Тематическое планирование по образовательному компоненту «Физическая культура» по программе классов для детей с глубокой умственной отсталостью (с 1 по 3 год обучения).
Тематическое планирование по образовательному компоненту «Физическая культура» по программе классов для детей с глубокой умственной отсталостью (с 1 по 3 год обучения).
Пояснительная записка.
Дети ГУО имеют интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии, что сказывается на содержании и методике уроков физической культуры. Замедленность протекания психических процессов, конкретность мышления, дефекты памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. Для того, чтобы обучающиеся воспитанники усвоили упражнения, инструкции к ним, необходимы многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом.
В основу программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков ГУО обучающихся воспитанников.
Каждый урок по физической культуре планируется в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующих возможностям обучающихся воспитанников. В программу включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, общеразвивающие и корригирующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.
В процессе физического воспитания добиваемся решения конкретных задач:
формировать умение детей готовиться к уроку физкультуры;
формировать умение правильному построению на урок и знанию своего места в строю;
формировать умение правильному передвижению детей из класса на урок физкультуры;
формировать умение ориентировке в зале по конкретным ориентирам;
формировать умение простейшим исходным положениям при выполненииобщеразвивающих упражнений и движению в различных пространственныхнаправлениях (вперед, назад, в сторону, вниз, вверх)
формировать умение навыкам правильного дыхания ( по показу учителя);
формировать умение выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
формировать умение ходить и бегать в строю, в колонне по одному;
-прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных
видах прыжков;
-обучать мягкому приземлению в прыжках;
- формировать умение прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
- формировать умение правильному захвату различных по величине предметов, передаче и переноске их;
формировать умения метаниям, броскам и ловле мяча;
формировать умение в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
формировать умение выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
формировать умение сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;
формировать умение преодолению простейших препятствий;
формировать умение переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжелых вещей;
-формировать умение целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.
В классах для детей с ГУО исключительно важное значение имеет организация и проведение «Дней здоровья», внеклассной работы по типу «Веселых стартов».
Все занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Список используемой литературы:
Программа классов для детей с глубокой умственной отсталостью, Пермь 2002
Мозговой В.И. Уроки физической культуры в начальных классах специального (коррекционного) образовательного учреждения( VIII вид).Пособие для учителя ,2009
Правдов М.А. Уроки физической культуры. 1-4 классы,2010
Ковалько В.И. Школа физкультминуток.1-4 классы,2013
Попова Г.П. Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: Упражнения, игры, инсценировки,2008
Тематическое планирование по физической культуре для обучающихся воспитанников с ГУО 1 классов при двухразовом занятии в неделю.
№
У
Р
О
К
А
Д
А
Т
А
Основная направленность
Кол-во
часов
Примечание
I четверть (18 часов)
1
Техника безопасности на уроках по физической культуре.
1
2
3
Ходьба небольшими группами и всей группой.
2
4
5
Ходьба по залу, касаясь рукой стены.
2
6
7
Ходьба по линии, начерченной на полу.
2
8
Свободный бег.
2
9
10
Бег на носка.
2
11
12
Подпрыгивание на месте на двух ногах.
2
13
14
Спрыгивание с высоты 10-20см.
2
15
16
Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками.
2
17
18
Правильный захват мяча руками.
2
II четверть (14 часов)
19
Техника безопасности на уроках по физической культуре.
1
20
Построение в колонну по одному с помощью учителя
1
21
22
Выполнение движений по команде учителя: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановись!», «Повернулись!».
2
23
24
Построение в колонну в нарисованных кружках.
2
25
26
Дыхательные упражнения по подражанию.
2
27
28
Основные положения и движения (по подражанию)
2
29
30
Упражнения для формирования правильной осанки
2
31
Похлопывание ритма в разном темпе (два равномерных хлопка в медленном темпе, то же в быстром темпе).
1
32
Ходьба под хлопки.
1
III четверть (20 часов)
33
Техника безопасности на уроках по физической культуре
1
34
35
Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке с помощью учителя приставным шагом на 2-3 рейке.
2
36
37
Переползание на четвереньках в медленном темпе.
2
38
39
Подлезание под шнур высотой 50 см.
2
40
41
Перелезание через гимнастическую скамейку с опорой на руки
2
42
43
Перешагивание через вертикальный обруч вперед и назад.
2
44
Ходьба по начерченному коридору шириной 20-30м.
1
45
Ходьба по «коридору» между двумя скамейками.
1
46
Движение руками в стойках: стойка с сомкнутыми ступнями, стойка пятки вместе, носки врозь.
1
47
Катание мяча от ребенка к учителю и от учителя к ребенку.
1
48
Подбрасывание мяча вверх.
1
49
Передача мячей, палок в шеренге.
1
50
51
Упражнения с платками.
2
52
Переноска мяча, гимнастической палки с одного места на другое.
1
IV четверть (16 часов)
53
Техника безопасности на уроках по физической культуре
1
54
55
Ходьба друг за другом обычным шагом с соблюдением интервала.
2
56
57
Ходьба в колонне по одному, взявшись за руки.
2
58
Свободный бег.
1
59
60
Бег на носках.
2
61
62
Подпрыгивание на месте на двух ногах.
2
63
64
Спрыгивание с высоты 10-20см.
2
65
66
Перекладывание мяча с одного места на другое
2
67
68
Выполнение основных движений с удержанием мяча.
2
Тематическое планирование по физической культуре для обучающихся воспитанников с ГУО 2 классов при двухразовом занятии в неделю.
№
У
Р
О
К
А
Дата
Основная направленность
Кол-во
часов
Примечание
I четверть (18 часов)
1
Техника безопасности на уроках физкультуры.
1
2
Построение в колонну по одному, равнение в затылок.
1
3
Построение в одну шеренгу, равнение по черте.
1
4
Ходьба в колонне по одному.
1
5
6
Ходьба на носках.
2
7
8
Медленный бег по подражанию.
2
9
10
Быстрый бег по подражанию
2
11
12
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
2
13
14
Подпрыгивание вверх на двух ногах с доставанием предмета.
2
15
16
Движения руками, ногами, туловищем с удержанием мяча в руках.
2
17
18
Передача мяча из руки в руку
2
II четверть (14 часов)
19
Техника безопасности на уроках физкультуры.
1
20
Перестроение из шеренги в круг, взявшись за руки.
1
21
Движения по команде с показом направлений учителем: « Встать!», « Сесть!», «Пошли!», « Побежали!», « Остановились!», «Повернулись!».
1
22
Ходьба с различным положением рук: на поясе, за голову.
1
23
24
Правильное дыхание в ходьбе с имитацией.
2
25
Основные положения и движения.
1
26
27
Прохлопывание простого ритмического рисунка.
2
28
29
Ритмические упражнения в медленном темпе.
2
30
31
Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз 5 рейки, приставными шагами под контролем учителя.
2
32
Переползание на четвереньках в медленном темпе по коридору 15-25 см.
2
III четверть (20 часов)
33
Техника безопасности на уроках физкультуры.
1
34
35
Перелезание через препятствие высотой до 70 см.
2
36
37
Пролезание через обруч, стоящий вертикально.
2
38
39
Подлезание под препятствие на четвереньках.
2
40
41
Перешагивание через гимнастическую палку.
2
42
43
Ходьба по начерченной линии.
2
44
45
Ходьба по доске, положенной на пол.
2
46
47
Стойка на носках 2-3 сек.
2
48
Стойка на одной ноге, руки на пояс.
1
49
Помахивание флажками над головой, стоя и в ходьбе.
1
50
Наклоны туловища вперед и приседание с опусканием флажков вниз.
1
51
Переноска 3-4 гимнастических палок,2 мячей и других мелких предметов.
1
52
Коллективная переноска гимнастической скамейки и мата под руководством и с помощью учителя.
1
IV четверть (16 часов)
53
Техника безопасности на уроках физкультуры.
1
54
55
Ходьба по кругу, взявшись за руки.
2
56
57
Быстрый и медленный бег по подражанию.
2
58
59
Чередование бега с ходьбой
2
60
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
1
61
62
Подпрыгивание вверх на двух ногах с доставанием предмета.
2
63
64
Спрыгивание с высотой 20-30см.
2
65
66
Броски и ловля мяча от учителя к ученику.
2
67
68
Передача большого мяча в колонне.
2
Тематическое планирование по физической культуре для обучающихся воспитанников с ГУО 3 классов
при двухразовом занятии в неделю.
№ урока
Дата
Основная направленность
Кол-во
часов
Примечание
I четверть (18 часов)
1
Техника безопасности на уроках физкультуры.
1
2
Повороты по ориентирам.
1
3
Команды по словесной инструкции.
1
4
Ходьба с высоким подниманием бедра.
1
5
6
Бег с различной скоростью
2
7
8
Перепрыгивания через начерченную линию, шнур
2
9
10
Прыжки в длину с места толчком двух ног (с пола на мат).
2
11
12
Прыжки в глубину с мягким приземлением.
2
13
14
Подбрасывание мяча вверх и ловля его.
2
15
16
Основные движения руками, ногами, туловищем с удержанием мяча.
2
17
18
Броски малого мяча в стенку.
2
II четверть (14 часов)
19
Техника безопасности на уроках физкультуры.
1
20
Перестроение в колонну по два, взявшись за руки.
1
21
Команды по словесной инструкции.
1
22
23
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет.
2
24
25
Основные положения и движения.
2
26
27
Упражнения для формирование правильной осанки.
2
28
29
Согласование ходьбы с хлопками.
2
30
31
Ускорение и замедление ходьбы при соответствующем изменении музыки.
2
32
Начало движения и остановка по звуковому сигналу
1
III четверть (20 часов)
33
Техника безопасности на уроках физкультуры.
1
34
35
Сбивание большим мячом предметов
2
36
37
Передача большого мяча в колонне над головой.
2
38
39
Перекладывание палок из одной руки в другую.
2
40
41
Круговые движения руками с палками.
2
42
43
Переноска 6-7 гимнастических палок.
2
44
45
Переноска гимнастической скамейки(4 человека) под контролем учителя.
2
46
47
Лазание по гимнастической стенке.
2
48
49
Передвижение по гимнастической стенке в сторону приставными шагами.
2
50
51
Переползание на четвереньках по гимнастической скамейке
2
52
Подлезание под препятствие высотой 40-50см.
1
IV четверть (16 часов)
53
Техника безопасности на уроках физкультуры.
1
54
55
Перелезание через препятствие высотой до 80см. на животе.
2
56
57
Пролезание через 3-4 гимнастических обруча на расстоянии 50см.
2
58
59
Перешагивание через бруски высотой 15-20 см.
2
60
61
Ходьба вдоль гимнастической скамейки
2
62
Стойка на одной ноге, другая согнута вперед, руки в стороны(2-3сек.)
1
63
Ходьба с сохранением правильной осанки
1
64
Ходьба в чередовании с бегом.
1
65
Медленный бег и изменением направлений.
1
66
Прыжки в длину с места.
1
67
Подготовка кистей рук к метанию.
1
68
Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение его.
1
15