах прилагательных» (таблица №1)
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Этап: организация восприятия.
Таблица №1
«Н и НН в суффиксах прилагательных»
Н
НН
лебединый
кожаный
соломенный
революционный
туманный
1 –ин-
1 –енн-,-онн-
Искл.: ветреный,
но безветренный
2 –ан-,-ян-
Искл.: стеклянный
оловянный
деревянный
2 н+н
- Прочитайте слова в левом столбике. В каких суффиксах прилагательных пишется н?
-Прочитайте слова в правом столбике и сформулируйте правило об употреблении нн в суффиксах прилагательных?
(Открываются закрытые части таблицы)
-Сравните сформулированное нами правило, увиденное на экране и прочитанное в учебнике.
-Дополните таблицу правилом об употреблении н и нн в кратких прилагательных.
В ходе эвристической беседы ученики отвечают на вопросы и самостоятельно делают вывод.
Изучая тему «Не с существительными, прилагательными и наречиями на о-е», используем таблицу №2 в электронном виде.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Этап: актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
1 неряха
неряшливый
неряшливо
3 не друг, а враг
не теплый, а холодный
не хорошо, а плохо
2 неправда
недобрый
нехорошо
4 далеко не интересный
ничуть не трудный
-Вспомните правило о написании не с существительными.
-Прочитайте слова на экране монитора.
-Сравните примеры разных частей речи.
-Сделайте вывод о написании частицы не с прилагательными и наречиями.
-Прочитайте слова 4 группы. Эта часть правила относится только к прилагательным и наречиям.
-Назовем слова далеко не, вовсе не и другие словами-магнитами. Они как бы притягивают к себе частицу не и отрывают ее от слова.
-Рассмотрите сводную таблицу на мониторе.
Таблица №2
«Не с существительными, прилагательными и наречиями на о-е»
Слитно
Раздельно
1 Не употребляется без не:
Неряха (сущ.)
Неряшливый (прил.)
неряшливо (нареч.)
1 Есть противопоставление с союзом а:
не друг, а враг
не теплый, а холодный
не хорошо, а плохо
2 Можно заменить синонимом:
неправда (ложь)
недобрый (злой)
нехорошо (плохо)
2* Есть слова-магниты:
далеко не удачный
вовсе не трудный
ничуть не сложно
-Изучите таблицу и перенесите ее в свои справочники.
В ходе эвристической беседы используются приемы наблюдения, сравнения (сопоставление, противопоставление). Успешному сравнению изучаемого материала способствует его наглядное графическое оформление в компьютерной программе.
Объяснительно – иллюстративный метод я использую при чтении текстов, правил, справок, показе образцов орфографического разбора, знакомстве со словарной статьей.
Проблемное обучение осуществляю путем постановки проблемных задач (найти, узнать, выбрать, указать), поиска и ориентировки в способах их решения.
Методы обучения изменяются в связи с расширением возможностей предъявления учебной информации (применение цвета, графики, мерцания); использованием гипертекстовой модели подключения разнообразных подсказок, таблиц, мини-словарей; широкой индивидуализацией обучения, опирающейся на динамическую модель учащегося; повышением динамизма учебного процесса.
Например, при изучении темы «Корни с чередованием» (Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности, этап: актуализация опорных знаний и умений) возможно использование таблицы и выполнение теста из мультимедийной программы «1С. Репетитор. Русский язык» (этап: контроль и самоконтроль)
Знакомство с правилом «Гласные в приставках пре- и при-» (Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала, этап: актуализация опорных знаний и умений) осуществляем с помощью таблицы. На этом же уроке возможно выполнение теста из мультимедийной программы.
С целью быстрой и объективной оценки учащихся мною используются тесты из мультимедийной программы и составленные самостоятельно.
Так в 9 классе на уроках русского языка по комплексному применению знаний и способов деятельности (этап: самостоятельного применения знаний в сходной и новой ситуации) предлагаю тесты «Сложное предложение», «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение»
Главное содержание учебной деятельности составляют упражнения. Они должны стимулировать активную мыслительную деятельность учащихся, необходимую для выработки орфографического навыка.
На этапе закрепления и на обобщающих уроках учащиеся работают самостоятельно за компьютерами, выполняя различные виды упражнений. Эффективность данного вида работы состоит в увеличении объема прорабатываемой информации и сокращении времени на его выполнение, так как учащиеся не списывают упражнения, а только вставляют на экране пропущенные буквы, распределяют слова по группам, выполняют тесты.
Увеличение грамотности учащихся происходит через наблюдение только верных вариантов написания слов, которые выдает компьютер.
Специфичен урок русского языка с использованием компьютерных технологий. Компьютер не заменяет учителя, но является настолько совершенным средством обучения, что позволяет выполнять некоторые его функции на уроке, выступая в позиции «электронного учителя». Роль учителя при этом не упрощается, а усиливается.
Любая форма работы с использованием компьютера имеет серьезные преимущества перед традиционными формами уроков, потому что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, справочных материалов.
Опыт моей работы по обучению орфографии с применением компьютера свидетельствует об эффективности этой технологии. Она ориентирована не только на развитие мыслительной активности, но и направлена на развитие личности, в частности на формирование активности в учебном процессе.
Примечание: заштрихованные части таблицы предварительно закрыты