Программы обучения детей с глубокой умственной отсталостью, 9 класс.


ПРОГРАММЫ
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
9 класс.
В данной программе использованы:
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 2010 г.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.
Чтение и письмо
Пояснительная записка.

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико – синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
На первых годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения).
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами , букварные настенные таблицы.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов и, по возможности, предложений.
При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Обучение письму детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.
Конечная цель обучения письму и чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.
Содержание программы.
Чтение (66 часов).
Выделение главной мысли произведения. Название главных действующих лиц, описание их внешности, оценка их поступков. Пересказ по плану с помощью учителя.
Продолжить обучение глобальному чтению информации. Систематическое чтение статей из газет и журналов, выделение непонятных слов из текста и объяснение их с помощью учителя.
Заучивание наизусть стихотворений по выбору учителя.
Письмо (66 часов).
Звуки и буквы.
Различение аффрикатов (ч-ц-щ).
Слово.
Слова, обозначающие предмет и действие предмета. Предлоги .Слова, обозначающие признак предмета.
Узнавание предметов по их признакам и действиям.
Предложение.
Работа с деформированными предложениями, распространение предложений по вопросам. Запись их.
Закрепление умения написать свой адрес, заполнить дневник.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Работа с деформированными предложениями.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ (33 часа)
Пояснительная записка.

Работа по предмету «Самообслуживание» тесно связана с хозяйственно-бытовым трудом и доступна, что содействует общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, готовит их к самостоятельности в быту. Эти занятия являются также средством активного познания окружающей действительности.
Основной целью данной программы является: формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования, которая осуществляется в ходе обучения самообслуживанию и жизнеобеспечению,а также в решении каждодневных жизненных задач, направленных на удовлетворение своих первоочередных потребностей.
Задачи обучения:
-учить сообщать о своих потребностях;
-учить соблюдать гигиенические нормы;
-учить содержать в чистоте окружающее пространство;
- развивать умение планировать свою работу;
- осознавать логическую последовательности определенных действий;
- формировать речь обучающихся, расширять словарный запас слов;
- формировать простейшие счетно - измерительных навыки ;- учить сообщать учащихся и формировать необходимые знания, умения и навыки по бытовому труду; ведению домашнего хозяйства и кулинарии;
- прививать навыки самостоятельности.
Все виды работ по самообслуживанию осуществляются в соответствии с правилами санитарии и гигиены.
Содержание программы.
Гигиена. Закрепление имеющихся знаний, умений и навыков .Использование по назначению предметов личной гигиены, самостоятельное выполнение доступных гигиенических процедур. 
Одежда и обувь. Смена одежды и обуви по сезону. Ремонт одежды. Уход за одеждой. Средства для стирки белья и ухода за обувью. Стирка мелких вещей, отжимание, развешивание. Чистка обуви при помощи щетки и крема. 
Бытовая техника: стиральная машина. Назначение, наблюдение за процессом подготовки белья к машинной стирке и операциями, выполняемыми стиральной машиной. 
Питание. Посуда, столовые приборы. Средства для мытья посуды. Навыки: сервировка столов к завтраку, обеду, ужину, уборка посуды, вытирание столов. Выбор средства для мытья посуды. Мытье посуды. 
Продукты. Наша пища. Гигиена питания. Основные блюда, название, состав. Молоко и молочные продукты. Культура поведения за столом.Помещение. Предметное наполнение помещений: квартиры, класса. Мебель и аксессуары. Уборка учебной и игровой зон класса. Навыки: вытирание пыли, подметание пола. Мытье мебели: стола, стула, парты. Уход за комнатными растениями.Труд взрослых: дворник. Наблюдение за работой, посильная помощь. Значение труда дворника.
Хозяйственно-бытовой труд. (99 часов)
Пояснительная записка.
Работа по хозяйственно-бытовому труду как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей с глубокой умственной отсталостью. Готовит их к самостоятельности в быту.
На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий.
В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.
Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам: жильё, одежда, обувь, питание.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Одежда и обувь. Предметы одежды и обуви. Сезонная одежда и обувь. Виды одежды и обуви (домашняя, рабочая, праздничная, спортивная). Уход за одеждой и обувью. Мелкий ремонт одежды. Бытовая техника: утюг. Назначение, части утюга, правила техники безопасности при работе с электроприбором, последовательность действий при глажении. Швейная машинка: назначение, наблюдение за процессом работы на швейной машинке. Навыки: выбор средств для ухода за обувью, самостоятельное мытье обуви, просушивание и чистка с помощью щетки и крема. Выбор средств для стирки белья, стирка мелких вещей, сушка белья, определение готовности белья к процессу глажения. Включение, выключение утюга, утюжка мелких вещей; увлажнение ткани с помощью опрыскивателя. Пришивание крупных пуговиц ( без ножки) к картону, ткани, изделию одежды. Питание. Посуда: чайная, столовая, кухонная, столовые приборы. Выполнение обязанностей дежурных. Мытье посуды. Навыки: сервировка столов, уборка посуды, мытье столов. Выбор средства для мытья посуды. Мытье чайной, столовой посуды и столовых приборов ( ложки, вилки).
Продукты. Определение блюда и его основных продуктов, входящих в его состав. Крупы и блюда из круп. Яйца, блюда из яиц. Навыки: мытье овощей, варка. Использование терки и пластмассового ножа для нарезания вареных овощей. Приготовление простого бутерброда (нарезка хлеба, сыра, намазывание масла на хлеб). Приготовление каши совместно с педагогом. Варка яиц, определение времени, необходимого для варки яиц по минутной стрелке часов или таймеру. Совместное с педагогом приготовление блюд из яиц: яичница, омлет. 
Бытовая техника: миксер. Назначение, использование, правила техники безопасности. Навыки: включение, выключение миксера, переключение скоростей вращения рамок. Использование миксера для смешивания продуктов при приготовлении омлета, теста. Труд взрослых. Повар, кладовщик, мойщик посуды (экскурсия на кухню). Трудовые действия работников пищеблока. Оборудование кухни для хранения продуктов и приготовления пищи. Значение труда работников кухни. Помещение. Помещения школы, их функциональное назначение и предметное наполнение. Квартира, помещения в квартире, их назначение и предметное наполнение. Мебель, материал для ее изготовления. Уход за мебелью. Аксессуары, их назначение, правила обращения. Сухая и влажная уборка помещений. Гигиенический режим жилого помещения. Средства бытовой химии для уборки помещений, их разнообразие, правила техники безопасности при их использовании. Бытовая техника: пылесос. Назначение, правила техники безопасности, последовательность действий при работе. Навыки: определение необходимости уборки в помещении. Вытирание пыли, подметание пола. Использование пылесоса для уборки пола, чистки ковров и мягкой мебели. Мытье мебели, дверей, подоконников. Влажная уборка пола с использованием швабры. Различение средств бытовой химии для уборки помещения по рисункам и обозначениям на упаковке. Посильное участие в ремонте инвентаря, игрушек, игр и подклейке книг. Труд взрослых: рабочие по обслуживанию здания. Трудовые действия, инструменты, используемые в работе, значение труда. Наблюдение за работой. Труд в природе. Уход за комнатными растениями .Труд на школьном дворе. Навыки: подметание территории, уборка мусора с участка для прогулок; уборка листьев. Уборка снега с участка, расчищение дорожек от снега. Помощь взрослым при ремонте и покраске оборудования участка.Труд взрослых: водитель специального транспорта по вывозу мусора. Наблюдение за работой, значение труда.
Практическая работа. Ремонт одежды. Утюжка белья. Сервировка стола. Мытьё посуды. Пришивание пуговиц. Варка овощей. Приготовление простых бутербродов. Приготовление блюд из яиц (яичницы, омлета). Приготовление молочной каши.
МАТЕМАТИКА (66 часов)
Пояснительная записка.
У глубоко умственно отсталых детей очень глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучению счёту. У детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе чисел, они лишь механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом. А переход к абстрактному счёту для них недоступен.
При обучении необходимо предусмотреть систему таких ЗУНов, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечили бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Обучение счёту глубоко умственно отсталых детей начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи - развитие интереса к занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период должны стать наблюдения, экскурсии, дидактические игры.
На уроках дети считают предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и ёмкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия должны быть тесно связаны с другими учебными дисциплинами, особенно с ручным трудом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Повторение материала 8-го класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 100.
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).
Работа со счетами. Счет прямой и обратный десятками в пределах 100.
Составление и решение задач в пределах 100 без перехода через разряд.
Меры стоимости: 10 рублей , 50 рублей, 100 рублей. Размен и замена. Работа с символами бумажных денег.
Меры длины: метр (метровая линейка). Измерение метром.
Меры емкости: литр.
Меры времени: определение времени по часам с точностью до получаса. Год, названия месяцев. Сутки: утро, день, вечер, ночь.
Геометрический материал: круг, треугольник, квадрат , прямая линия. Обведение шаблона.
ЧЕЛОВЕК (66 часов)
Пояснительная записка.
Программа направлена на формирование у глубоко умственно отсталых учащихся доступных знаний об организме человека и охране его здоровья. Данная программа предполагает реализацию образовательных и воспитательных задач по следующим направлениям:
Организм человека и его части и функции;
Органы чувств;
Гигиена;
Охрана здоровья.
Целью обучения является овладение теоретическими сведениями и привитие практических умений и навыков, необходимых для социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа предполагает дать элементарные знания об организме человека, его частях, скелете, осанке, мышцах и их значении, о значении физического труда и физкультуры; об органах пищеварения; о зубах и уходе за ними; о пище и гигиене питания; об органах дыхания и кровообращения; о сердце и его тренировке; о нервной системе, органах выделения и органах чувств. Учащиеся знакомятся с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельн6ости организма. Детям сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение и употребление спиртных напитков. Интеллектуальные возможности глубоко умственно отсталых учащихся и практическая направленность программного материала обуславливают широкое применение наглядных методов и средств обучения, а также формирование умений и навыков в ходе практических действий. С учетом психофизических особенностей учащихся даётся небольшой объем знаний, а материал неоднократно повторяется и закрепляется.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Человек, организм человека.
Опорно-двигательный аппарат. Роль утренней гимнастики, занятий спортом, физической культурой в формировании правильной осанки, красивой походки.
Профилактика травматизма: ушибов, ран, переломов, растяжение связок.
Сердце, сосуды и кровь человека. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
Органы пищеварения. Культура питания, профилактика заболеваний ЖКТ.
Охрана здоровья человека. Профилактика курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании.
Медицинская и врачебная помощь в поликлинике и стационаре. Виды и формы лечения: лекарственная терапия – таблетки, порошки, капсулы, растворы, микстуры, инъекции и т.д.Физиотерапия: ингаляция, УВЧ, кварцевание, массаж, ЛФК и т.д.
Человек - представитель живой природы. Единство живой природы планеты: растений, животных, людей
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (66 часов)
Пояснительная записка.
Дисциплина «Человек и общество» является средством формирования обществоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о системе социальных и общественных знаний. В процессе обучения у детей уточняются имеющиеся представления о системе социальных и общественных связей, даются новые знания об основных ее элементах. На основе наблюдений даются представления о взаимосвязи жизни человека и окружающей среды, о формах приспособлений человека к условиям микро и макросоциальной среды.
Содержание и методика проведения уроков позволяет сформировать первоначальные сведения о способах общения и поведения в различных жизненных ситуациях.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Этот принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в ходе учебного процесса, а также дополнять их новыми сведениями.
Содержание программы предполагает большое количество наблюдений за живыми объектами и отношениями между ними; практических действий, позволяющих узнать и определить реальные особенности и свойства объектов. Ведущими методами обучения являются: беседа, наблюдение, ролевая игра, экскурсия. Знания и умения данного предмета необходимо реализовывать на уроках чтения, письма, математики, СБО, трудового обучения и в повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Взаимоотношения в семье и классе. Хорошие манеры и здоровье. Влияние отсутствия хороших манер на окружающих, на собственное здоровье и здоровье других людей. Разыгрывание ситуаций.
Эмоции человека, их адекватное выражение в соответствии с ситуацией. Умение замечать состояние другого человека, уметь радоваться вместе с ним, выражать сочувствие. Влияние настроения на здоровье человека. Разыгрывание ситуаций.
Уточнение знаний о профессиях.
Предметы рукотворного мира, их роль в жизни людей, материалы для их изготовления.
Службы быстрого реагирования.
Русские народные промыслы, игрушки, фольклор, праздники.
Сохранение здоровья, роль физических упражнений в жизни человека.
Россия- наша Родина. Москва- столица России. Земля- наш общий дом.
Мой родной город: архитектура, памятные места, люди, прославившие нашу землю.
Планета Земля. Космос. Природныё богатства. Вода, воздух: свойства, роль в жизни человека. Электричество на службе у человека.
Охрана жизни и здоровья.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА (66 часов)
Пояснительная записка.
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации детей с глубокой умственной отсталостью показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в окружающей жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использования табличек, объявлений указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связанны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить глубоко умственно отсталый ребёнок в школе, т.е. с чтением, письмом, математикой. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка с глубокой умственной отсталостью. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счёту глубоко умственно отсталый ребёнок может более успешно адаптироваться в общественной жизни: между тем, бесспорно и другое – одного обучения грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Этот предмет вводится в учебный план в классах для глубоко умственно отсталых детей с 3-го года обучения; но будет недостаточным, если учащийся заучит и будет владеть только умениями и навыками, указанными в программе. Программа предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций правильных взаимоотношений с людьми.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Повторение материала 8 класса.
Личная гигиена. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы его сбережения.
Одежда и обувь. Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей. Их стирка и глажение.
Питание. Меню. Рецепт. Блюдо. Приготовление овощного супа, киселя.
Культура поведения. Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей. Правила приема и приглашения гостей. Форма отказа.
Торговля. Порядок приобретения товара: выбор, рассматривание, выяснение, назначение, стоимость, примерка, оплата. Получение чека, сдача. Хранение чека.
Трудоустройство. Беседа о профессиях. Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу (постоянной и по договору). Документы, необходимые для поступления на работу. Органы социальной защиты.
РЕМЕСЛО.(297 часов)
Пояснительная записка.
Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей с глубокой умственной отсталостью координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие.
Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей.
Для работы необходимо иметь бумагу разных сортов: тонкую и толстую, проклеенную и не проклеенную, белую и цветную. Картон тоже должен быть нескольких сортов.
Детям сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Учитель предлагает найти в классе предметы, сделанные из бумаги и картона. Объясняет, что бумага и картон бывают разных сортов, демонстрирует коллекцию образцов бумаги и картона. Сообщает элементарные сведения о свойствах бумаги и картона: они легко обрабатываются – сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде. Рассказ о свойствах бумаги и картона должен сопровождаться наглядным показом этих свойств.
Обучение начинают с наиболее лёгких операций, не требующих применения инструментов. С этой целью проводятся упражнения с максимальным упрощением задания, не предусматривающие изготовление какого-либо изделия.
Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами (гладилкой, ножом, ножницами, щёткой или кистью для намазывания клеем, шаблонами). Особое внимание следует обратить на правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать учащихся.
На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Дети с глубокой умственной отсталостью учатся рассказывать о проделанной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать своё и чужое изделие.
В процессе трудового обучения глубоко умственно отсталые дети должны освоить изготовление клеевых и сборных коробок, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформировать организационные навыки производительного труда.
Обучение картонажному делу должно быть построено таким образом, чтобы учащиеся могли выполнять работу как бригадным способом, так и самостоятельно от начала, до конца.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ,
Работа с бумагой и картоном
Закрепление усвоенных знаний, умений и навыков. Сведения. Бумажная масса, ее применение. Знакомство с изделиями, изготовленными с применением бумажной массы. Материалы для соединения бумаги, картона: скотч и степлер. Приемы работы. Складывание бумаги «гармошкой». Склеивание симметричных деталей, сложенных пополам. Приготовление бумажной массы. Заполнение шаблона, контура предмета бумажной массой. Сгибание бумаги способом от углов к центру. Использование скотча и степлера для соединения деталей изделий. Содержание. Обрывание и вырезывание по контуру несложных форм (овощи, фрукты). Вырезывание симметричных фигур из бумаги, сложенной «гармошкой», использование их для выполнения сюжетных и декоративных аппликаций. Выполнение сюжетно-тематических аппликаций (коллективная и индивидуальная формы работы). Составление и наклеивание несложных геометрических и растительных орнаментов в круге, квадрате, овале. Изготовление объемных аппликаций. Изготовление объемных изделий из бумаги (6-8 симметричных деталей, склеенных между собой): шары, цветы, фрукты и т.д. Вычерчивание и вырезание геометрических фигур. Составление предметных изображений из геометрических фигур.Изготовление бумажной массы. Выполнение объемных аппликаций из бумажной массы. Изготовление с помощью шаблона поделок из бумажной массы. Упражнения в сгибании бумаги квадратной формы способом от углов к центру. Обучение способам соединения деталей с помощью скотча и степлера, применение их в возможных видах работ. Изготовление сувениров, открыток к праздникам, коллективных тематических панно с целью закрепления имеющихся умений и навыков.

Работа с пластичными материалами
Закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Приемы работы.  Закрепление усвоенных приемов лепки и использования стеки. Освоение приема соединения деталей примазыванием. Содержание. Лепка по образцу изделий с использованием доступных приемов; предварительных анализ образца и определение последовательности работы. Лепка по заданию хорошо знакомых изделий. Лепка букв и цифр. Лепка с использованием приема соединения деталей примазыванием (формы из двух и более частей). Лепка стилизованных фигур животных, птиц. Изготовление поделок способом налепа (элементы барельефной лепки). Изготовление из соленого теста атрибутов для игр, мелких игрушек, сувениров. Создание тематических композиций.

Конструирование
Закрепление имеющихся умений и навыков. Конструирование объектов из палочек, плоскостных форм по графическому образцу. Составление изображений с использованием кубиков (четыре, шесть, девять частей) вместе с учителем и по образцу. Составление изображений из «осколочных» картинок по образцу. Конструирование объектов из конструктора вместе с педагогом, по готовому образцу. Знакомство с деталями металлического конструктора: плато, планки, пластины, скобы, винты, гайки. Группировка деталей по образцу. Упражнения в завинчивании гайки рукой. Упражнения в соединении деталей конструктора винтами и гайками без использования инструментов. Сборка по показу и по образцу треугольника (из трех плоских планок), квадрата (из четырех планок), прямоугольника (из двух длинных и двух коротких планок). Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). Сборка по образцу лопатки (квадрат и планка); лесенки (из планок, из планок и скоб – по возможности); стола (плато, планки) и др. Конструирование доступных объектов с помощью учителя и по готовому образцу. Разборка изделий. Конструирование по образцу и по заданию одних и тех же знакомых объектов из различных конструкторов с применением усвоенных умений и навыков.
Работа с разными материалами
Сбор природного материала и его подготовка к работе. Составление гербария из засушенных листьев и цветов. Выполнение предметных и несложных сюжетных (2-4 объекта) аппликаций из засушенных листьев, веточек, цветов, семян по образцу. Составление и наклеивание узоров из засушенных листьев, цветов в полосе, круге, квадрате, овале (без чередования и с чередованием элементов) по готовому образцу и рисунку. Составление и наклеивание простых сюжетных контурных изображений из семян арбуза, дыни. Заполнение шаблона, контуров предметных изображений семенами растений; дальнейшее составление из них коллективных тематических работ. Выполнение коллективных аппликаций из готовых деталей плотной ткани. Совместное с учителем изготовление помпона из толстых ниток; изделие – шапочка, колпак (из бумаги, ткани или бросового материала) с помпоном. Изготовление предметных изображений способом наклеивания на шаблон обрезков нитей; дальнейшее составление из них коллективных тематических работ. Мозаичная аппликация из яичной скорлупы способом наклеивания на шаблон или заполнения контурного изображения. Составление из предметных изображений коллективных панно. Изготовление поделок из бросового материала по образцу, рисунку с использованием графических изображений этапов, выполнения работы. Соединение деталей поделки с использованием скотча, степлера.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по изобразительному искусству способствуют развитию у детей чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость,
самостоятельность в работе.
Уроки изобразительного искусства состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде чем подойти к этим занятиям, с обучающимися необходимо провести подготовительные упражнения.
Подготовительные занятия
В ходе них дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш, лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Во время занятий изобразительным искусством необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.
На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т. д. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приёмов раскрашивания.
Большое внимание в работе с глубоко умственно отсталыми детьми следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования дети под руководством учителя составляют простейшие узоры в полосе, круге, квадрате и т.д., учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определённом порядке. Причём вначале детей учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических фигур, а затем из растительных форм.
На младших годах обучения при составлении узоров в полосе из геометрических форм или растительных, деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.
Рисование с натуры
Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.
Учащиеся тренируются в проведении горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного вида постройки.
Рисование на темы
В уроки изобразительного искусства на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.
Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает: что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приёмы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчёт о проделанном.
На уроках тематического рисования дети рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, даты календаря, различные детские сказки.
Уроки изобразительного искусства должны быть тесно связаны с другими предметами, и в частности с уроками письма и предметно-практической деятельности.
Содержание программы.
Декоративное рисование. Закрепление умений и навыков, полученных ранее; совершенствование умений и навыков пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов. Продолжение знакомства с народными промыслами, простейшие элементы росписи (филимоновская, дымковская игрушки).
Рисование с натуры. Закрепление умений и навыков анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой; установление последовательности выполнения рисунка; передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами; ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Беседа о натюрморте. Экскурсии на художественные выставки.
Примерные задания.
Рисование несложных натюрмортов (ваза с фруктами, ваза с цветами, с посудой). Рисование с натуры предметов комбинированной формы (настольная лампа, столярные инструменты и др.).
Рисование на тему. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга, работать акварельными и гуашевыми красками.
Примерные задания.
Рисование на темы: «Праздничный город», «Новый год», «Снег пушистый», «Весна пришла». Иллюстрирование отрывков из произведений , изучаемых на уроках чтения.
МУЗЫКА. (33 часа)
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном /коррекционном/ образовательном учреждении VIII вида.
Музыка оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Музыка формирует вкусы, воспитывает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимся коррекционных учреждении.
В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Поэтому учителю музыки необходимо вести свою работу в контакте с логопедом и врачом психиатром.
Программный материал уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Основой уроков музыки является хоровое пение. Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, который должен быть доступным для пения и восприятия детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Мелодии песен должны быть простыми, и содержание текста ясным, конкретным, с незначительным объемом слов. Репертуар песен должен соответствовать возрасту и особенностям речевого развития детей. Обучающиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных ее частей.
Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения, распевания на попевках и легких песнях. Программой предусмотрено пение как в музыкальном сопровождении, так и без него.
Пение без музыкального сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю.
Репертуар песен в каждом классе составлен с учетом возраста и особенностей речевого развития обучающихся. Неотъемлемой частью каждого урока должно быть слушание музыки, которое способствует расширению кругозора, воспитывает у обучающихся музыкальный слух. Дети слушают, понимают и воспринимают музыкальные произведения, более сложные по своему содержанию и эмоциональной окраске, чем те, которые они исполняют. Поэтому слушание музыки имеет большое значение в коррекционно- развивающей работе с этими детьми.
В начальных классах обучающиеся знакомятся с отдельными понятиями музыкальной грамоты, которые включены или в раздел «Пение», или в раздел «Слушание музыки».
Содержание программы. (33 ч.)
Пение
Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика.
Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной.
Вокально- хоровые упражнения, попевки, прибаутки.
«Комарочек», рус.нар.песня;
«Во поле береза», рус.нар.песня;
«А я по лугу», рус.нар.песня;
«Земелюшка-чернозем», рус.нар.песня;
«Тень, тень, бутетень» (небылица);
«Богатые мужички» (колядка);
«Миленький ты мой», м., сл. народные;
«Каким ты был», м. М. Блантера, сл. М. Исаковского;
«Родные места», м. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского;
«Темная ночь», м. Н. Богословского, сл. В. Агатова;
Слушание музыки
Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни, как отражение многообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: баян, трещотка, деревянные ложки, балалайка и т.д.
Повторное прослушивание произведений из программы 8-го класса.
«Гуси-лебеди», рус.нар. сказка
«Жар-Птица», рус.нар.сказка«Царевна – лягушка», рус.нар.сказка«Сивка-Бурка», рус.нар.сказка«Уральская рябинушка», м. Е. Радыгина, сл. М. Пилипенко;
«Ой, мороз. Мороз», рус.нар.песня;
«Камаринская», П. Чайковский;
«Ходит месяц над лугами», С. Прокофьев;
«Петрушка», Г. Стравинский;
«Легко на сердце от песни веселой»
«Москва майская»,
«Моя Москва», м. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Аграняна.
Музыкальная грамота.
Учить детей точнее выполнять задание, сознательно исправлять свои ошибки, выразительно исполнять движения
Развивать в них инициативу и самостоятельность при выполнении заданий.
В музыкальных играх развивать чувства ритм, музыкальную память.
Обучать детей понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (f, P), регистровой окраске (высокое и низкое звучание), темпа (быстро, медленно) и с простейшей формой музыкального произведения.
Учить воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером музыки.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. (66 часов)
Пояснительная записка.
В основу настоящей программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики. Укрепление здоровья. Выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
Глубоко умственно отсталые дети имеют интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии, что сказывается на содержании и методике уроков физической культуры. Замедленность протекания психических процессов. Конкретность мышления, дефекты памяти и внимания обуславливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. Для того, чтобы обучающиеся усвоили упражнения, инструкции к ним необходимы многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом. Необходимо подбирать такие упражнения и задания, которые состоят из простых элементарных движений. Одной из характерных особенностей глубоко умственно отсталых обучающихся является инертность нервных процессов, их стереотипность и, обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении привычной обстановки, они не могут воспроизвести даже хорошо разученные, знакомые упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же заданий в различных условиях.
В работе с глубоко умственно отсталыми обучающимися нужно помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому им требуется непосредственная помощь в процессе воспроизведения задания.
Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, грубая эндокринная патология, диспластичность развития обязывают учителя быть особенно осторожным в подборе физических упражнений, в их дозировке и темпе проведения, как отдельных заданий, так и всего урока. Каждый урок по физической культуре должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующим возможностям учащихся.
Урок целесообразно строить из четырёх частей (вводной, подготовительной, основной, заключительной), которые должны быть методически связаны между собой. В настоящую программу включены следующие разделы: общеразвивающие и корригирующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.
В процессе физического воспитания необходимо добиваться решения конкретных задач:
учить детей готовиться к уроку физкультуры;
учить правильному построению на урок и знанию своего места в строю;
учить детей правильному передвижению из класса на урок физкультуры;
учить ориентироваться в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);
учить простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз);
учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному;
прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;
обучать мягкому приземлению в прыжках;
учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
учить правильному захвату различных предметов, передаче и переноске их;
учить метаниям, броскам и ловле мяча;
учить ходить в заданном ритме под хлопки, счёт, музыку;
учить выполнять простейшие упражнения в определённом ритме;
учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;
учить преодолению различных препятствий;
учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжёлых вещей;
учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дыхательные упражнения.
Регулирование дыхания при переносе груза в упражнении с преодолением препятствий, сопротивления. Обучение правильному дыханию при выполнении упражнений скоростно- силового характера.
Основные положения и движения.
Фиксированное положение головы при быстрых сменах исходных положений. Соединения различных исходных положений и движений руками, ногами, туловищем в несложных комбинациях. Наклоны туловища с подбрасыванием и ловлей предметов.
Упражнения на осанку.
Лазание по гимнастической скамейке, руки на поясе, ноги прямые, сгибание и разгибание стоп. Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз, переход с одного пролета на другой.
Ритмические упражнения.
Простейшие сочетания музыкальных танцевальных шагов. Ритмический танец.
Прикладные упражнения.
Построения, перестроения.
Ходьба и бег. Построение в две шеренги. Ходьба в различном темпе, направлении. Повороты в движении направо, налево.
Прыжки.
Прыжок «согнув ноги» через козла, коня, в ширину (все учащиеся). Совершенствование всех видов ранее изученных прыжков.
Броски, ловля, передача предметов, переноска груза.
Броски набивного мяча (вес до 1 кг) друг другу одной рукой от правого и левого плеча. Передача набивного мяча из одной руки в другую сзади туловища и между ног. Катание набивного мяча ногой с продвижением прыжками на другой. Ходьба по гимнастической скамейке с преодолением препятствий. Переноска нескольких снарядов по группам (на время). Техника безопасности при переноске снарядов.
Лазание, подлезание, перелезание.
Перелезание через последовательно расположенные препятствия различными способами с включением бега, прыжков, равновесия. Преодоление препятствий с перелезанием через них, подлезанием (в эстафетах).
Равновесие.
Ходьба на носках приставными шагами, с поворотом, с различными движениями рук. Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием с пола гимнастических палок, мячей, сохраняя равновесие. Расхождение вдвоем при встрече с предметами в руках.
Игры.
«Лучший бегун», «Преодолей препятствие», «Запрещенное движение», «Самый точный», «Ловкие, смелые, выносливые», «Птицы».Эстафета с передачей мячей, бегом, прыжками.