Рабочая программа по математике для 9 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №4»
Кулундинского района Алтайского края
Согласовано Утверждено
методический совет школы приказом директора школы
протокол № от 2014 г. от 2014г. №
Рабочая программа по математике для 9 класса
(для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).
на 2014 – 2015 учебный
Составитель: Е.П.Камарда
учитель математики
Кулунда
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427 и от 10 ноября 2011 г. N 2643. 2. Федерального перечня учебников на 2014 – 2015 г., утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
3. Основной образовательной программой основного общего образования , утверждённой приказом директора школы от 31.08.2013 г. № 51/5 – О;
4. Учебного плана МБОУ КСОШ № 4 на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 03.04.2013 № 25/1-О;
5. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 07.05.10 г. № 23/3 – Д;
6.Программы общеобразовательных учреждений. программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой. «Математика». М..: Просвещение, 2010г.,
7.Учебного пособия М.Н.Перова «Математика: 9: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».
Авторская программа М.Н.Перовой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. под редакцией И.М. Бгажноковой «Математика». М..: Просвещение, 2006.) предусматривает на изучение математики в 9 классе 4 часа в неделю (136ч). Так как математика в данном случае преподаётся в условиях надомного обучения, то данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часов в неделю). Рабочая программа реализуется в течении 1года.
Данная программа дает учащейся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут ей в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; позволяет использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; способствует развитию речи учащейся, обогащению ее математической терминологией; воспитанию у учащейся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбию, самостоятельности, вырабатывает навыки контроля и самоконтроля, развивает точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.
Особое внимание уделяется формированию у школьницы умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин включается в содержание устного счета на уроке.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
За период обучения в школе (5—9 классы) учащиеся должны получить математические знания: • о числах в пределах 1 000 000, обыкновенных и десятичных дробях, процентах, о геометрических фигурах и телах, о построении геометрических фигур с помощью чертежных инструментов; • об основных величинах (длине, стоимости, массе, времени, площади фигур и объеме тел), единицах измерения величин, их соотношениях; • научиться производить четыре арифметических действия с многозначными числами, числами, полученными при измерении, и десятичными дробями; • решать простые и составные (2—3 действия) арифметические задачи.
Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе.
Знания по математике имеют важное значение в повседневной жизни: покупка продуктов питания, одежды, предметов обихода, быта, оплата квартиры и других коммунальных услуг, расчет количества материалов для ремонта, расчет процентов по денежному вкладу и др. Кроме этого, математические знания необходимы детям при усвоении других учебных дисциплин.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
формирование доступных математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
максимальное общее развитие учащейся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьницы целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
- традиционное обучение;
- личностно-ориентированное обучение;
- дифференцированное обучение;
- проблемное обучение;
- исследовательская деятельность на уроках математики как способ развития творческого потенциала личности;
- дидактические игры.
Требования к уровню подготовки учащихся
1-й уровень
Читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах1000000;
складывать, вычитать целые числа в пределах 1000000 и числа, полученные при измерении, умножать и делить их на двузначное число;
выполнять четыре арифметических действия с числами в пределах 1000000 с использованием калькулятора;
выполнять четыре арифметических действия с десятичными дробями с использованием калькулятора;
находить один и несколько процентов от числа;
находить число по одной его части (проценту);
решать задачи на встречное движение и движение в разных направлениях;
решать простые и составные задачи, требующие вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
измерять и вычислять объём прямоугольного параллелепипеда в кубических единицах;
узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
2-й уровень
Читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах100000;
складывать, вычитать целые числа в пределах 100000 и числа, полученные при измерении, в пределах 10000,
умножать и делить целые числа и числа, полученные при измерении, на двузначное число в пределах 10000;
выполнять четыре арифметических действия с целыми числами до100000 с использованием калькулятора без предварительной оценки результата; умножение и деление на двузначное число;
выполнять сложение и вычитание десятичных дробей с использованием калькулятора;
находить один процент от числа;
решать задачи на нахождение времени при встречном движении (допустима помощь учителя);
решать простые и составные задачи, требующие вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда (куба) (допустима помощь учителя);
измерять и вычислять объём прямоугольного параллелепипеда (куба) в кубических единицах (допустима помощь учителя);
узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
Новые слова (изучаются при прохождении соответствующих тем):
процент,
объем;
кубический миллиметр,
кубический сантиметр,
кубический дециметр,
кубический метр;
цилиндр,
конус,
пирамида.
Учебно-тематический план
Содержание учебного материала Количество часов
Нумерация 2
Единицы измерения и их соотношения 6
Арифметические действия 20
Дроби 20
Арифметические задачи 12
Геометрический материал 8
Итого 68
Планируемые результаты усвоения курса.
В результате изучения темы «Единицы измерения и их соотношения» обучающиеся
должны уметь:
измерять и вычислять объём прямоугольного параллелепипеда (куба) в кубических единицах (допустима помощь учителя).
получат возможность:
научиться измерять и вычислять объём прямоугольного параллелепипеда в кубических единицах.
В результате изучения темы «Арифметические действия» обучающиеся
должны уметь:
Читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах100000;
складывать, вычитать целые числа в пределах 100000 и числа, полученные при измерении, в пределах 10000;
умножать и делить целые числа и числа, полученные при измерении, на двузначное число в пределах 10000;
выполнять четыре арифметических действия с целыми числами до100000 с использованием калькулятора без предварительной оценки результата; умножение и деление на двузначное число.
получат возможность:
научиться читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах1000000;
научиться складывать, вычитать целые числа в пределах 1000000 и числа, полученные при измерении, умножать и делить их на двузначное число;
научиться выполнять четыре арифметических действия с числами в пределах 1000000 с использованием калькулятора.
В результате изучения темы «Дроби» обучающиеся
должны уметь:
выполнять сложение и вычитание десятичных дробей с использованием калькулятора;
находить один процент от числа.
получат возможность:
научиться выполнять четыре арифметических действия с числами в пределах 1000000 с использованием калькулятора;
научиться выполнять четыре арифметических действия с десятичными дробями с использованием калькулятора;
научиться находить один и несколько процентов от числа;
научиться находить число по одной его части (проценту).
В результате изучения темы «Арифметические задачи» обучающиеся
должны уметь:
решать задачи на нахождение времени при встречном движении (допустима помощь учителя).
получат возможность:
научиться решать задачи на встречное движение и движение в разных направлениях.
В результате изучения темы «Геометрический материал» обучающиеся
должны уметь:
решать простые и составные задачи, требующие вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда (куба) (допустима помощь учителя);
узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
получат возможность:
научиться решать простые и составные задачи, требующие вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
научиться узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
График проведения контрольных работ и распределение часов по учебным четвертям:
Первая четверть- 18 часов, из них геометрии 3 часа, контрольных работ- 2 часа.
Вторая четверть: 14 часов, из них геометрии –3 часа, контрольных работ –2 часа.
Третья четверть- 20 часов, из них геометрии –5 часов, контрольных работ –3 часа.
Четвёртая четверть-16 часов, из них геометрии- 4 часа, контрольных работ – 2 часа.
№ Название темы Страницы учебника Элементы содержания Словарь К-во часов Дата
Первая четверть –18 часов, из них геометрии – 3 часов. 1. Устная нумерация в пределах 1 000 000. 3 - 4. Структура десятичных дробей. нумерация 1 3.09.
2. Письменная нумерация в пределах 1 000 000. 5-6-7. Разложение чисел на разрядные слагаемые. Письменная нумерация 1 6.09.
3.
Числа, полученные при измерении и соотношения между ними.
Структура десятичных дробей. 8-9.
10-11. Римские цифры.
Свойства десятичных дробей. килограмм
тысячные 1
9.09.
10.09.
4. Преобразования десятичных дробей. 12-13-14. Устная нумерация в пределах 1 000 000. тонна 1 13-16.09.
5. Сравнение дробей.
Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. 14- 15.
15 –16 Преобразования десятичных дробей.
Сравнение десятичных дробей. 1 17.09
20.09.
6. Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. 17- 18- 19. Основное свойство десятичной дроби. 1 23.09.
7. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. 20-21. Взаимообратное превращение чисел, полученных при измерении и десятичных дробей. 1 24.09.
8. Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании.
Меры времени и действия с ними. 22-23.
23-24. Название компонентов и результатов действий при сложении и вычитании.
Нахождение неизвестных компонентов. компоненты
Секунда
минута 1
27.09.
1.10
9. Нахождение суммы и разности чисел, полученных при измерении.
Решение задач и примеров на сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. 25-26-27-28.
29-30. Соотношение между мерами времени.
Соотношение между мерами длины и массы. 4-7.10.
1 8.10.
10. Контрольная работа № 1. 32. 1 14.10
11. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей.
Умножение и деление целых чисел, десятичных дробей и чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1 000. 33-34
35-36-37. Превращение чисел, полученных при измерении в десятичные дроби.
Название компонентов и результатов при умножении и делении. 1
18.10
21.10.
12 Умножение чисел, полученных при измерении на двузначное число.
Нахождение произведения целых чисел, десятичных дробей на двузначное число. 39-40.
41-42. Умножение и деление на 10, 100, 1 000.
Решение задач на встречное движение. Скорость сближения 1 22.10.
25.10.
13. Деление целых чисел на двузначное число.
Деление чисел, полученных при измерении и десятичных дробей на двузначное число. 42-43.
44-45. Название компонентов и результатов при делении.
Свойство 1 и 0 при умножении и делении. частное 1 28.10.
22.10
14. Нахождение частного при делении на двузначное число.
Умножение на трёхзначное число.
Деление на трёхзначное число.
Умножение и деление на трёхзначное число. 46-47.
48-49.
50-51
52-53 Устная нумерация в пределах 1 000 000.
Сравнение многозначных чисел.
Решение задач на встречное движение.
Частные случаи умножение и деления. 1
24.10
25.10
28.10
29.10.
15. Контрольная работа № 2. 1 31.10.
Геометрия 3 часа. 1.
Линии. Линейные меры.
Таблица линейных мер. 55-56-57.
58-59-60. Соотношение линейных мер.
Виды линий. 1 3.09.
10.09.
2. Квадратные меры.
Меры земельных площадей. 61-62-63.
64-65. Соотношение квадратных мер.
Соотношение квадратных мер. Ар, гектар 1 17,24.09..
1.10.
3.
Развертка куба. Свойства граней и вершин.
Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер. 67-68-69.
69-70-71-72.
Свойства параллельных и перпендикулярных прямых.
Свойства рёбер и граней куба. 1
8.10.
15.10.
Вторая четверть-14 часов, из них геометрии –3 часа. 1.
Понятие о проценте.
Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью. 75-76-77.
77-78-79. Нахождение части числа.
Действия с многозначными числами. 1
11.11
12.11.
2. Нахождение 1% числа.
Нахождение нескольких процентов числа. 79-80-81.
82-83-84-85. Превращение дробей в проценты.
Нахождение 1% числа. Процент
сотая 1
15.11
18-19.11
3. Решение задач и примеров на нахождение нескольких процентов от числа. 86-87. Алгоритм нахождения нескольких процентов от числа. 1 22.11
4. Замена нахождения 10%, 20%, 25% числа нахождением дроби числа.
Замена нахождения 50%, 75%, 2%, и 5% числа нахождением дроби числа. 89-90-91.
91-92-93. Нахождение части и дроби от числа.
Таблица соотношения обыкновенных дробей и процентов. 1
25.11.
26.11.
5. Решение задач на вычисление нескольких процентов от числа.
Математические действия с числами, полученными при измерении. 93-94. Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.
Все математические действия в пределах 1 000 000. 1 29.11.
. 96-97-98. 2-3.12.
6. Контрольная работа № 1. 98. 1 6.12.
7. Нахождение числа по 1%. 99-100. Нахождение 1% от числа. 1 9.12.
8 Решение задач и примеров на нахождение нескольких процентов от числа.
Умножение и деление чисел , полученных при измерении, на двузначное число. 101-102
103-104. Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.
Нахождение нескольких процентов числа. 1
10.12.
13.12.
9. Запись десятичной дроби в виде обыкновенной.
Решение задач и примеров на действия с мерами времени. 104-105-106.
106-107. Соотношение мер времени.
Задачи на движение в противоположных направлениях. Скорость удаления. 1
16-17.12.
20.12.
10. Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. 107-108-109-110-111-112. Структура обыкновенных дробей, их сравнение. 1 23-24.12.
11. Контрольная работа № 2. 115. 1 27.12.
Геометрия- 7 часов. 1.
Объём. Меры объёма.
Измерение и вычисление объёма куба.
Измерение и вычисление объёма параллелепипеда. 117-118-119.
119-120-121-122-123.
119-120-121-122-123. Квадратные меры и их соотношения.
Измерение отрезков, рёбер куба. кубические 1
12.11.
19.11.
26.11
4.12.
Нахождение длины рёбер параллелепипеда. 2. Таблица кубических мер (меры объёма).
Соотношение линейных, квадратных, кубических мер. 123-124
124-125-126. Свойства рёбер и граней куба и прямоугольного параллелепипеда. 1
11.12.
18.12.
3. Проверка пройденного. 126-127. 1 25.12.
Третья четверть-20 часов, из них геометрии-5 часов. 1. Образование и виды дробей.
Образование смешанных чисел. 128-129-130.
130-131. Все действия с многозначными числами.
Решение задач на нахождение нескольких процентов числа. Смешанное 1 10-13.01.
14.01.
2. Преобразование дробей.
Сравнение обыкновенных дробей. 132-133.
133-134-135. Сравнение обыкновенных дробей.
Сокращение обыкновенных и десятичных дробей. 1
17.01.
20.01.
3. Все математические действия с целыми числами, десятичными дробями и числами, полученными при измерении. 135-136. Основные свойства обыкновенных и десятичных дробей. 1 21.01
4. Сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей.
Нахождение суммы и разности обыкновенных и десятичных дробей. 137-138.
139-140. Приведение обыкновенных дробей к наименьшему общему знаменателю.
Сложение и вычитание десятичных дробей. 1
24.01.
27.01.
5. Решение задач и примеров с обыкновенными и десятичными дробями.
Сложение и вычитание смешанных чисел. 140-141.
141-142-143. Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании. 1
28.01.
31.01.
6. Вычисление неизвестных компонентов при сложение и вычитании, когда компоненты смешанные числа. 144-145. Умножение и деление на двузначное число. 1 4.02.
7. Контрольная работа № 1. 145-146. 1 7.02.
8. Умножение и деление дробей.
Умножение и деление смешанных чисел. 146-147-148.
148-149. Работа над ошибками.
Умножение и деление дробей. 1
17.02
18.02.
9. Решение задач на нахождение части от числа. 149-152. Действия со смешанными числами. 1 21.02.
10. Сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей. 153-154 Структура обыкновенных и десятичных дробей. 1 28.02.
11. Составление задач на стоимость, цену и количество.
Все математические действия со смешанными числами. 155-156.
156-157 Определение цены по количеству и стоимости.
Сложение и вычитание смешанных чисел. 1
3.03.
4.03.
12. Контрольная работа № 2. 159-160 1 7.03.
13. Выражение десятичной дроби обыкновенной.
Решение задач и примеров в которых нужно превращать обыкновенные дроби в десятичные. 160-161-162-163.
163-164. Работа над ошибками.
Превращение десятичной дроби в обыкновенную. 1
11.03.
14.03.
14. Решение примеров и задач на превращение в десятичные дроби.
Решение задач и примеров на совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. 164-165.
166-167. Превращение обыкновенной дроби в десятичную.
Взаимообратные превращения дробей. 1
17.03.
18.03.
15. Решение задач на противоположное движение.
Контрольная работа № 3. 167-168 Все математические действия с обыкновенными и десятичными дробями. 1
19.03.
20.03
Геометрия- 5 часов. 1. Виды линий. Взаимное положение линий на плоскости. 172-173. Виды линий. 1 14.01.
2. Четырёхугольники, вычисление их площади и периметров. 174-175. Свойства квадрата, прямоугольника. 1 21.01.
3. Взаимное положение геометрических фигур на плоскости.
Осевая симметрия и её свойства.
Центральная симметрия и её свойства. 175.
176-177.
177-178. Свойства окружностей.
Симметричные фигуры.
Свойства осевой симметрии. 1
28.01.
4.02.
18.02.
4. Окружность. Круг и линии в круге.
Построение окружностей заданного радиуса и диаметра и вычисление площади круга. 178-179.
180. Свойства центральной симметрии.
Линии в круге. 1
25.02.
4.03.
5. Углы. Построение углов заданной градусной меры
Построение четырёхугольников различных видов. 181-182
183-184. Элементы угла.
Свойства параллелограмма, ромба.
1 11.03.
18-25.03.
Четвёртая четверть- 16 часа, из них геометрии –4 часов. 1.
Нумерация в пределах 1 000 000.
Решение задач и примеров на сложение и вычитание многозначных чисел. 195-196.
196-197. Устная и письменная нумерация в пределах 1 000.
Разложение чисел на разрядные слагаемые. 1
1 31.03.
1.04.
2. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Сложение и вычитание десятичных дробей. 197-198.
198-199. Структура обыкновенных и десятичных дробей.
Получение смешанных чисел. 1
1 4.04.
7.04.
3. Нахождение суммы и частного десятичных дробей и целых чисел. 199-200. Основное свойство обыкновенной дроби. 1 8.04.
4. Преобразование обыкновенных и десятичных дробей.
Нахождение обыкновенной дроби от числа. 200-202.
202-203 Меры времени и действия с ними.
Чётные и нечётные числа. 1
1 11.04.
15.04.
Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа. 18.04.
5 Нахождение 1% и обыкновенной дроби от числа.
Нахождение нескольких % числа. 204.
205. Нахождение нескольких % числа.
Нахождение части числа. 1
1 21.04.
22.04.
6 Нахождение произведения и частного при умножении и делении на двузначные и трёхзначные числа.
Увеличение и уменьшение в 10,100, 1 000 раз. 206.
206-207 Увеличение и уменьшение в несколько раз. 1
1 25.04.
28.04.
7. Контрольная работа № 1. 1 29.04.
8 Нахождение произведения трёхзначных чисел. 49. 1 5.05.
9. Решение задач на встречное движение. 49-50. 1 6.05.
10. Умножение и деление на двузначное число.
Проверка умножения делением. 50.
52. 1
1 12.05.
16.05.
11. Умножение и деление на трёхзначное число. 53. 1 19.05.
12. Контрольная работа № 2. 1 23.05.
Геометрия – 4 часов. 1.
Геометрические тела.
Цилиндр. 186.
187-188-189. Куб. Прямоугольный параллелепипед. 1
1.04.
8.04.
2. Конус. 189-190. 1 15.04.
. Пирамида.
Шар. 191-192.
193-194. 22.04.
29.04.
3. Геометрические тела и фигуры.
Вычисление площади прямоугольника и квадрата. Квадратные меры. 207-208-209.
210-211-212. 1
6.05.
13.05.
4. Вычисление объёма геометрических тел. Кубические меры. 214-215-216-217. 1 20.05.