Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.Васнецова Снегурочка
Урок русского языка в 3 классе Учитель Кушнирук Любовь Фёдоровна
Тема урока: Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.
Задачи:
совершенствовать умение создавать текст-описание; отбирать нужные для описания слова;
познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецовым; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;
развивать устную и письменную речь учащихся, память, обогащать словарный запас детей.
Для достижения целей и задач урока были использованы различные методы, формы и приёмы обучения:
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая;
- приёмы обучения: речь учителя; наглядность ,репродукция картины.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат возможность научиться: нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении, применять правила правописания, составлять план текста.
Метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы
Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Ход урока
- Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке.
Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно.
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.
Актуализация знаний.
- Ребята, отгадайте загадку:
Корень извлечь из «начинки» несложно
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении » ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.(Сочинение)
Какие бывают сочинения?
На какие темы мы писали сочинения?
На доске появляется запись - сочинение
Постановка цели и задач урока.
-Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Давайте обсудим правила работы в группе. - Перед вами сочинение, которое написал Незнайка. - Прочитайте и обсудите , какие ошибки допустил Незнайка?
- О ком рассказал нам Незнайка?
- Что вы можете рассказать о Снегурочке?
- Назовите сказки про Снегурочку, которые вы читали? - Какие фильмы вы смотрели о Снегурочке?
- Какова тема нашего сочинения?
Записывается тема урока.
Обсуждают правила работы в группе.
Выявляют ошибки, допущенные Незнайкой в сочинении.
Отвечают на вопросы.Делают выводы.
Организация класса на работу
- Чем отличается сочинение по картине от других видов сочинения?
- Что необходимо для того, чтобы написать сочинение по картине?
- Текст нашего сочинения – описание.
- Что такое текст-описание?
Краткая информация о художнике В.М. Васнецове
В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.
Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст в Вятку учиться в духовное училище. Учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Уйдя с предпоследнего философского класса семинарии, юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник.
Презентация
Знакомство с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
- Рассмотрите картину. -Какие чувства вызвала у вас картина?
- Кто на ней изображен?
Что вспомнилось, когда вы рассматривали картину?
- Какие чувства испытывает Снегурочка?
- Выберите слова, названия чувств, которые помогут вам передать настроение Снегурочки. -Опишите Снегурочку. – Как она одета?
-Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках?
-Почему снег на картине голубого цвета?
Открывается репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка» Звучит мелодия П. Чайковского «Снегурочка»
ФизминуткаМузыкальная физкультминутка .Словарная работа
Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка (какая? юная, красивая, волшебная, очаровательная)-Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Ночь (какая?яркая, лунная, волшебная)
Снег (какой? голубоватый, легкий) . Хлопья снега (какие? пушистые) Снежинки (какие?жемчужные, легкие, парящие в воздухе)
(Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная)
Зимняя ночь (Яркая, лунная, волшебная)
Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега)
Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе)
Отвечают на вопросы учителя, намечают план сочинения.
Работа в группах
Обсуждение структуры описательного текста, выделение ключевых слов. Составление плана сочинения, сбор материала к каждой части.
Вспомните схему построения текста.
- О чём расскажем во вступлении?
- В основной части? В заключении?
- Сейчас в группах вы наметите, какие ключевые слова помогут вам написать сочинение.
1. Вступление. (1-3 предложения)
2. Текст (основная часть – максимальное количество предложений)
Заключение (1-3 предложения)
Коллективное составление плана сочинения
Редактирование плана, внесение ключевых слов
Внесение в план ключевых слов
Называют, какие слова подобрали к каждой части плана сочинения
- Сейчас мы приступим к написанию сочинения по картине. Вы можете пользоваться при необходимости орфографическим словарем.
- Желаю вам успехов в вашей творческой работе!
На доске план сочинения с ключевыми словами, подобранными обучающимися
Использование репродукции картины В.М. Васнецова в учебнике
Рефлексия (подведение итогов занятия)
– Какое открытие сделали на уроке?
- Понравился ли данный вид работы?
– О чем хотели бы узнать подробнее?
- Скажите, испытывали ли вы трудности в написании сочинения?
- Выберите свой вариант ответа:
1. Я смогу самостоятельно написать сочинение – описание по картине.
2. Я напишу сочинение – описание по картине, но мне необходимо еще раз просмотреть весь материал по учебнику.
3. Я не смогу самостоятельно написать сочинение - описание по картине.
4. Я не знаю, как писать сочинение - описание по картине.
- Послушаем ваши сочинения.
- Какие отрывки из сочинения одноклассников вам понравились?
- Какие ошибки допустили?
- Выберите свой вариант ответа.
Обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.
Зачитывают сочинения, написанные в группе. Называют отрывки, наиболее удачные по их мнению.
Домашнее задание: повторить правила по теме «Части слова»