опыт работы Исследовательская деятельность по предмету физическая культура

МБОУ СОШ п.Сита
Севрюкова Оксана Петровна
учитель физической культуры



Представление
собственного инновационного педагогического опыта.

Педагогическая проблема, над которой я работаю « Исследовательская деятельность учащихся в процессе физического воспитания».

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать.
Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.
Федеральный компонент государственного стандарта начального образования призван обеспечить выполнение следующей основной цели:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала. Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская деятельность. Исследовательская работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени.
Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно исследовательская деятельность с учащимися в урочное и внеурочное время является средством формирования познавательной и творческой активности младших школьников.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованным и успешным.

Концептуальность.
Своеобразие:
Во – первых, использование исследовательской деятельности на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную активность учащихся.
Во – вторых, обеспечивает наглядность (презентации, фотоальбомы), привлечение большого количества дополнительного материала.
В – третьих, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
Новизна опыта:
Данный опыт имеет репродуктивно - творческий характер. Новизна опыта состоит в том, что: определены этапы исследовательской деятельности, способствующие развитию познавательной и творческой активности у учащихся в образовательном процессе;
подобраны и апробированы на практике творческие задания, коллективные и индивидуальные исследовательские работы, способствующие развитию умения и желания учиться.
В своём педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы.
Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Основными принципами и приёмами моего педагогического опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе.





Теоретическая база опыта.

Теоретической базой опыта явились следующие работы. Приведу лишь некоторые из них.
Идеи исследовательского метода обучения появились в педагогике в последней трети XIX века. Биолог А.Я.Герд, историк М.М.Стасюлевич в России, химик Армстронг, естествоиспытатель Т.Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшуюся у разных педагогов эвристическим, опытно – испытательным, методом лабораторных уроков, исследовательским подходом. При реализации исследовательского метода обучения у учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы.
Русский педагог, методист, профессор Б.В.Всесвятский отмечал, что в исследовательском методе в основу берётся не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом.
Исследовательская деятельность, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строится на базе исследовательского поведения.
Исследовательское поведение – важнейший источник получения ребенком представлений о мире.
Так, значимость исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И.Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебной исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым.
Проблема развития познавательной активности в различных аспектах рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Она нашла свое отражение в трудах Б.В.Ананьева, А.Л.Леонтьева, Л.И.Божович, Г.И.Щукиной, Н.Г.Морозовой, В.А.Крутецкого.
Наиболее полное освещение имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательной активности получили в трудах Г.И.Щукиной, где проблема исследовалась в общедидактическом масштабе.
Все авторы подчеркивают важность постановки проблем, связанных с формированием и развитием познавательной активности, т.к. они вплотную примыкают к проблемам формирования самостоятельности и творчества в познавательной деятельности, решение которых приблизит нас к цели.
В трудах ученых-педагогов была рассмотрена структура познавательной деятельности школьника, ее функции, методы и приемы активации, критерии и уровни познавательной активности и самостоятельности.
Под понятием исследовательской деятельностью – понимается активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей. Понятие исследовательской деятельности связано с рядом близких понятий, образующих единое смысловое значение: интеллектуальная активность, познавательная активность, любознательность и исследовательское поведение. В этом отношении исследовательская деятельность находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.
В школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
В ходе проектной работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.
Работа над проектами обогащает детей новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, делать обобщения, развивает творческий потенциал. В классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков» и мечтателей. Проектная и исследовательская деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создаёт обстановку общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным

Ведущая педагогическая идея.

Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности познавательной активности школьников.
Идеи и принципы развивающего обучения, эффективное применение проблемно – диалогического обучения, и определило мой выбор - начать работать по программе Оправхата С.Е." Научно- исследовательская деятельность учителя и учащихся в процессе физического воспитания» 2011.- Хабаровск ДВГГУ.

Исследовательская, проектная деятельность учащихся - главное направление моей работы. Она создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей. Дети учатся мыслить, овладевают навыками работы в парах, группах, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения.
Ведущей идеей моего опыта стала идея:
организации исследовательской деятельности по предмету физическая культура, способствующая развитию познавательной и творческой активности школьников, которая учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Перед собой я поставила цели:
в аспекте обучения – развитие познавательной активности учащихся в качественном усвоении содержания учебного материала по предмету физическая культура;
в аспекте развития – формирование произвольности познавательных процессов, организационно – деятельностной культуры;
в аспекте воспитания – осознание необходимости саморазвития.
Задачи:
способствовать развитию познавательных потребностей и способностей обучающихся;
создать условия для обучения детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
развивать способности учащихся, управлять познавательными процессами (вниманием, мышлением, памятью, воображением).

Оптимальность и эффективность средств.

Оптимальными и эффективными средствами формирования познавательной и творческой активности школьников, включения ребёнка в процесс творчества на уроке и во внеурочное время являются: игровая, исследовательская деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- оценка деятельности учащихся не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке и во внеурочное время, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, творчество.
- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
- уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
- устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Результативность опыта

Год
Тема
Уровень
Результат



2011 г.
XV Всероссийская
Научно - практическая
конференция
«Современные проблемы физической культуры и спорта»
всероссийский
Сертификат
участника

2012г.
Краевой этап восьмой
Всероссийской Олимпиады научных и студенческих работ
«Сущность и содержание профилактики
Наркомании и наркопреступности»
краевой
Диплом
участника

201 2г.
Научно-практическая конференция «Мы за здоровый образ жизни»
Проект «Алкоголь –добро или зло» - Потапова Анна – 10 класс, 1 место.
Проект «Определение витамина С в яблочном соке» - Подлесная Анастасия 11 класс, место.
Проект «Правильный режим дня»- Ветченко Светлана 5 класс,
3 место.

Школьный
Грамота
победителя
и призеров

2013 г.
Международный интернет проект «Мосты дружбы». Проект «Игры наших бабушек»- Попова София 8 класс.
всероссийский
Благодарственное
письмо.

2014 г.
Научно-практическая конференция «Нет наркотикам»
Проект «Наркомания – знак беды»!
Школьный
Грамота
победитель

2015 г.

Проект «Сколько весит здоровье ученика», проект ««Сборная России по футболу на международных состязаниях – проблемы и перспективы»






всероссийский

Опубликованы на
сайте :инфо урок
свидетельство
о публикации.




















Возможность тиражирования.


- В августе 2013 г. выступала на районном МО учителей физической культуры по теме: «Организация исследовательской деятельности школьников по предмету физическая культура».
- В октябре 2013 г. выступала на школьном МО по теме: «Использование исследовательской деятельности и метода проектов на уроках, с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс».
-В феврале 2014 г. представляла свой опыт работы в рамках проведения школьного конкурса «Учитель года- 2014»
-В марте 2014 представляла свой опыт на районном конкурсе «Учитель года- 2014».













15