Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью учителя Котковой Нины Николаевны по самообслуживанию в 1 классе 
Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение
Виткуловская средняя общеобразовательная школа
Сосновского района Нижегородской области
       
Принято решением педагогического совета
Протокол №  __17_       
от  _28_августа_2015г «Согласовано»
Заместитель директора Кошелева В.С.
____________
«   »   _________       2015г.        Утверждаю
Директор  ________ Пронин А. А.
Приказ №     _140_  
 от « 31 » августа  2015г 
                
Адаптированная образовательная программа 
обучения по индивидуальному учебному плану на дому
для детей с глубокой умственной отсталостью 
учителя Котковой Нины Николаевны
по самообслуживанию  в 1 классе
2015 – 2016
 учебный год
с. ВиткуловоАннотация к адаптированной образовательной программе обучения 
по индивидуальному учебному плану на дому
для детей с глубокой умственной отсталостью
по самообслуживанию в 1 классе
Адаптированная  образовательная  программа обучения  по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью по самообслуживанию  в 1 классе составлена на основе  Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель-НИИ дефектологии АПН СССР Москва – 1983г.
На изучение курса «Самообслуживание» отводится - 1 час в неделю – в год -33 часа. 
Прохождение программы по данному курсу имеет практическую направленность. На занятиях формируются и совершенствуются необходимые навыки личной гигиены и самообслуживания, умения ухаживать за собой. одеждой и обувью, поддержание порядка в шкафах с бельем, на рабочем месте, в спальне и др. Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений ребенка об окружающем мире ,обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, развивается самостоятельность в организации своей жизни. 
В программе по самообслуживанию предусмотрены следующие разделы: 
- навыки, связанные с гигиеной тела, (хранение предметов сангигиены); 
- навыки одевания и раздевания, (закрепляем навыки под присмотром взрослого); 
- навыки, связанные с уходом за одеждой, обувью, постелью; 
- навыки, связанные с приемом пищи. 
В ходе прохождения курса ставятся следующие задачи: 
Воспитание культурно – гигиенических навыков. 
Самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться 
мылом, расческой, сухо вытирать после умывания, вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым платком, чистить зубы. 
Навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Правильно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. 
Воспитание навыков культурного поведения. 
Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, говорить  «спасибо»  за оказанную помощь, внимание. Учить выражать просьбу словами, излагать ее понятно, пользоваться словом «пожалуйста». 
Воспитание умения бережно относиться:
 к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, убирать на место, замечать поломанную игрушку, карандаш, просить взрослого починить. Учить правильно, использовать предметы быта, поддерживать порядок в комнате, на рабочем столе. Учить самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать вещи, вешать).
Составитель – Коткова Нина Николаевна
Пояснительная записка
Адаптированная  образовательная  программа обучения  по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью по самообслуживанию  в 1 классе составлена на основе  Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель-НИИ дефектологии АПН СССР Москва – 1983г.
Цель: 
Формировать  практические  умения  и  навыки  по  бытовому  труду, навыков  самообслуживания  и  личной  гигиены.
Задачи: 
Сообщение    необходимых  знаний  о  предметах  и  явлениях  ближайшего  окружения.
Обучение   простым  бытовым   действиям (навыкам  одевания — раздевания,  приема  пищи,  личной  гигиены и тд). 
Привитие  положительных  привычек.
Развитие  социальной  адаптации.
Развитие  и  коррекция  общей  и  мелкой  моторики.
Привитие  интереса  к  окружающей  действительности,  подготовка  ребенка  к  самостоятельности  в  быту.
Работа по самообслуживанию как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию ребенка.  Готовит его  к самостоятельности в быту.  На уроках  по самообслуживанию  ребенок  ставится перед необходимостью планировать свою работу. Он начинает осознавать логическую последовательность определённых действий. 
  
Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать ребенку  навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для  него задачах по самообслуживанию.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у ребенка  необходимые им навыки самообслуживания, гигиены и норм поведения.
Программа представлена как комплекс знаний, практических умений необходимых для выработки у ребенка ориентиров в микросреде (жизневидение).
Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность, помогают  лучше усваивать изучаемый материал.
Система упражнений, выполняемых на занятиях, должна носить учебно-тренировочный характер. В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые ребенок выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими упражнениями и другими видами работ.
Широко используются игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. 
Программа рассчитана  на 33 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Прогнозируемые знания и умения
Обучающаяся  должна знать:
названия  предметов  ближайшего  окружения;
правила  личной  гигиены;
простые  правила  безопасности    в  быту.
Должна уметь:
самостоятельно ( с  небольшой  помощью) снимать  и  одевать верхнюю  одежду  и  спортивную  форму;
культурно  вести  себя  за  столом;
убирать  посуду  после  приема  пищи;
поддерживать  в  порядке  личные  учебные  вещи;
выполнять  посильные  трудовые  поручения ;соблюдать  правила  учебной  дисциплины. 
                                                  Содержание программы  
1.Навыки, связанные с гигиеной тела.
Закрепить приобретенные в дошкольном возрасте умения различать и называть:
   а) части тела  (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина,      плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени);    б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок  (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце;     в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.      Совершать под присмотром и с помощью учителя  утренний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу, полотенце.
2. Навыки одевания и раздевания.
    Закрепить приобретенное в дошкольном возрасте умение различать и называть предметы одежды и обуви: чулки, носки, рубашки, трусы, носовой платок, штаны, платье, пальто, шапка, варежки, шарф, ботинки, галоши, валенки и т. д.    Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя. Знать как складывать и куда класть или вешать снятую одежду.
3. Навыки приема пищи.
   Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи ( ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка…).
   Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол. 
4. Навыки культурного поведения.
    Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Программы обучения  глубоко - умственно отсталых детей». Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР. 
2.Интернет – ресурсы
Сайты коррекционных школ
Сайты учителей коррекционных школ
               Календарно - тематическое планирование
№ Тема урока дата проведплан дата
проведфакт к-вочас
1 Тело  человека. Основные  части  тела. Закрепление  умения  показывать  и  называть  части  тела. 3.09 1
2 Наши  ноги. Правая – левая  нога. Упр-я  на  закрепление. 10.09 1
3 Наши  руки. Правая- левая  рука. Названия  пальцев  рук. 17.09 1
4 Мытье  рук  перед  едой  и  по  необходимости. Обучение  правильному  мытью  рук. 24.09 1
5 Ногти. Правильный  уход  за  ногтями. 1.10 1
6 Пальчиковая  гимнастика. Самомассаж  пальцев  пружинками. Закрепление  названий  пальцев  рук. 8.10 1
7 Лицо  человека (глаза, нос, рот,  уши). Гигиена  лица. 15.10 1
8 Гигиена  полости  рта. Предметы  личной  гигиены. 22.10 1
9 Практический  урок. Правила  личной  гигиены. 29.10 1
10 Волосы. Расчесывание,  мытье. Умение  причесываться. 12.11 1
11 Обобщ. урок по теме «Навыки, связанные с гигиеной тела. 19.11 1
12 Что  такое  режим  дня. Соблюдение  режима  школьника. 26.11 1
13 Утренняя  зарядка. Закаливание. 3.12 1
14 Утренний  и  вечерний  туалет. 10.12 1
15 Чтение  и  разбор  сказки  Чуковского  «Мойдодыр». 17.12 1
16 Обыгрывание  навыков  личной  гигиены  на  кукле, сопровождая  словесным  пояснением. 24.12 1
17 Дид.  игра «Кукла Катя умывается, делает зарядку и т.д ». 14.01 1
18 Одежда  девочек  и  мальчиков. Дид.  игра  «Одень  куклу». 21.01 1
19 Одежда  школьника. Школьная  форма. Правила  опрятности. 28.01 1
20 Спортивная  форма. Порядок  переодевания  на  урок  физкультуры. 4.02 1
21 Верхняя  одежда. Школьный  гардероб. Правила  пользования  гардеробом. 11.02 1
22 Практическое  занятие. Умение  самостоятельно  одевать  и  снимать,  расстегивать  и  застегивать     верхнюю  одежду. 25.02 1
23 Обувь. Чистка  обуви, необходимые  предметы (тряпка, щетка, крем, губка  для  обуви). 3.03 1
24 Практическое  занятие. Чистка  обуви   специальной  губкой. 10.03 1
25 Самостоятельное  обувание,  умение  застегнуть  и  расстегнуть  обувь. 17.03 1
26 Режим  питания  школьника. 24.03 1
27 Правила  рационального  питания. Полезные  и  вредные  продукты. 7.04 1
28 Витамины  в  рационе  питания  школьника. 14.04 1
29 Закрепление  культурно-гигиенических  навыков. Правильное  мытье  рук  перед  едой, мытье  фруктов  и  овощей. 21.04 1
30 Культура  приема  пищи. Поведение  за  столом. 28.04 1
31 Просмотр  видеофильма  «Правила  этикета».   5.05 1
32 Столовая  посуда. Умение  правильно  использовать  столовые  приборы. 12.05 1
33 Сервировка стола. 19.05 1