Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью учителя Котковой Нины Николаевны по предметно-практической деятельности в 1 классе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Виткуловская средняя общеобразовательная школа
Сосновского района Нижегородской области
Принято решением педагогического совета
Протокол № __17_
от _28_августа_2015г «Согласовано»
Заместитель директора Кошелева В.С.
____________
« » _________ 2015г. Утверждаю
Директор ________ Пронин А. А.
Приказ № _140_
от « 31 » августа 2015г
Адаптированная образовательная программа
обучения по индивидуальному учебному плану на дому
для детей с глубокой умственной отсталостью
учителя Котковой Нины Николаевны
по предметно-практической деятельности в 1 классе
2015 – 2016
учебный год
с. ВиткуловоАннотация к адаптированной образовательной программе обучения
по индивидуальному учебному плану на дому
для детей с глубокой умственной отсталостью
по предметно-практической деятельности в 1 классе
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью по предметно-практической деятельности в 1 классе составлена на основе «Программы обучения глубоко - умственно отсталых детей». Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.
Занятия проводятся в игровой форме на доступном ребенку уровне. Содержание программы направлено на восполнение недоразвития предметных действий и коррекцию ее восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации и пространственных представлений.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталому ребенку. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности ребенка, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие осуществляется по разработанной системе в предметно - манипулятивной деятельности и дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых ребенком знаний, умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
Указанные в программе предметно-практической деятельности игры не исключают применение других игр на других уроках. В данную программу отобраны и включены такие игры, задачи которых в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.
Составитель - Коткова Нина Николаевна
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью по предметно-практической деятельности в 1 классе составлена на основе «Программы обучения глубоко - умственно отсталых детей». Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью.
Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
Цель:
Развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятия), развитие ручной умелости.
Задачи:
Обучение доступным приемам предметно-практической деятельности.
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
Коррекция сенсорной, эмоционально - волевой сферы и умственной деятельности.
Формирование навыков правильного поведения, коммуникабельности.
У ребенка с выраженной умственной отсталостью выявлены многочисленные недостатки в формировании ее умственной деятельности. У нее затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей и отношений между отдельными действиями и звеньями умственной задачи. Она не может организовать свою деятельность и не использует образец. У нее отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировки и обобщения, сравнения, анализа, классификации, ей недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема и т.д. Она не умеет пользоваться в практической деятельности даже элементарными знаниями, имеющимися у них.
Между тем, формирование этих основных навыков и приемов умственной деятельности глубоко умственно отсталой девочки в младшем возрасте возможно именно на самом элементарном, сенсорном, предметно-практическом уровне.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, свойственных глубоко умственно отсталому ребенку.
Достижение поставленных задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных, тактильных восприятий, координации работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, и др.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых ребенком знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. В данную программу отобраны и включены такие игры, дидактические задачи которых в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.
Организация и оборудование занятий
Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Стол учителя стоит напротив и является демонстрационным. Он должен быть совершенно освобожден от всех предметов, не относящихся к данному уроку. К каждому уроку учитель обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый дидактический материал. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать ребенка к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность ребенка.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Содержание курса
Предметно-манипулятивные действия
Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»: движения рук, кистей («Птички», «Кулачки-ладошки», «Молоток» и пр.).
В 1 классе не требуется выполнения сложных упражнений для пальцев, требующих точности работы мелких мышц («пальчики здороваются»).
Выполнение подражательных действий со сменой вида движения («Стучим – прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движениями учителя).
Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение с флажком»).
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:
катание шариков в определенном направлении;
бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком;
складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;
открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек;
нанизывание предметов с отверстиями на стержень;
нанизывание шаров на шнур («бусы»);
использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета;
использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими навыками в новой ситуации.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
Цвет. Выбор по образцу и инструкции («Дай такой») предметов одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.).
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу).
Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) из 8 – 12 предметов всех указанных цветов (без называния цветов).
Три цвета: красный, синий, желтый – уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Самостоятельно правильно назвать красный цвет, четко соотнося только с предметами красного цвета.
Форма. Выбор по образцу и инструкции («Дай такой») одной формы из 6-10 предметов двух контрастных объемных форм без их названия; шар-параллелепипед («брусок», «Кирпичик»); куб – конус («башенка»).
Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).
Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») их 8-12 предметов всех указанных форм (без названия форм). Выбор предметов одной формы из 6 – 10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции («Дай такой»).
Раскладывание этих плоскостных форм.
Самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат.
Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 6 – 10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции («Дай такой»).
Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку – больших предметов, в маленькую – маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных – больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера).
Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.
Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки – к таре, мячи и шары – к отверстиям разного диаметра).
Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать какой предмет больше, а какой меньше. Самостоятельно называть величины: большой, маленький.
Дидактические игры
«Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты», «дорожки»); чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный – синий – красный – синий и т.д.).
«Предметное цветовое лото»: размещение цветных кубиков на розданных таблицах соответствующих цветов, с учетом расположения контуров нарисованных на таблицах квадратов. (Размер грани кубика соответствует размеру квадрата на таблице). (Игра дается во втором полугодии).
«Разложи в ряд» (по форме, по величине): чередование предметов по форме через один, выкладывая их в ряд (куб – конус – куб – конус и т.д., круг – квадрат – круг – квадрат и т.д.): чередование предметов по величине через один, выкладывая их в ряд (большой – маленький – большой – маленький и т.д.). «Поиск в окружающем»:
быстро находить предмет, спрятанный на виду за экран или какой-либо предмет;
находить в обстановке класса и приносить учителю предметы, игрушки, парные с предметом, игрушкой, показанными учителем;
находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки по показанной учителем картинке (мяч на картинке – принести мяч (игрушку);
находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки с заданным признаком – определенного цвета, формы, величины, по образцу, показанному учителем. (Игра проводится параллельно с прохождением данного признака в других видах деятельности, как закрепление);
«Что лишнее»: исключение «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине).
«Светофор»: перемена вида движения по цветовому сигналу (при показе зеленого круга дети должны идти, желтого – маршировать на месте, красного – останавливаться).
«Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаги, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик).
«Чудесный мешочек»: узнавать на ощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т.д.); узнавать на ощупь предметы, положенные в матерчатый мешок; находить на ощупь названный предмет при выборе из нескольких, положенных в мешок; различать на ощупь величину предметов (из двух предметов, резко контрастных во величине. (Второе полугодие).
Все действия производить как правой, так и левой рукой. Учить определять предметы сначала правой, затем левой рукой.
«Что убрали», «Что изменилось» - запоминать и называть предметы, игрушки или значительные изменения в них.
Деятельность с разборными игрушками
Собирание вкладных кубиков (3 куба разных по величине). Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение ее.
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стрежень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 3 или 5 колец); учить заканчивать работу до конца, не бросать ее, не доделав, не терять цели подбора колец «по величине»; закончив работу контролировать правильность сделанного, замечать и исправлять ошибки.
Элементарное конструирование
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.
По возможности учить детей строить эти фигуры по словесной инструкции.
Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.
Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не более 3-4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, и величину фигур.
Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции сопряжено с учителем): башня из 4-х кубов одинакового размера; дорожка из брусков одинакового размера; башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине); башня из 5-ти кубов разного размера (по убывающей величине); ворота; гараж; дом; стол; стул; забор.
Выполнение этих построек из одноцветных деталей, выбирая из массы разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная).
Работа с мозаикой
Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.
Выкладывание «чередующегося ряда» через элемент: красный – синий – красный - синий – красный – синий и т.д. Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики:
«Курочка и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых расположенных в ряд);
«Башня и флаг» (три белых вертикально в ряд и один красный наверху);
«Елочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенные треугольником и рядом внизу один красный элемент);
«Ромашка» (один элемент желтого цвета, вокруг него шесть элементов белого цвета).
Выкладывание тех же узоров без образца, по названию сюжета.
Предполагаемые результаты обучения
- наличие у ребенка положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками, предметами и изображениями в контексте материала;
- умение осуществлять действия совместно с учителем по подражанию и по образцу;
- понимание названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
- осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных сообщений.
- выбор геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
- объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты);
-соотнесение плоскостных и пространственных фигур в процессе игр и игровых упражнений;
- перемещение в пространстве класса и школы с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
- перемещение различных предметов вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
- выполнять действия за учителем и по образцу
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Программы обучения глубоко - умственно отсталых детей». Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.
2.Интернет – ресурсы
Сайты коррекционных школ
Сайты учителей коррекционных школ
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока дата
проведплан дата
проведфакт к-вочас
1 Дидактические игры: «Картинное лото». 3.09 1
2 Дидактические игры: «Картинное лото». 10.09 1
3 Дидактические игры: «Картинное лото». 17.09 1
4 Складывание фигур из счетных палочек. 24.09 1
5 Складывание фигур из счетных палочек. 1.10 1
6 Складывание фигур из счетных палочек. 8.10 1
7 Складывание разрезных картинок из 3-4 частей 15.10 1
8 Складывание разрезных картинок из 3-4 частей 22.10 1
9 Складывание разрезных картинок из 3-4 частей 29.10 1
10 Дидактическая игра «Геометрическое лото». 12.10 1
11 Дидактическая игра «Геометрическое лото». 19.10 1
12 Дидактическая игра «Геометрическое лото». 26.10 1
13 Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разложи в ряд». 3.12 1
14 Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разложи в ряд». 10.12 1
15 Работа с конструктором 17.12 1
16 Работа с конструктором 24.12 1
17 Работа с конструктором 14.01 1
18 Работа с мозаикой. 21.01 1
19 Работа с мозаикой. 28.01 1
20 Работа с мозаикой. Выкладывание по образцу геометр. фигур 4.02 1
21 Работа с мозаикой. Выкладывание по образцу геометр. фигур 11.02 1
22 Работа с мозаикой. Выкладывание узоров по образцу. 25.02 1
23 Работа с мозаикой. Выкладывание узоров по образцу. 3.03 1
24 Работа с мозаикой. Выкладывание узоров по образцу. 10.03 1
25 Поиск в окружающем». Нахождение предметов с заданными признаками. 17.03 1
26 Поиск в окружающем». Нахождение предметов с заданными признаками. 24.03 1
27 Поиск в окружающем». Нахождение предметов с заданными признаками. 7.04 1
28 Собирание пирамиды. 14.04 1
29 Собирание пирамиды. 21.04 1
30 Дидактические игры: «Что лишнее?», «Светофор» 28.04 1
31 Дидактические игры: «Что лишнее?», «Светофор» 5.05 1
32 Дидактические игры: «Не урони», «Чудесный мешочек» 12.05 1
33 Дидактические игры: «Не урони», «Чудесный мешочек» 19.05 1