Урок по обществознанию на тему Истина и ее критерии
Тема урока: Истина и ее критерии
Цель: объяснить понятия и термины: «эмпиризм», «рационализм», «относительная истина», «абсолютная истина», «сенсуализм», «критерий»;
Задачи:
ознакомить с основными подходами к пониманию истины и ее критериев;
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
Как вы думаете человек ошибается? (да)
Почему человек ошибается? ( Не имеет правильных знаний и опыта)
Как думаете, как можно определить на сколько правильные те или иные знания? ( относительно того, на сколько больше они приносят пользы)
С точки зрения восприятия человеком реальности можно привести пример погоды. Одинаковая температура воздуха разными людьми может переноситься и ощущаться по-своему. Кто-то скажет, что +10 градусов – это холодно, а для кого-то это вполне теплая погода
Приведу еще один пример из жизни: Молодой человек решил быстро «разбогатеть»,для этого он придумал угнать дорогую машину. Он подкараулил ,когда хозяин машины будет выезжать с стоянки, остановил его и попытался выкинуть из машины. Хозяин оказал сопротивление, между ними завязалась драка и нападавший пырнул ножом хозяина машины и угнал атомобиль. Преступника поймали и дали срок. Хозяин машины оказался сотрудник полиции и он умер на месте преступления. На зоне парню, совершившему нападение стали мстить и домой он вернулся в цинковом гробу.
Теперь подумайте какая «истина» была у матерей обоих погибших?
Мать хозяина машины оплакивала сына и желела мети преступнику. Мать преступника.оплакивала сына и желала мести работникам зоны….
Таких ситуаций в жизни не мало!
Как найти истину?
Послушайте притчу:
Шесть седовласых мудрецов сошлись из разных стран.К несчастью, каждый был незряч, зато умом блистал.Они исследовать слона явились в Индостан.
Один погладил бок слона… Довольный тем с полна.Сказал он: «Истина теперь как божий день видна.Предмет, что мы зовем слоном — отвесная стена»!
Другой, наткнувшися рукой на бивня остриё,Сказал: «Коль интересно вам, вот мнение моё:ни что иное этот слон, как острое копьё»!
А третий хобот в руки взял и закричал: «Друзья!Гораздо проще наш вопрос, уверен в этом я!Сей слон — живое существо, а именно – змея»!
Мудрец четвёртый обхватил одну из ног слонаи важно молвил: «Это ствол. Картина мне ясна!Слон — дерево, что зацветёт, когда придёт весна»!
Однако пятый мудрый муж был, как гора, высоки потому достать рукой слоновье ухо смог.«Слон, без сомненья – веер», — он медленно изрёк.
Тем временем шестой из них добрался до хвоста.И рассмеялся от того, как истина проста.«Ваш слон — верёвка. Если ж нет — зашейте мне уста»!
А как известно, мудрецам присущ упрямый нрав.Спор, развязав, они дошли едва ль не до расправ.Но правды ни один не знал, хотя был в чём-то прав.
Когда религиозный спор заходит где-нибудь,как верит каждый, что лишь он на правильный стал путь,И слишком от гордыни слеп, чтобы увидеть суть.
II. Новый материал
Тема урока: «Истина и ее критерии
Проблема истины - вопрос о том, адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение? Исследуем понятие истины. Под истиной понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.
Заблуждение - неадекватное отражение действительности.
Рассмотрим характерные черты философского понятия «истины».
1. Свойства истины.
2. Критерии истины
Проблема того, что же считать истинным, а что нет, возникла так же давно, как и само это понятие. Основным критериями истины считаются возможность подтвердить теорию практическим путем. Это может быть логическое доказательство, опыт или эксперимент. Этот критерий, разумеется, не может быть стопроцентной гарантией истинности теории, так как практика привязана к конкретному историческому периоду и со временем совершенствуется и преобразовывается
3. Виды истины
- Какие ассоциации возникают у вас при словах «абсолютная истина»?
- Достижимо ли такое знание?
- Прокомментируйте следующую притчу.
Однажды Мастер сказал своим ученикам:
- В мире нет абсолютной истины.
Один из учеников спросил:
- А эта истина абсолютна?
- Конечно же, нет, - улыбнулся Мастер.
Поэтому большинство философов рассматривают абсолютную истину как идеал или предел, к которому стремится наше знание.
На пути к этой цели мы получаем относительные истины.
Сравните два понятия: «абсолютная истина» и «относительная истина».
- Что их объединяет?
- Какие различия вы видите?
- Попробуйте самостоятельно сформулировать закон соотношения этих двух категорий. Объясните свой выбор.
Великое правило! : Абсолюты не достижимы , как и идеалы! Нет ни чего идеально белого, так же ,как идеально черного!
4. Истина и заблуждение.
В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектрометр», излечивающий якобы все недуги, и музыкальный электрод. «Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки.
- Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?
Если мы обладаем таким мощным и эффективным инструментом познания - мозгом, понимаем, что такое «истина», стремимся к истинным знаниям, то почему в жизни сплошь и рядом мы заблуждаемся, заходим в тупик?
III. Итог урока
По одной восточной легенде боги, создавая вселенную, сначала сотворили звёзды, солнце, луну, моря, горы, цветы и облака. Затем - человека. И, наконец, они создали ИСТИНУ, которую решили спрятать так, чтобы человеку пришлось её поискать."Давайте спрячем её на горной вершине" - сказал один. "А может быть на самой далёкой звезеде?" - спросил другой. "Лучше спрячем её во мраке морских глубин" - произнёс третий. "Или скроем на обратной стороне луны" - предложил четвёртый. И тут самый маленький бог сказал:"Нет, мы поместим её в сердце человека. И он будет искать её повсюду, не подозревая, что носит истину в себе."
-Что сегодня на уроке вы узнали?
-Как вы можете применять эти знания?