Урок по русскому языку в 6 классе «Мягкий знак на конце и в середине числительных» по сингапурской методике


Урок по русскому языку в 6 б классе
Дата. 31.01.2014
Учитель. Ахметвалеева Р.М.
Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных».
Цели:
образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных, сформировать умение применять его при написании числительных, повторить правописание мягкого знака в других частях речи
развивающая - развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные. воспитательная – воспитывать интерес к родному языку, развитие положительной мотивации учения
Использование обучающих структур финк-райт-раунд-робин; куиз-куиз-трейд; тим чир, ТЕЙК-ОФ-ТАЧ-ДАУН (встать-сесть).
Оборудование: учебник «Русский язык» в 6 классе под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской; таблицы-схемы по теме «Числительное», карточки для индивидуального опроса, записи на доске, тестовые задания, раздаточный материал
Ход урока:
1.Организационный момент (запись числа, темы урока)
2. Повторение ранее изученного о числительном (подготовка к восприятию темы)
Слово учителя
- Ребята, давайте повторим некоторые правила. Игра «Скажи да или нет».
- наша речь состоит из предложений? ( да)
- предложения состоят из слов? (да)
- слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет)
- это числительные? (да)
- порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет)
- на вопрос какой? (да)
- количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)
- составные числительные состоят из 2 и более слов? (да)
- простые числительные состоят из одного слова? (да)
Итак, мы вспомнили материал прошлого урока
Использование обучающей структуры
ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН – подумай-запиши-обсуди в команде
(вопросы записываются на доске)
б) – Что называется именем числительным?
- Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой - Какие числительные называются порядковыми, количественными?
Приведите примеры.
- Имена числительные, отвечающие на вопрос сколько? - количественные. Например, одиннадцать тетрадей.
- Имена числительные, отвечающие на вопрос какой? (какая? какое? какие?), - порядковые. Например, первый справа.
- Какова синтаксическая роль числительных?
- Имена числительные могут быть разными членами предложения:
подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, определением.
- Какие числительные называются простыми и составными?
- Числительные, состоящие из одного слова, - простые.
Например: четыре, семь.
- Числительные, состоящие из двух или более слов, - составные.
Например: триста пятьдесят семь, двадцать пять.
Конкурс знатоков.
1. Ответьте на вопросы, используя числительные.
а) Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкина?
б) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
в) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
г) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
д) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
е) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, семь раз, два зайца
Как называются такие числительные? Количественные
 2) Словарная работа (нестандартное представление слов):
а) целое число, следующее сразу за десятком (одиннадцать);
б) наименьшая единица измерения времени (секунда);
в) промежуток времени в 10 дней, третья часть месяца (декада, от греческого «дека» - десять);
г) четвёртая часть отчётного года (квартал, от латинского «квартус» - четвёртый).
- Запишите словарные слова и подчеркните в них орфограммы, обратите внимание на ударение в слове квартал (на последнем слоге).
Одиннадцать, секунда, декада, квартал.
3. Актуализация знаний учащихся
КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД – «опроси-опроси-обменяйся карточками» «Карточка для соседа» (работа в парах):2 теоретических вопроса и 2 практических. (дома дети готовят вопросы для соседа, задают друг другу и отвечают на поставленный вопрос, оценивают ответ товарища
4.Объяснение нового материала:
- А теперь мы с вами проведем небольшое исследование. Выполним упражнение № 352. Запишем под диктовку слова в два столбика. Ученик у доски.
Ь на конце слова Ь в середине
Рожь письмо
Ночь тоньше
Степь дальше
Кость альбом
Семь просьба
ПЯТЬСОТ
СЕМЬСОТ
- Что это за орфограмма? Как называется? (Употребление и неупотребление ь знака для обозначения мягкости согласных)
- А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите.
- Где пишется ь знак?
- Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.
3.Сообщение темы:
- Сегодня мы познакомимся с написанием ь знака в середине и на конце числительных. - Рассмотрим таблицу в учебнике и на доске.
Ь знак на конце Ь знак в середине
От 5 до 20
и 30 От 50 до 80
От 500 до 900
- Прочитаем правило в учебнике.
Закрепление. Выполнение упр. 353
4.Физкультминутка.
– Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные?
ТИМ ЧИР (Считалка, кричалка, девиз) – упражнение для поднятия духа аудитории
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Небо, звезды, луг, цветы
Ты пойди-ка, поводи!
- Услышали ли вы числительные? Назовите. Где пишется ь знак?
Гимнастика для глаз 1 мин.
Определите, сколько раз употребляется ь в числительных: 1) 1237, 895, 999, 17 108,
2) 888, 5 971, 6 606, 767: а) один раз, б) два раза, в) три раза, г) четыре раза.
ТЕЙК-ОФ-ТАЧ-ДАУН (встать-сесть). Учитель называет числительные. Задача учащихся – встать, если в середине числительного пишется Ь: пятьдесят, пятнадцать, восемнадцать, восемьдесят, тридцать, пять, семьдесят, семнадцать.7. Рефлексия.
- с какой частью речи мы работали весь урок?
- что нового узнали на уроке
- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке.
Итоги урока, оценки, домашнее задание: выучить правило на стр. 148, п.61, упр. 355, найти фразеологизмы с именами числительными три, семь и выписать в тетрадь.